EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Самое неожиданное в конкурсе "Дистанционный учитель года" - моменты самопознания!»
Доманцевич Ольга Геннадьевна, г. Зеленогорск
Дистанционный учитель годаМатериалы конкурса2006Полищук С.Г.
 
*

Дистанционный учитель года 2006

Преодоление себя

Полищук Светлана Георгиевна, учитель информатики, ГОУ КШИ «Норильский кадетский корпус», село Тесь, призёр 8-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2006"

Здравствуйте всем, кто будет читать эту статью! Первое, что хотелось бы сказать – это «Спасибо» за интересный и насыщенный пусть и небольшой отрезок моей биографии.

Решение о принятии участия в конкурсе пришло мгновенно! Скорость принятия решения увеличивалась еще и тем, что наткнулись мы на него в предпоследний день регистрации участников. Как Вы думаете, много я запланировала на этот конкурс за сутки? Конечно же, много, а как иначе?! И ожидания мои были достаточно амбициозны … Надо сказать, справедливости ради, что постепенно они сошли до уровня реальных ожиданий и предположений и окончательно приняли следующую формулировку: участвую, потому, что хочу открыть для себя много нового и интересного в области дистанционного образования, которое до сих пор, меня никоим образом не касалось, в плане преподавательской деятельности; хочу познакомиться и пообщаться с интересными людьми, поделиться своим, хоть и небольшим опытом. Наконец, просто почувствовать себя приобщенной к чему-то большому и интересному, полезному и необходимому, почувствовать, что и ты являешься участником этого живого образовательного процесса, процесса диалога учителя и ученика. И вот суть того, что мы называем образовательным процессом, для которого не важны географические расстояния, возрастные грани и материальное положение его участников – все то, что часто встает на пути диалога между учителем и учеником. Со всеми этими ожиданиями я и вступила в конкурс.

Что же в итоге? Смею заметить, что результаты превзошли все мои ожидания! Безусловно, были взлеты и падения (падений, мне кажется, было больше), но все то, что я приобрела, прочувствовала, узнала, осознала – многократно перекрывает все те не слишком положительные моменты моего первого опыта дистанционного преподавания и участия во всех мероприятиях конкурса!

Участие в конкурсе изменило не только количественную характеристику знаний, но и качественную их сторону. Само отношение к своей профессии, к видению себя в ней перевернулось, буквально, с головы на ноги. Встало на них крепко и, надеюсь, надолго.

Отчасти, на это повлияло то, что явилось для меня достаточно неожиданным и непредвиденным обстоятельством. Я говорю об отношениях между участниками конкурса, сотрудниками оргкомитета, кураторами. Привычка, что к неопытным в какой бы то ни было области или начинающим учителям относятся снисходительно, дают понять, что, «вот здесь находятся учителя с опытом, а Вы, всего лишь, вот здесь, с краю, в хвосте», сыграло со мной злую шутку. Я не знала, как реагировать на совершенно равноценное отношение к себе как маститых сотрудников центра, так и многоопытных коллег: оказывается, и с моим мнением считаются, и не всё, что уносится с моей клавиатуры в пространство сети, оказывается глупым…

Самое неизгладимое впечатление оставили, конечно же, курсы, где выступаешь в качестве ведущего! Читая сообщения своих коллег на страницах форума и по рассылке телеконференции, никак не чаяла встретить себя в списках допущенных до ведения дистанционных курсов, но это свершилось, что своим фактом повергло меня в небольшой шок: «У меня не получится!» - вот настойчивая мысль, зудящая у меня в голове, непосредственно, до момента начала курсов, а где-то и до конца первого дня их проведения. Но уже по окончанию этих коротеньких трех дней, мне не хотелось ни расставаться с участниками, ни заканчивать курс как таковой. Все мои ощущения как бы нарастали, ускорялись по мере продвижения по курсу, кульминацией стали, конечно же, сами занятия, а теперь, сидя за написанием статьи, я переживаю, что не хватит словарного запаса описать все то, что чувствовала, думала, делала, о чем мечтала за время участия в конкурсе!

Первоначальное знакомство с дистанционным образованием я получила, когда училась сама на курсах повышения квалификации в одном из удаленных университетов. Но в этом случае не задумываешься о том, как организуются и разрабатываются такие курсы, все кажется простым. Однако, коснувшись ДО не со стороны потребителя знаний, а со стороны одного их составителей, разработчика курса, открываешь для себя совершенно другой вид деятельности. Но, все-таки, курс курсу рознь. Их своего опыта обучения на прошлых курсах, могу сказать, что там нет столь близкого взаимодействия ведущего и участника, нет такой направленности на успешность каждого ученика, как на нашем конкурсе. Поэтому, находясь в атмосфере конкурса и, фактически становясь соучастником творения дистанционного образовательного процесса, понимаешь огромную разницу в работе Центра «Эйдос» от других образовательных учреждений, предоставляющих подобные услуги.

Направленность организаторов на личность участника конкурса - серьезный стимул для достижения им определенного рода результатов деятельности. В таком контексте по-другому звучит и собственная преподавательская деятельность, направленная на очных учеников. Смотришь на детей уже ни как на целый класс, подгруппу, а как на целое, состоящее их отдельных индивидуальностей, каждая из которых по-своему особенна. С радостью обнаруживаешь, что твои внутренние побуждения и интуитивные поиски лучших путей решения образовательных задач перекликаются с основными идеями Центра «Эйдос» и Научной школы.

Если рассматривать конкурсные задания, то наиболее успешным, на мой взгляд, стало создание учебного web-ресурса; из элементов же заданий неплохо прошло моё чат-занятие с участниками моего курса. Скорее всего, такое интерактивное общение в режиме on-line является для меня наиболее эффективным, что же касается других видов и способов дистанционной деятельности, то для них, видимо, необходим больший опыт.

Обогащение собственного педагогического опыта – является ценнейшим приобретением, достигнутым, в ходе конкурса. Участие в различных видах деятельности при работе с конкурсными заданиями способствовало серьезному пересмотру себя относительно собственной преподавательской деятельности, сопоставлению позиции педагога не столько с источником, наполняющим сосуд, но с руслом, направляющим поток деятельности учащихся. Умение быстро реагировать на непредвиденные ситуации, прогнозировать результат относительно усвоения ЗУН участниками на основании уже выполненных ими заданий, строить цепочку рассуждений и приходить к определенному выводу, используя сетевые формы общения – это те качества, действие которых удалось выявить в ходе работы с конкурсом. Достигнуть этого мне помогла та атмосфера и среда, погружение в которую и значило участие, а так же мои коллеги – конкурсанты, благодаря энтузиазму которых собственные трудности уже не кажутся столь серьезными.

Самой большой проблемой явилось преодоление себя. Работая в таком режиме впервые, испытываешь большие нагрузки и ловишь себя на мысли: «может быть, бросить все это, вернуться к спокойной подготовке уроков, размеренному протеканию учебных дней, не искать, не беспокоиться, не волноваться…», однако идешь вперед, где-то более удачно, где-то менее. Не обходилось и без самых обыкновенных технических неполадок: отключили сеть в корпусе, нет телефонных карт в магазине, а у тебя на счету телефона 0, и срочно необходим Интернет, завис старенький компьютер, а уже пора отправлять задание, было даже отключение электроэнергии. Эти проблемы, на которые обычно обращаешь не столько внимания, иногда становились буквально ключевым фактором в работе.

Трудность, на первых этапах, представлял и стиль сетевого взаимодействия. Здесь, чтобы эффективно вести, например, телеконференцию, необходимо не просто тщательно изучить инструкции по ее ведению, но и уметь точно задавать вопросы твоим удаленным коллегам. Находишься-то далеко и не можешь дополнительно пояснить вопрос, а значить, нужно сразу формулировать его точно и правильно. И даже точности и правильности задаваемого вопроса бывает недостаточно: необходимо учитывать не только свои интересы, но и предполагать возможные интересы удаленных собеседников. После двух-трех неудачных попыток все же удается настроиться на правильную волну и включиться в работу. Здесь помогают и прочтение вопросов коллег, и анализ общей темы разговора или отдельных его направлений. Все это, так или иначе, способствует совершенствованию собственной деятельности в рамках конкурса и сетевого взаимодействия с коллегами. Постепенно учишься чувствовать направленность, анализировать и делать правильные выводы из контекста рассуждения.

Из множества суждений и точек зрения, конечно, есть более близкие, перекликающиеся с собственным мнением по этому вопросу или проблеме, есть те, к которым прислушиваешься в силу аргументированности и обстоятельности суждения, тогда приходится пересматривать и свои взгляды на решение той или иной задачи. С кем-то соглашаешься, где-то споришь, а где-то и категорически против. Здесь нельзя выделить кого-то одного из общего контекста обсуждения, на мой взгляд, это было бы неверно, выдергивать отдельные высказывания, строя при этом цепь из значимых тебе суждений. Их слишком много и они принадлежат в разный момент времени, разным дискуссиям и ситуациям. Выделить какое-то одно умозаключение или высказывание было бы равносильным разорвать канву разговора, процесса обсуждения. Здесь, на мой взгляд, важны не столько отдельные высказывания, а общая направленность обсуждения и продуктивность дискуссии. Например, несмотря на бурные прения по этому вопросу на страницах форума, меня никто не переубедит в том, что дистанционным образованием возможно будет заменить очное. Я считаю, что дистанционное должно не заменять образование, получаемое привычным нам способом, а дополнять и расширять его рамки. Именно вопросы дополнительного к основному, мне думается, наиболее эффективно удается решать дистанционному образованию.

Работа с дистанционными курсами или олимпиадами замечательно стимулирует интерес к тому или иному предмету, к самому процессу образования, заставляет ученика по-другому взглянуть на предметы, учебный материал, способы его усвоения и цели применения. Основной проблемой здесь, конечно, остается техническая сторона вопроса и еще недостаточная просвещенность в вопросах дистанционного образования учительской аудитории. Думаю, что решение этой проблемы стоит начать с освещения вопросов теории дистанционного образования, его основных положений и принципов, разъяснения понятия «человекосообразный», «эвристический».

Понимание того, что информационная услуга не несет в себе понятие ценности информации, привычка относиться к образованию вообще с точки зрения потребителя бесплатного, общедоступного продукта, еще долго будет препятствовать ускоренному внедрению подобного рода образовательных услуг в практику школы и общества. Ориентир на то, что информация – бесценный ресурс общества и понимание того, что владение информацией – есть владение ситуацией и приобретение способности управлять процессом жизнедеятельности по мере накопления информации постепенно приходит в учительскую среду, но пока на уровне понимания больше, чем на уровне внедрения и применения. Отсутствие подобных центров или их филиалов в регионах не добавляет скорости протекания данных процессов, хотелось бы, чтобы шаги в этом направлении все-таки были сделаны.

В своей деятельности положительным моментом считаю просвещение коллег о возможности участия в дистанционных курсах, олимпиадах, привлечение учащихся к прохождению дистанционных курсов и участию в олимпиадах, выступлению на методических объединениях по вопросам дистанционного образования, организацию диспутов по данной проблеме, помощь в регистрации на дистанционных курсах центра. Однако, здесь очень важна и финансовая сторона вопроса. С одной стороны – некоторые виды образования должны быть платными, с другой – существуют категории населения, которые, при всем желании участвовать в дистанционном образовании, просто не могут себе этого позволить с финансовой точки зрения. В этом случае возникает проблема доступности такого образования. С другой стороны, организация, оказывающая информационные услуги, сама должна каким-то образом выживать и не просто, а развиваться при этом, не стоять на месте.

Учитель может хорошо и качественно работать, для этого ему требуется возможность самореализации и самоутверждения. Такую возможность предоставляют конкурсы, в частности конкурс «Дистанционный учитель года». Сама структура этого конкурса заставляет не просто проявлять какие-то свои уже имеющиеся качества, но и открывать новые, совершенствоваться и развиваться. Отточенная работа и детальная организация процесса работы в рамках конкурсной программы, выгодно отличают его от аналогичных конкурсов, проводимых в очном образовании.

Заканчивая работу в рамках конкурса, я настраиваюсь на продолжение работы с дистанционным образованием, в частности его применением в рамках региональных, областных и районных образовательных центров; разработку и организацию дистанционных курсов в масштабах города, района, села; поддержание установленных на конкурсе связей, развитие взаимодействия с коллегами из других регионов и образовательных центров.

Очень хотелось бы, чтобы работа, начатая здесь, не закончилась с окончанием конкурса, не потерялись контакты. Чтобы постепенно менялся мой собственный стиль работы по направлению к человекосообразному. Чтобы коллеги отзывались, участвовали в обмене наработками и идеями, организовывали собственные дистанционные курсы, чтобы они были успешными. А еще хочется и в дальнейшем принимать участие в подобных конкурсах.

Удачи, успехов, участников и Спасибо всем, с кем работалось в рамках конкурса: коллегам, организаторам, кураторам и ведущим!

 

Условия регистрации в конкурсе >>

  вверх
вверх