EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Самое неожиданное в конкурсе "Дистанционный учитель года" - моменты самопознания!»
Доманцевич Ольга Геннадьевна, г. Зеленогорск
Дистанционный учитель годаМатериалы конкурса2006Рямов Р.Ф.
 
*

Дистанционный учитель года 2006

От нуля до … или как я участвовал в конкурсе

Рямов Рустам Фаритович, директор Центра управления качеством образования, Башкирский институт развития образования, г. Уфа, лауреат 8-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2006"

“Когда я использую слово, оно
имеет только то значение, которое
я для него выбрал - ни больше, ни меньше”
Л.Кэрол

До участия в конкурсе я занимался проведением мониторинга кадрового обеспечения учреждений общего образования Республики Башкортостан в рамках субъекта Федерации. Работа эта была организована через районные (городские) центры педагогической информации. Я производил рассылку программы (в Excel), а на местах заполняли электронную оболочку, и вся информация собиралась, обрабатывалась и анализировалась у нас, т.е. в центре управления качеством образования. Связь между муниципалитетами поддерживалась через электронную почту. Одним словом, если можно сказать, провел дистанционный мониторинг.

Кроме этого опыта в дистанционном образовании до участия в VIII Всероссийском конкурсе «Дистанционный учитель года 2006» не было. В связи с этим решил принять участие в конкурсе, с целью познакомиться, научиться с методикой проведения дистанционных курсов, занятий, мониторинга, диагностики. Также, конкурс – это все-таки соревнование, и участие в нем дает дополнительную энергию для работы (до участия в дистанционном конкурсе участвовал на республиканском конкурсе «Учитель года Башкортостана 2004»).

О дистанционном образовании до конкурса у меня было одно мнение – что это очень легко и просто, был бы выход в Internet. На сегодняшний день могу сказать, что я был не прав. Сколько труда, знаний и терпения надо, чтобы провести на должном уровне дистанционный курс. И то, что некоторые личности утверждают, что дистанционное образование дает только «поверхностные» знания – в корне не верно. За время проведения курса, дистанционный педагог, как и очный, по первым занятиям узнает базовый уровень дистанционного ученика и работает с ним индивидуально. Я бы даже сказал, что дистанционное образование – больше индивидуальное. Хотя и на курсе может быть много учеников, но учитель работает с каждым, а на очном занятии это не всегда удается. И не стоит гнаться за модой и лозунгом «Все за дистанционным образованием!», а надо грамотно преподносить учительству о возможности и преимуществах дистанционного образования, в этом отношении Центр дистанционного образования «Эйдос» - действительно лидер в Российском образовании.

Результатами участия в конкурсе я доволен, прежде всего, тем, что дошел до финала и нам предоставили возможность представлять «Эйдос» при проведении своих разработанных курсов. Хотелось бы отметить, что очень грамотно составлены инструкции на любое задание, которые очень здорово помогли при проведении своего курса: мне было достаточно проанализировать все полученные инструктивные письма, организации своего дистанционного курса.

Во время участия в конкурсе, настроение менялось от нуля до максимума. Спускалось до нуля, когда получаешь задание, и возникает вопрос – как это сделать (не по всем заданиям, конечно, а по некоторым, например – создание баннера или веб-ресурса). Но затем, проконсультировавшись и выполнив задание, получаешь полное удовлетворение от созданного собственного продукта.

Задания все были интересные и актуальные. Впервые столкнулся с составлением эвристических задач (пришлось покопаться в литературе, прежде чем составлять задания) и был очень рад, что так высоко оценили мои задачи. Далее создание баннера и сайта – интересное практическое задание (до этого имел представление, а создавать и управлять сайтом, как всегда не хватало времени). Выбор темы курса и подготовка презентации – очень важный этап при подготовке дистанционного курса. И, наконец, разработка заданий и модулей для проведения своего дистанционного курса, на мой взгляд, самый основной момент. От того, как составишь задания и какую тему выберешь – зависит половина успеха твоего дистанционного курса. А остальная половина достигается во время проведения курса.

Отрадно, что многие задания сопровождались рефлексиями. Вначале казалось, что они ни к чему, а затем осознал, что без собственных осознанных действий результата не добиться. Интересно было организована телеконференция (от потока писем вначале конкурса было немного не по себе – открываешь, читаешь и отвечаешь, а писем не убавляется, а только добавляются). Но в некоторый момент она затихла, и все участники конкурса перешли, на мой взгляд, к обсуждению тем и проблем в форумы Научной школы А.В. Хуторского и Эйдоса, так как эта форма более удобна при обсуждении тех или иных тем. На форуме Научной школы открыл тему, связанную с качеством образования, где по сегодняшний день идет обсуждение проблем. Но мне показалось, что на конкурсе очень мало методистов и руководителей школ, большинство – учителя-предметники. На форумах не понравилось то, что некоторые участники погнались за количеством постов и не совсем следили за их качеством, превращая тем самым обсуждение тем в обычный разговор, т.е. уходили от научности рассуждения. Хотя в информационных письмах четко и ясно были указаны требования участия в форумах. И самое неприятное, это когда учителя пишут с ошибками, хотя и есть у них возможности правки…

Самым волнующим и затрагивающим для меня было проведение дистанционного курса. Первое, чем столкнулся при проведении своего дистанционного курса, было, как «найти» участников курса. Естественно, в ход пошли знакомые и друзья, но видимо, сделал я рекламу своего курса не грамотно – только два своих дистанционных ученика и еще два – от локального координатора. Хотя рассылку презентации своего курса я сделал по очень многим адресам, практически все ответили, что очень актуальная тема, что хотелось бы поучаствовать, но … и тысячу причин. А те, кто прошел мой курс, остались очень довольными и мы до сих пор поддерживаем с ними связь и они также поняли значимость дистанционного образования, и я уверен, что через них в их школах будет развиваться дистанционное образование и, прежде всего, через «Эйдос».

Во время проведения курса увидел то, что курс надо немного изменить и доработать, так как были заметны те задания, с которыми участники справляются без особых проблем и где возникают трудности. В связи с этим планирую доработать свой курс, как минимум до пяти дней. На курсе, несмотря на то, что принимало участие только четыре педагога, меня поразило, что они очень активно приняли участие в обсуждении тем на форуме (49 постов и более 300 просмотров за три дня). Кроме того, всем им понравилась работа в режиме реального времени (до этого никто из участников в чате не общался). Я считаю, что проведенный дистанционный курс в рамках конкурса удался и это является моим главным успехом. И добился я этого, благодаря «Эйдосу» и самого себя.

Просматривая форум курсов, у меня возникла мысль о том, что ученики принимают более активное участие, чем учителя. С чем это связано я думаю, что некоторые ученики идут в ногу со временем и осознают о значимости дистанционного образования лучше, чем педагоги. У учителей, несомненно, множество проблем, но доказано, если постоянно не повышать свою квалификацию, не быть в курсе новинок, то со временем работа затянет в рутину, и эффективность преподавания значительно снизится. Эту проблему можно решить, прежде всего, доведя информацию о ДО, начиная от специалистов органов управления образования всех уровней – до руководителей образовательных учреждений и учителей-предметников.

С помощью дистанционных курсов наиболее эффективно решаются практически все общеобразовательные задачи и особенно для учащихся. Хотелось бы, чтобы были курсы для методистов и специалистов ОУО. Ведь эта категория слушателей, можно сказать, всегда остается в стороне от повышения квалификации (мнение сложилось на основе своего региона). А когда они осознают эти существующие проблемы, то, как говорится, у них имеются рычаги для доведения информации о дистанционном образовании, от эффективности до значимости этих курсов и необходимости участия на всех мероприятиях, проводимых центром ДО. Естественно, большое значение будет иметь реклама о предстоящих курсах, конкурсах, олимпиадах. Возможно, у Центра ДО были такие попытки или уже ведется такая работа, но, на мой взгляд, эффективность проводимых мероприятий увеличится, если провести это мероприятие под грифом «рекомендовано Министерством», или «проводится совместно с Министерством» и т.д. ведь никому не секрет, что руководители школ, увидев, что это мероприятие с участием Министерства, сразу дают указание на исполнение. А, не зная, что есть Центр дистанционного образования «Эйдос» и, получив от нее информацию о проводимых ею мероприятиях, директор школы может просто закинуть куда-нибудь или забыть эту информацию, как к ни к чему не обязывающую. Может, конечно, я не прав, но как бывший директор школы, предлагаю такой способ рекламы.

В заключение хотелось бы отметить, что знания, которые я получил от участия на конкурсе очень значительные. Вы научили азам дистанционного образования, и можете считать, что нашли еще одного единомышленника в этом, действительно новом и значимом направлении образования – дистанционном. И я думаю, что Вы провели не конкурс с нами, а курс о ДО, в котором мы – участники, являлись учениками. Я думаю, что проведение такого конкурса очень своевременное и хорошо отработанное. И с каждым годом у Вас участников будет больше, а соответственно и больше дистанционных учеников и дистанционное образование, наряду с традиционным будет развиваться и дальше, приобретая новые формы и методики.

 

Условия регистрации в конкурсе >>

  вверх
вверх