EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Самое неожиданное в конкурсе "Дистанционный учитель года" - моменты самопознания!»
Доманцевич Ольга Геннадьевна, г. Зеленогорск
Дистанционный учитель годаМатериалы конкурса2006Шмаков А.Л.
 
*

Дистанционный учитель года 2006

Яркие краски жизни

Шмаков Алексей Леонидович, учитель информатики, методист Центра образования “Эврика”, г. Петропавловск-Камчатский, призёр 8-го Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года' 2006"

В конкурсе “Дистанционный учитель года” я решил принять участие, чтобы приобрести больше опыта в проведении дистанционных занятий, узнать, как это делать наиболее эффективно, познакомиться с опытом коллег. Как говорится, если расскажешь и покажешь что-либо человеку, то он поймёт, а если вовлечёшь его в деятельность, то он научится. Я и решил для себя, что мне пора бы научиться, приобрести опыт качественной дистанционной деятельности.

Что же из этого получилось? Опыта приобрёл больше, чем предполагал. Хоть конкурс и продолжался почти два месяца, но было столько видов деятельности, что только и успевал делать, то одно, то другое. За короткие сроки мне удалось и составить задания для олимпиады, и сделать баннер, и создать сайт, и разработать и написать пособие для трёхдневного курса, и пообщаться с коллегами на форуме по проблемам образования. Причём пособие старался писать так, чтобы учащимся было всё понятно, ведь они находятся где-то далеко, в других городах, и нет возможности мгновенно получить ответ на вопрос. Но, судя по проведённому курсу, с этой задачей справился неплохо. Задания учащиеся выполнили, значит, всё было изложено понятно и доступно. Выходит, что понятно и доступно я умею не только вести очные занятия, но и составлять пособия для дистанционного обучения. Это меня радует. Сайт мне давно уже не приходилось делать, а, тем более, реально рабочий сайт делаю впервые.

Радует, что появилось несколько новых знакомых, из разных уголков страны, с которыми можно не только обсудить проблемы образования, но и просто пообщаться на произвольные темы. С некоторыми общались не только в конференции и на форуме, но и посредством ICQ. Продолжится ли наше общение дальше, покажет время. Но, думаю, что на форумах ЦДО “Эйдос” я появляться буду часто. Хотя много сообщений я не оставлял во время конкурса. Во-первых, нужно было и основной работой заниматься, и выполнить задания конкурса, да и домашние дела сами собой не решатся, поэтому времени не хватало на всё, особенно, когда приходит более семидесяти писем телеконференции в день. Во-вторых, не все темы на форумах меня заинтересовали, я оставлял свои мысли на тех форумах, которые мне интересны и близки по проблематике. В-третьих, прежде чем ответить на сообщение в форум, мне нужно подумать. Я не могу быстро писать о чём угодно. Поэтому, бывало, что пока просмотрел все сообщения по какой-либо теме на форуме, сформулировал свои мысли и написал один ответ, проходил целый час. А сообщений было столько, что голова кругом шла.

Ну и самое главное моё достижение, это то, что я реально провёл дистанционное занятие! Да, я это сделал! Я могу это делать! Я умею это делать! Ещё пока, конечно, не на очень высоком уровне, но на достаточно высоком. Об этом я могу судить по работам учащихся и рефлексии. Есть, конечно, и над чем стоит поработать, что усовершенствовать. Но это же замечательно. Есть путь, по которому можно двигаться дальше, познавая новое, создавая новое и, совершенствуя себя и окружающую действительность.

Если бы конкурс продолжался дольше, то все виды деятельности, которыми мы занимались, вошли бы в привычку. Хотя, к некоторым их них, кажется, уже возникло привыкание. Уже хочется разработать новый курс, обсуждать проблемы и общаться на форумах, писать рефлексию своей деятельности за неделю, месяц и т.п.

Неожиданных моментов в конкурсе было несколько. Кода составил задания для эвристической олимпиады, отправил их, подумал: “Ну ладно, что смог, то сделал”. Но, через несколько дней приходит рейтинг, вижу себя на первом месте среди математиков и информатиков, думаю – неплохо для начала. Но меня больше обрадовало не это, а то, что один из учеников, узнав об этом, захотел пожать мою руку. Вот это было действительно приятно.

Другой неожиданностью, хотя ЦДО “Эйдос” и предупреждал, что может в день быть по 40 писем, было, когда, придя на работу решил получить электронную почту. И вижу, что мой Outlook Express пытается получить более 70 писем. Я в ужасе от того, что всё это мне надо прочитать. Хотя все 70 я, конечно, не прочитал от начала и до конца. Некоторые просто бегло посмотрел. Что заинтересовало, на то ответил. Хотя, на несколько интересных писем так и не ответил. Но всё успеть невозможно.

Вообще чувства менялись по синусоиде. Когда за неделю нужно было написать три учебных модуля и три документа с заданиями, был в состоянии небольшого стресса, нужно же успеть всё сделать. Но когда оставался один день до отправки заданий, а у меня было только 2 модуля и 1 задание, и нужно было делать ещё модуль и целых два задания за одну ночь – это было что-то. Хорошо, что задания нужно было выслать в пятницу по Московскому времени. Я просидел всю ночь до 6 утра, доработал задания и отправил (в Москве была ещё пятница, 21:00). А у меня уже настало утро субботы. Какое счастье, что суббота выходной день. И под утро я, уставший, сонный, но довольный лёг, наконец-то, спать.

Хотя дальше часто приходилось сидеть до 4 или 5 часов ночи, а потом к 9 утра идти на работу. И ничего, привык. Силы откуда-то сами берутся. И спать-то хочется, но и на форум желание есть зайти. Вот ведь заразился.

Перед началом своего курса было несколько тревожное состояние. Особенно, когда утром 5 декабря, в первый день занятий, не получил информацию о том, кто же записан на мой курс. Ну ладно, пока у меня утро, в Москве ещё глубокая ночь. Но всё равно отправил письмо с вопросом в ЦДО “Эйдос”. Через несколько часов, приходит информация. Открываю письмо. И как я рад был видеть, что на мой курс записался уже знакомый человек, Иван, с которым мы были в качестве учеников на курсе у Азата Анваровича по Corel Draw. Знакомые уже лица! Здорово! Но в первый день проведения своего курса преобладало чувство тревоги и неуверенности, которое к третьему дню занятий сменилось на противоположное. Занятие идёт, ученики присылают выполненные работы, рефлексию, я размещаю работы на сайте, оправляю всем результаты работы с комментариями – всё идёт так, как будто так всегда и было, как и должно идти. И появилось чувство уверенности и стабильности всего происходящего. Но это было всего один, третий день, а на следующий день курс закончился. Вот если бы он шёл 5 дней, было бы лучше.

А итоговую рефлексию учащихся курса читаю, так не верю что написано это о моём курсе. Некоторые моменты читал бы часами. Хотя, конечно, не часами, но просто радует то, что занятия прошли не безрезультатно, многие ученики довольны своей деятельностью.

Все неожиданные и приятные моменты так сразу и не вспомнишь. К тому же спустя всего один день после проведения своего курса. Это хорошо бы с коллегами на форуме после конкурса встретиться, за чашечкой кофе, тогда многие моменты и всплывут в памяти.

А вообще я доволен. Доволен и работой на конкурсе, и проведённым курсом, хотя можно кое-что усовершенствовать, и появившимся новым опытом, и общением с коллегами, и дружественной атмосферой, созданной сотрудниками ЦДО “Эйдос” и участниками конкурса. Хотя, честно говоря, модераторы у вас жёсткие.

Лучше всего в данном конкурсе мне удалось, думаю, составить методическое пособие. Поскольку по ходу работы вопросов у учащихся не возникало, как сделать что-либо. Судя по рейтингу сайтов, оказывается и его мне удалось сделать хорошо. Хотя он достаточно простой, но очень помогал при проведении курса, на нём ежедневно размещались созданные учащимися работы. Опят таки, судя по рейтингу неплохо удалось составить и задания для эвристической олимпиады. Некоторые из них даже включили в олимпиаду по информатике, проходившую 23 ноября. И вроде бы мне надо гордится результатами своей работы, но состояние какое-то уравновешенное. Чувство такое, что я просто качественно выполнил свою работу, и, что так и должно быть. Хотя приятно.

А вот на форумах много общаться не получилось, много времени уходит на прочтение сообщений, да и соображаю я долго. А писать что-нибудь, просто ради того, чтобы написать, мне не хотелось.

В процессе участия в конкурсе были и проблемы. Хотя без них мало что обходится. Но, с другой стороны, проблемы способствуют развитию. В порядке сложности я проблемы приводить не буду. Просто перечислю, какие возникали.

1) Нехватка времени. Приходилось работать и по ночам, иногда до 5, 6 часов утра. А куда деться. Буду отсыпаться после конкурса или на новогодних праздниках.

2) Во второй день проведения курса, 6 декабря, когда искал в Интернет нужную мне информацию по теме курса, на каком-то сайте подцепил “червя”, причём такого хорошего, что ни антивирус с ним не справлялся, ни я все его части найти не смог (обнаружил и удалил только 29 файлов, найденных в нескольких папках, и несколько записей в реестре Windows). Но всё равно что-то где-то сидело, и постоянно передавало информацию в Интернет, и принимало из Интернет. Мало того, этот червь заблокировал диспетчер задач, и сделал ещё несколько мелких нехороших вещей. А мне нужно было отправлять задания второго дня курса. После двух часов безуспешной борьбы с непрошенным гостем, пришлось снести всё с системного диска и переустановить Windows. Благо мои документы и база данных с электронными письмами у меня расположены на другом диске. И в 14 часов по местному времени задания были отправлены. В Москве, в это время было 5 утра, так что, всё прошло замечательно.

3) При проведении своего курса, на нём обучалось несколько моих учеников. То есть, я был у самого себя локальным координатором. Как ЛК я должен был отправить ведущему курса, то есть себе, работы своих учащихся. Думал, отправлять или нет. Но ведь жюри конкурса должно видеть, что задания выполняются, работа движется, поэтому решил отправлять письма с работами сам себе, и копии в ЦДО “Эйдос”. Так один раз получаю почту, смотрю, три письма идёт, интересно стало. А как увидел, что это мои письма, то стало уже весело.

4) Одной из проблем было написать понятное и доступное для учащихся пособие. С этой задачей, думаю, судя по результатам работ учащихся, я успешно справился.

5) Ещё одна проблема возникла 23 ноября, когда двое моих учеников принимали участие во Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по информатике, которые одновременно учились и на дистанционном курсе “Деловой английский”. После выполнения олимпиадных заданий им уже было не до курсов. И, хотя сами задания курса они выполнили, как смогли, но на рефлексию у них сил уже не осталось. Поэтому хотелось бы для участников следующих конкурсов как-то развести курсы и олимпиады. Это действительно тяжело.

6) Я никак не мог найти программу Photo Express для курса, на котором был закреплён как локальный координатор. Обошёл несколько компьютерных магазинов, где продают диски, но так ничего и не нашёл. Пришлось скачивать программу из Интернет (191 мегабайт). Но зато скачал самую последнюю версию программы.

Вроде бы других особых проблем не возникало. Мелкие, конечно, были, но о них я сейчас уже не вспомню.

Я был локальным координатором на нескольких курсов коллег. Наиболее понравились занятия на курсе по созданию анимации в Corel Draw, который проводил Хисаметдинов Азат Анварович. В данном курсе я был не только локальным координатором, но и участником курса. Понравилась дружественная атмосфера на форуме курса, которая располагала к общению. Были понятны учебные модули, так что при работе особых проблем не возникало. На мои вопросы Азат Анварович оперативно и содержательно отвечал на форуме. Было приятно и интересно работать. Данным курсом я остался очень доволен.

Также, на мой взгляд, неплохо проводился курс Глуховой Ирины Валентиновны по созданию открыток, приглашений и визиток в Photo Express. Хоть в первый день и возникли проблемы, но в последующие дни все задания были получены, работы сделаны, отправлены. Было приятно общаться с Ириной Валентиновной. И хочу отметить ещё курс по созданию игр в Macromedia Flash MX Полищук Светланы Георгиевны. Где хоть довольно объёмный был материал курса, но было приятно общаться с преподавателем и данный курс меня мобилизовал на создание неплохой игры, что я вряд ли бы захотел сделать без данного курса. А так как я сам веду очные занятия по Flash, то могу уже детям сказать, что игры я тоже делал.

На вопрос: “Какие общеобразовательные задачи, на ваш взгляд, наиболее эффективно решаются с помощью дистанционных курсов, дистанционных эвристических олимпиад?” могу ответить так.

Дистанционные эвристические олимпиады усиливают интерес к предмету, по которому проводится олимпиада. Также они способствуют развитию творческих способностей учащихся. Такие олимпиады помогают и учителю обратить внимание на учащихся, которые успешно выполнили задания олимпиад, но до этого особыми талантами не отличались.

Дистанционные курсы важны, в первую очередь, на мой взгляд, для удовлетворения потребности в приобретении знаний по тем предметам или темам, которые интересны и актуальны для людей, но по которым недостаточно литературы, или которые нигде больше не проводятся. Также они важны для людей, которые живут в таких местах, где недостаточно учебных заведений, особенно для жителей сёл, посёлков, деревень и жителей районов крайнего севера и Дальнего Востока.

В заключение хочу сказать спасибо организаторам конкурса “Дистанционный учитель года” за предоставленную возможность принять участие в разработке и проведении дистанционного занятия. Лучший способ чему-либо научиться, это принять участие в деятельности. Организация конкурса была на высоком уровне, благодаря чему мне удалось качественно выполнить многие задания, дойти до финала конкурса и получить богатый и ценный опыт дистанционной деятельности. Участвуя в конкурсе, я поверил в свои силы, узнал, что я много могу сделать и много добиться, если захочу, увеличилась моя самооценка.

С Центром дистанционного образования “Эйдос” я, конечно же, буду продолжать работать и дальше, организуя участие детей в олимпиадах, курсах и проектах. Сам заинтересовался несколькими темами на форумах, поэтому буду появляться там достаточно часто. Появилось желание разработать ещё несколько дистанционных курсов или пособий по некоторым темам, связанным с информатикой. И если они понадобятся для моей работы и будут актуальны, то этим, возможно, займусь. И начинает появляться, вернее уже появилось, но пока ещё маленькое желание заняться исследовательской деятельностью, по проблемам развития одарённости при очном и дистанционном обучении. Насколько активно я этим займусь, и во что это перерастёт, покажет время. Но пока есть одна интересная, но очень трудоёмкая задумка.

Коллегам хочу пожелать творческих успехов, новых дистанционных курсов, творческой самореализации, побольше активности, счастья, долгих дней жизни, которая была бы наполнена яркими красками.

 

Условия регистрации в конкурсе >>

  вверх
вверх