EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«В начале конкурса не могла себе представить тех масштабов знаний, которые получу в течение этих полутора месяцев!»
Никуличева Наталия Викторовна, учитель рус. языка, г. Москва
Дистанционный учитель года Работы участников Николаева В.А.
 
*

РАБОТЫ УЧАСТНИКОВ


Уникальная возможность повышения квалификации

Николаева Вера Александровна, учитель информатики и информационных технологий Центра образования «Юниор», г.Москва, победитель конкурса 2000 года

Наступил ХХI век. Многие из нас задаются вопросом: какой быть школе будущего? В условиях развития Интернета возникает потребность в преподавателях нового типа – дистанционных учителях, координаторах, консультантах. Конкурс «Дистанционный учитель года» как раз и призван служить формированию этой новой, передовой группы педагогов в самом широком смысле этого слова.

Такой конкурс для учителей, методистов, преподавателей ВУЗов проводился уже дважды – в 1999 и 2000 г.г.. Его организаторы – Центр дистанционного образования "Эйдос", Российская академия образования, Институт общего среднего образования и Ассоциация «Реларн». Конкурсы проходили полностью дистанционно, через сеть Интеренет. Сайт конкурса расположен по адресу http://www.eidos.ru/dist_teacher/.

Мне довелось участвовать во втором конкурсе "Дистанционный учитель года", который был проведен с 15 октября по 25 декабря 2000 года. В нем приняли участие 70 педагогов из 38 городов России, Белоруси и Украины.

Участвовали преподаватели информатики, физики, биологии, русского языка и литературы, иностранных языков, химии и истории. Многие участники до конкурса не имели практики работы в Сети, делали только первые шаги в телекоммуникационном общении. Авторские образовательные ресурсы в Сети имели лишь единицы. Таким образом, наш конкурс явился скорее школой подготовки дистанционных учителей к творческому обучению и использованию технологий и ресурсов Интернет, чем просто соревнованием "сетевых педагогов".

И участники, и оргкомитет работали с помощью нескольких списков рассылки, чат-сессий, веб-форумов, ICQ. Всего за 3 месяца было разослано несколько сотен электронных писем с материалами и дискуссиями по проблемам Интернет-образования.

В процессе конкурса оргкомитет рассылал участникам творческие задания, порой очень неожиданные и непростые. Их необходимо было выполнять в кратчайшие сроки.

Каждый из этапов соревнований завершался рефлексивным анализом конкурсантами своей работы.

В процессе конкурса его сайт обновлялся конкурсными новостями. Особенно интересные мысли, высказываемые участниками в рефлексиях постоянно публиковались на сайте и в телеконференции. Это помогало всем в работе на следующих этапах конкурса, позволяло конкурсантам ближе узнать друг друга.

Вначале необходимо было создать "Визитную карточку" участника. В ней каждому конкурсанту предлагалось разместить свою фотографию, коротко рассказать о себе и сформулировать вопросы по дистанционному образованию. Эти вопросы и обсуждались на первом этапе конкурса – во время дистанционной телеконференции. Она продолжалась на протяжении всего конкурса. По электронной почте участники рассылали письма друг другу, на которые надо было отвечать. На этом этапе участники, даже не имевшие опыта переписки по e-mail, учились работать с большим объемом почтовой корреспонденции. В среднем, каждый участник ежедневно получал до 10 писем, а в наиболее горячие дни и по 20 – 30 писем от коллег и оргкомитета.

В жарких дискуссиях телеконференции обсуждались проблемы дистанционного образования по следующим направлениям: информационная культура педагога, нравственное воспитание и новые технологии, техника и методика дистанционного обучения, авторское право в сети, способы оценки деятельности дистанционного ученика и другие. Содержательные выступления победителя этого этапа Скосырева Н. Н. (г.Ростов-на-Дону) отмечены призом оргкомитета.

Следующее задание конкурса – «Статья». В ней участникам предлагалось выступить по проблемам дистанционного образования и рассказать о своем личном опыте в этой области. Многие участники впервые писали подобные статьи и по их мнению, это задание помогло осмыслить свой опыт.

Задание по созданию баннера конкурса было факультативным. Некоторые участники на конкурсе создали первый в своей жизни баннер. Всего участниками конкурса и их учениками были созданы 25 баннеров. Победитель данного этапа Пименов А. В. (г.Саратов) отмечен призом оргкомитета.

Третьим заданием стало создание и размещение в Сети личной веб-страницы участника. Не все конкурсанты до этого умели создавать страницы для Интернет. Некоторым приходилось учиться этому буквально «на ходу». Личная страница победителя этого этапа Кривченко И. В. (г.Курск) покорила членов жюри мастерством исполнения и безукоризненным стилем. Эта работа также отмечена призом оргкомитета.

По результатам первых этапов конкурса жюри определило 17 финалистов.

Соревнования финального этапа проходили по двум направлениям: выступления в тематических веб-форумах и проведение дистанционных уроков.

Были проведены четыре форума: "Интернет-творчество", "Культура Интернет-педагогики: психология, перспективы, философия", "Организационные вопросы Интернет-педагогики", "Технические вопросы Интернет-педагогики". Выяснилось, что идеи и проблемы, обсуждаемые участниками во время форумов, имеют как практическую, так и научно-педагогическую ценность. Настоящей школой подготовки Интернет-педагогов стали проведенные ими уроки.

"Финал прошел очень захватывающе, искрометно, две недели пролетели как один день. Все проводили очень интересные уроки, не было физической возможности все охватить".
Ф.В.Шутилов

Финалистам надо было придумать образовательный ресурс (урок или несколько уроков), который затем использовать на дистанционном занятии с удаленными учениками. В процессе занятия ученики должны были не просто изучить материал, а создать свои образовательные продукты. Это задание было самым трудным, но и самым интересным. Для его выполнения оргкомитетом было отведено всего 12 дней. Финалистам предлагалось предусмотреть возможность общения в Интернет между всеми участниками занятия. Ученики и учителя были из разных городов. Снова конкурсанты учились, создавая веб-сайты, гостевые книги, форумы и чаты, применяя их на занятиях с удаленными учениками.

Для проведения дистанционных уроков можно было выбирать любые учебные предметы кроме информатики. Предпочтение отдавалось предметам гуманитарного цикла: история, русский язык, литература, мировая художественная культура. Таким образом, преподаватели информатики и информационных технологий становились специалистами в гуманитарных предметах. Тем более захватывающей и интересной становилась конкурсная учеба!

В соответствии с темами созданных занятий конкурсанты были разбиты на три группы: гуманитарную, естественно-научную и группу повышения квалификации.

В течение двух последующих недель внутри групп проводились дистанционные занятия: учитель вел занятия с двумя группами удаленных учеников под руководством их локальных координаторов. Результаты каждого занятия обсуждались затем дистанционным учителем, локальными координаторами, коллегами-конкурсантами и членами жюри в on-line общении – в чате. Большинство финалистов впервые принимали участие в чатах. Поэтому и здесь в процессе конкурсной учебы конкурсанты приобретали бесценный практический опыт работы в Сети.

Кратко опишу свой дистанционный урок на тему «Карлу Брюллову посвящается...» по предмету "Мировая художественная культура". В занятии участвовали дистанционные ученики из г. Добрянка Пермской области (локальный координатор Шелепаева А. Х.) и школы № 1126 г. Москвы (локальный координатор Львовский М. Б.).

В процессе занятия удаленные ученики выполняли разнообразные задания:

  • читали теорию на страницах специально созданного учебного сайта;

  • искали ответы на поставленные вопросы, используя поисковые системы Интернет;

  • смотрели презентацию о раннем творчестве К.Брюллова;

  • задавали вопросы дистанционному учителю в форуме;

  • тестировались на странице интерактивного теста для самоконтроля на сайте;

  • отвечали на вопросы контрольного теста, результаты которого через Сеть направлялись в почтовый ящик дистанционного учителя;

  • посетили "виртуальные" залы Русского музея, представленные на учебном сайте;

  • сделали слайд-шоу по раннему периоду творчества Брюллова.

Я, как дистанционный учитель, проводила занятие on-line, высылая рекомендации локальным координаторам по e-mail (копии направлялись и в жюри) и публикуя их в форуме.

По результатам занятия на следующий день на сайте была размещена Галерея работ учащихся, в которой были представлены слайд-шоу, созданные учениками и страница с результатами их ответов на вопросы контрольного теста.

После дистанционных занятий финального этапа конкурса учащиеся писали, что такие занятия – оригинальные и интересные, они позволяют лучше усвоить изучаемый материал.

По результатам финального и предыдущих этапов конкурса были определены 3 победителя и 12 лауреатов конкурса. Среди них:

 3 учителя информатики;
 3 учителя физики;
 2 методиста;
 2 учителя биологии;
 1 учитель русского языка и литературы;
 1 учитель французского языка.

Победители конкурса награждены призами. Победители и лауреаты конкурса получили дипломы Российской академии образования.

Конкурс стал настоящей школой дистанционного общения, выступил мощным стимулом совершенствования педагогического и творческого роста. Финалисты конкурса – очень интересные, творческие, талантливые люди.

В рефлексиях финала они отмечали, что наряду с приобретенными знаниями, умениями и навыками, с ними произошли и личностные новообразования, которые позволили им по-другому взглянуть на себя, свою работу и работу своих коллег-преподавателей. Конкурс позволил им подняться на новую высоту. Финалисты отмечали также, что один из итогов участия в конкурсе – преодоление психологического барьера в себе, обретение веры в свои силы и творческие способности.

Сейчас, когда после окончания конкурса прошло более полугода, многие из участников продолжают работу в Сети. В сегодняшней работе им очень помогают навыки коммуникации (электронные почта, рассылки, чаты, ICQ, форумы, гостевые книги), создания веб-страниц и сама методика разработки дистанционных уроков, с разными типами которых они познакомились во время соревнований.

Перечислю победителей и лауреатов конкурса "Дистанционный учитель года 2000", а также их достижения.

Победители конкурса:

1 место – Николаева Вера Александровна, учитель информатики и информационных технологий Центра образования "Юниор", г.Москва

После конкурса на личном сайте (http://www.junior.ru/nikolaeva/) размещены:

1. Авторский дистанционный курс по изучению возможностей процессора Word объемом 36 часов (для учителей и учащихся);

2. Образовательный веб-сайт по информатике и ИТ, созданный учащимися в рамках проектной деятельности, – теория и тесты для самоконтроля;

3. Ученические веб-сайты, победившие в 2001 году на московских и всероссийском конкурсах образовательных веб-сайтов. Одна из работ –победитель конкурса компании «Кирилл и Мефодий» «Искусство побеждать», зарегистрирована как научная публикация Отраслевым фондом алгоритмов и программ.

2 место – Шутилов Федор Валериевич, доцент кафедры менеджмента Кубанского государственного технологического университета, г.Краснодар

На конкурсе создал образовательный ресурс – электронный учебник по фрагменту курса "Организация и планирование производства", теме "Сетевое планирование":

После конкурса продолжает работу по созданию сайта, поддерживающего процесс обучения как организационно, так и методически, "Преподаватель-2000". Для проверки своих знаний студенты университета используют on-line и off-line тесты. На сайте размещает материалы других преподавателей, ссылки на библиотеки, программы и деловые игры, научные конференции для публикаций и др. Перспективная цель – создание образовательного мини-портала.

3 место – Козленко Александр Григорьевич, заместитель директора по научно-методической работе, преподаватель биологии, Рубежанский лицей, г. Рубежное, Луганская обл., Украина

Дистанционный урок «Классификация белков» представляет собой фрагмент учебника для лицеев «Введение в молекулярную биологию» в формате html. Это довольно сложная, насыщенная разноплановыми заданиями дистанционная практическая работа, обучающая работе с популярной у молекулярных биологов программой визуализации белковых молекул RasMol, представляющая белковые молекулы в объемном, причем весьма ярком и произвольно, по желанию пользователя изменяемом виде. После конкурса на сайте создал специальный раздел "Эксперт-семинар".

Лауреаты конкурса:

Краева Раиса Васильевна, автор и руководитель социально-педагогической программы "ДЕ-СЕРТ" (ДЕти СЕРТолово), г.Сертолово, Ленинградская область. По результатам конкурса разработала ресурсы: "Уроки русского языка в школе Бабы-Яги" и Игру-проект “Столицы мира”.

Пименов Анатолий Валентинович, преподаватель биологии в Физико-техническом лицее №1, г.Саратов

Одновременно с основной работой преподает в биологическом классе Интернет-школы. На сайте представлены опорные конспекты для 8 – 11 классов, тестовые задания, рекомендуемая литература. Учащиеся могут получить ответы на вопросы и консультацию по электронной почте. С помощью Интернет-школы можно получить информацию и проверить уровень своей подготовки к уроку не выходя из дома. В дальнейшем на сайте школы плпнируется поместить лекции.

Шелепаева Альбина Хатмулловна, учитель информатики школы 4, г.Добрянка Пермской области

После конкурса совместно со своими учащимися создала школьный сайт, образовательные веб-ресурсы – «Архитектура города», «История города», «Гравитационная постоянная», «Энергия атома», «Незабываемый Петергоф», «Московский Кремль»

Гомулина Наталия Николаевна, методист по физике и астрономии Западного округа г. Москвы, учитель физики школы №659, г.Москва

После конкурса продолжает работу в проекте Открытый колледж. На этом сайте ею созданы страницы для учителя, на которых размещена информация справочного характера, стандарты знаний по физике, примерный минимум знаний, форум учителю. Есть форум, на котором учителя могут задать вопрос и получить на него квалифицированный ответ.

Кривченко Игорь Викторович, методист лаборатории НИТ при гимназии 44, г. Курск

Еще до конкурса создал интересный образовательный сайт "Физика.ру" для учащихся и преподавателей физики. Сайт содержит много рубрик: Теория, Дидактические задания, Исторический материал, Политехнический материал, Факультатив и др. Представлены задачи качественные и расчетные, образцы решений задач, лабораторные и контрольные работы. Можно найти тематические планы, поурочное планирование. В разделе Тестирование находится авторская разработка – программа Проверялкин. Учащиеся, работающие с Проверялкиным, неизменно отмечают высокую эстетичность тестирования, новизну впечатлений при поиске в тексте ответа, и, конечно, живой интерес, обусловленный интерактивной работой с тестом и текстом одновременно. В ноябре 2000 года этот ресурс признан сайтом недели в каталоге «Все образование в Интернет».

Львовский Марк Бениаминович, учитель физики и информатики, школа N 1126, г. Москва.

На конкурсе создал учебный ресурс "Молекулярная физика", который содержит основы молекулярно-кинетической теории, газовые законы и задачи. После конкурса постоянно обновляет сайт учебных программ по информатике и физике. На сайте размещены задачник по физике для 11 класса, тесты по информатике и физике, методическое пособие по информатике, учебник HTML, методические материалы (тематическое планирование, билеты для экзаменов, графики функций и др.), стихи на школьную тему. Созданы веб-сайты «Алгоритмы и исполнители» и обзор основных работ для конкурса "Учитель года - 2001". Учащимися созданы проекты по физике.

На мой взгляд, данный конкурс является настоящим праздником общения, творчества и повышения квалификации. Он позволяет познакомиться с очень интересными людьми, настоящими творческими личностями, талантливыми педагогами.


<< Предыдущая работа - Следующая работа >>

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2016
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта