EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Мы уверены в одном: если уж задавать домашнее задание, то с максимальной пользой!»
Гин А.А., преподаватель ТРИЗ
Интернет-журнал «Эйдос»Методика в школеКак задавать домашнее задание


Как задавать домашние задания с максимальной пользой

Гин Анатолий Александрович, консультант-эксперт по теории решения изобретательских задач. 


УРОВНИ И ВИДЫ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ

Вредный и достаточно распространенный педагогический прием - наказание домашним заданием повышенного объема или сложности. Психологическое основание его в том, что иные взрослые подсознательно, (если не сознательно) убеждены: школьное образование - необходимый, но тяжелый и безрадостный труд. Поэтому много копий сломано по поводу домашнего задания на страницах педлитературы, особенно зарубежной. Задавать или нет? Каковы допустимые объемы и время на домашнее задание? Как оно влияет на успеваемость? Не будем вдаваться в не слишком убедительные теоретические рассуждения. Мы уверены в одном: если уж задавать, то с максимальной пользой!

ТРИ УРОВНЯ Д/3

Вспоминаю случай из практики. Я начал преподавать физику в новом для себя 9 классе. Класс состоял полностью из девочек - все мальчишки после 8-го ушли в профессионально технические училища. Две-три девочки в классе пытались в чем-то разбираться. Остальные со спокойным равнодушием списывали с доски.

Постепенно мне удалось их немного расшевелить, даже простые задачки решать стали. Но только не дома - не привыкли... Если точнее, то привыкли его не делать. На все мои старания уговорить - стандартное: "А мы не понимаем!" И действительно, у доски, с оглядкой на учителя, медленно и неуверенно, но что-то получалось, а в возможность разобраться в чем-то самим они уже не верили.

В какой-то момент я понял: с мертвой точки сдвинуться можно! Первое, что сделал, - задал на дом простую задачу, точную копию которой мы досконально разобрали и закрепили в классе. На следующий день вызванная отвечать Людмила привычно протянула: "А я не по-оняла". Очевидно, что она даже не заглянула в условие. "Хорошо, - сказал я, - сейчас пойдешь к доске и будешь разбирать задачу до того места, где не поняла." Веселая (когда дело не касалось физики) и контактная Люда со спокойной душой пошла отвечать. Мы стали по действиям разбирать задачу. И оказалось, что Люда просто не нашла места, где бы она могла споткнуться. Я не стал "метать молнии", а просто сказал: "ГАРАНТИРУЮ, что вы будете получать такое д/з, с которым сможете справиться. От вас требуется только честно попытаться. ЕСЛИ ВЫ НЕ СПРАВИЛИСЬ - ВИНОВАТ Я".

Через месяц-другой они вошли во вкус. Учиться приятно, когда чувствуешь успех, и в 15 - 16 лет приятно вдруг поверить в свои способности.

Этот случай и подтолкнул к использованию данного приема.

ФОРМУЛА: учитель одновременно задает д/з двух или трех уровней.

Первый уровень - ОБЯЗАТЕЛЬНЫЙ МИНИМУМ . Главное свойство этого задания: оно должно быть абсолютно понятно и ПОСИЛЬНО любому ученику, за обучение которого вы беретесь.

Я хочу выделить слова "за обучение которого вы беретесь", потому что вполне возможна ситуация, когда честнее всего сказать себе самому: этого ученика я обучить не смогу - и, соответственно, не мучиться самому и не мучить его.

Второй уровень задания - ТРЕНИРОВОЧНЫЙ . Его выполняют ученики, которые желают хорошо знать предмет и без особой трудности осваивают программу. По усмотрению учителя эти ученики могут освобождаться от задания первого вида.

Третий уровень используется или нет учителем в зависимости от темы урока, подготовленности класса. Это - ТВОРЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ . Обычно оно выполняется на добровольных началах и стимулируется учителем высокой оценкой и похвалой.

Диапазон творческих заданий широк. Однако среди них можно выделить некоторые типовые группы. Например, ученикам предлагается разработать:

1. частушки басни, сказки, фантрассказы по учебным темам;

2. чайнворды, кроссворды и т. п.;

3. тематические сборники интересных фактов, примеров и задач; - сборники аннотаций на статьи по выбранной теме;

4. учебные комиксы;

5. плакаты - опорные сигналы;

6. мнемонические формулировки, стихи и др.

 

 

Хотите пополнить портфолио?

Добро пожаловать в дистанционные Эйдос-классы - выполнение и защита творческих работ.  Участвуют школьники с 1 по 11 классы и студенты.

 

ЗАДАНИЕ МАССИВОМ

ФОРМУЛА 1: любой из уровней д/з учитель может задавать массивом.

Например, учитель дает десять задач (или, скажем, стихов), из которых ученик должен сам выбрать и решить (выучить) не менее заранее оговоренного минимального объема задания.

ПРИМЕР. К каждому уроку ребята выучивали новые слова из русско-немецкого разговорника. Количество не ограничивалось: десять слов - отлично, от пяти до десяти - хорошо. Важная деталь: на уроке нужно говорить не отдельные слова, а готовые разговорные фразы. Сначала по-русски, потом по-немецки. Выходили к столу только по желанию.'' А. С. Белкин. Ситуация успеха, как ее создать. - м.: Просвещение, 1991. - С. 55.

ФОРМУЛА 2: задается большой массив задач сразу - в рамках большой изучаемой или повторяемой темы.

Например, из 60 задач ученик обязан решить минимум 15, остальные - по желанию. А стимулировать это желание релейными контрольными работами, составленными из задач этого массива. Чем больше нарешал - тем больше вероятность встретить знакомую задачу и сэкономить время и силы. Такой массив задается не к следующему уроку, а на более продолжительный отрезок времени.

Важный психологический эффект: самостоятельный выбор задания дает дополнительную возможность самореализации, ведь известно, как этого не хватает ученикам в условиях нашей школы, особенно в подростковом возрасте. А ваш учебный предмет, в свою очередь, становится им интереснее.

Пример.

Вариант первый. Весь класс учит "Я помню чудное мгновенье...". Добросовестный учитель считает своим долгом опросить как можно больше человек. И вот в классе три, пять раз звучит одно и то же, и далеко не всегда в хорошем исполнении. Периодически, чтобы "материал" не забывался, учитель спрашивает еще раз. Ученикам заранее скучно слушать. И поэзия гибнет под пеленой однообразия, отвращение к выученным в школе стихам нередко сохраняется на всю жизнь.

Вариант второй. Учитель предлагает каждому ученику выбрать наиболее понравившееся стихотворение и выучить наизусть. Урок в таком случае проходит несравненно интереснее. Прежде всего, выбранное читается совсем не так, как заданное: личное отношение к нему обязательно почувствуется при исполнении, даже неумелом. Ответ каждого интересен остальным: а что он выбрал? Это же особенно интересно учителю: выбор стихотворения по-своему отражает личность ученика. Важно и то, что класс слышит в течение урока не пять раз подряд одно и то же. Ответ каждого - новая страничка поэзии. - В.С.Ротенберг, С.М.Бондаренко,с.63.

И еще один момент. Из массива заданий ученик выбирает тот уровень сложности, на который способен "замахнуться". И таким образом сам как бы отслеживает уровень своей компетентности.

Хочу еще раз подчеркнуть плюсы при задании массивом. Первый плюс - происходит самосогласование ребенка и уровня задач, которые решает. Второй - дети решают разные задачи, у них появляется дополнительная возможность поговорить не на тему "мыльной оперы", а на тему учебную, обменяться решениями. Третий - выбирая свои за дачи, ученик волей-неволей читает остальные. Таким образом, учебный кругозор становится гораздо шире, то есть он знает гораздо больше задач, чем ему дают, а также учится с первого взгляда оценивать сложность задачи.

ОСОБОЕ ЗАДАНИЕ

В классе есть ребята, которым вы уделяете особое внимание. Например, это ваш "олимпийский резерв". Раз особое внимание - то и особое задание.

ФОРМУЛА: продвинутые ученики получают право на выполнение особо сложного задания. (Учитель всячески подчеркивает свое уважение к решению школьника воспользоваться таким правом.)

Выполняется оно в специальной тетради. Включает в себя тренировочные и творческие задачи повышенной трудности.

ПРИМЕР.
У автора обычно было от 3 до 7 учеников, получающих такое задание. Его нельзя было получить просто так - только заслужить. Задание давалось на неделю-две в зависимости от класса и имело две категории сложности. Реально более сложная категория отличалась заменой 3 - 5 средних задач на трудные. Но если ученик решился и получил такое задание - отказываться уже не имеет права. Все серьезно. В конце тетрадки каждому "особисту" вклеивалась

ИНСТРУКЦИЯ К ВЫПОЛНЕНИЮ ОСОБОГО ЗАДАНИЯ:

1. Выбор категории сложности осуществляйте самостоятельно.

2. Задание аккуратно оформляется и сдается к строго оговоренному сроку.

3. В конце выполненной работы заполните анкету: РЛ (указываются номера задач, решенных легко); РТ (указываются номера задач, решенных с трудом, с подсказкой); HP (указываются номера нерешенных задач).

4. Задание проверяется в течение недели. Оценки ниже "4" не выставляются. Оценка "4" переносится в журнал только по желанию выполнившего работу.

5. При заполнении анкеты попробуйте быть справедливыми по отношению к себе.

6. В конце выполненного задания ДРУГИМ ЦВЕТОМ напишите: работа прочитана, ошибки исправлены, задачи сверены с ответом.

Желаю успеха!

С уважением к Вашему труду - А. А. Гин.

Этот пункт был заимствован из опыта коллеги И. Л. Викентьева.

ДИАЛОГ - Освобождаются ли "особисты" от обычных домашних заданий?

- Пусть этот вопрос решает учитель в зависимости от конкретных условий. Старшим детям вполне можно предоставить право самостоятельного решения. Если оно будет принято неверно, то это скоро скажется на текущей успеваемости, и вы вместе внесете поправки. Но обычно ребята очень ценят такое доверие и высоко поддерживают свое реноме.

- Не слишком ли большая обуза для учителя - проверять еще и особое задание?

- При правильно организованной работе на это уходит минимум сил. Задачи даются из решебников. Кроме стандартных решебников с разбором задач учитель постепенно готовит себе "фирменные" - с помощью тех же продвинутых учеников. "Разбор полета" обычно осуществляется со всеми сразу. Причем разбираются только те задачи, которые не решил никто, или вызвавшие затруднения у всех. Если кто-то уверенно решил каверзную задачу, то все вопросы к нему. Со средними классами разбор может вести старшеклассник.

- Не очень понятен шестой пункт: почему другим цветом?

Маленький дополнительный барьер против халтуры. Сделав работу, ученик старается поскорее избавиться от нее. Ему психологически трудно еще раз вернуться, перечитать... Отсюда искушение - быстренько записать требуемую фразу и отложить это дело в сторону. Поэтому - другим цветом. Пока заменит ручку, пройдут несколько нужных секунд, чтобы схватить себя самого за руку. Да и выделенная цветом фраза сильнее врезается в глаза - труднее "как бы не заметить".

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Гин А.А. Как повторять изученный материал // Интернет-журнал "Эйдос". - 1999. - 23 декабря http://www.eidos.ru/journal/1999/1223-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Методика в школе" >>

  вверх
вверх

карта сайта