EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Принять участие в дистанционной олимпиаде можно не выходя из дома...»
Хуторской А.В., докт. пед. наук, г.Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Эвристическое обучениеКак принять участие в олимпиаде

 


Как не выходя из дома, подготовится и принять участие в дистанционной эвристической олимпиаде

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

Не бойся необычных идей и "сумасшедших" ответов!
Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях!
Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!

Подготовиться и принять участие в дистанционной олимпиаде можно не выходя из дома, особенно, если в нём есть домашний компьютер. Как это сделать, я постараюсь рассказать ниже, но сначала поясню особенности самой олимпиады.

Что представляет собой дистанционная эвристическая олимпиада? Соревнование происходит по таким номинациям, как "Идея", "Феномен", "Символ", "Закономерность", "Опыт", "Конструкция" и др. Эти номинации являются метапредметными, то есть универсальными, не относящимися ни к одному отдельному учебному предмету.

В каждую номинацию входит 1-2 задания, которые отличаются тем, что не имеют заранее известного ответа, то есть, являются открытыми для поиска и нахождения решения. Они ориентируют участников на выявление смысла окружающих явлений, конструирование символов, исследование природных явлений, отыскание закономерностей и многое другое. От школьника требуется, например, предложить как можно больше оригинальных способов применения коврика для мыши, изобразить с помощью графического редактора Древо Познания, построить и описать с помощью имеющихся средств собственный виртуальный мир.

Задания олимпиады выполняются участниками с помощью компьютера в назначенный день. Происходит это самостоятельно или под руководством местного координатора – родителя, учителя, старшего товарища. Выполненные работы в тот же день отсылаются по электронной почте в оргкомитет олимпиады.

Дистанционное жюри оценивает работы по установленным критериям, после чего лучшие из них размещаются в сети Интернет для всеобщего обозрения и обсуждения. По результатам конкурса проводится дистанционная телеконференция, а также очные семинары в Москве для педагогов – локальных координаторов. Призёры олимпиады награждаются призами, в том числе и возможностью обучения на дистанционных курсах.

Рассмотрим этапы подготовки к участию в эвристической олимпиаде, имея в виду их достаточную универсальность - подобная методика может с успехом применяться для участия не только в эвристической олимпиаде, но и в других дистанционных образовательных проектах творческой ориентации.

Регистрация

Это условие практически любого дистанционного мероприятия в образовательной сети Интернет – будь то дистанционный проект, курс, семинар или олимпиада. Регистрация включает в себя пересылку по электронной почте или заполнение непосредственно на Web-сервере организаторов конкурса специальной анкеты, в которую входят сведения о потенциальном участнике. Обычно в регистрационную анкету включаются следующие данные: фамилия и имя ученика, дата рождения, класс, школа, город, страна, E-mail адрес для получения необходимой информации; фамилия, имя, отчество, место работы и должность локального координатора.

Если заявка направляется от школы или от организованной группы участников, то локальный координатор составляет общую заявку на всех участников. В положении о Международной эвристической олимпиаде существует ограничение для групповых заявок – каждая школа или другое образовательное учреждение могут выставить не более 10 участников по всем возрастным категориям. Количество индивидуальных участников не ограничено, что позволяет любой семье, в которой есть компьютер и подключение к Интернет принять участие в олимпиаде. Даже если подключения к сети в семье нет, но есть компьютер, заявку и выполненные задания можно отсылать с любого доступного адреса электронной почты – из школы, университета, департамента образования, поселковой администрации, библиотеки, почтового отделения, рабочего офиса родителя. Сейчас практически в любом крупном населённом пункте есть электронная почта, нужно только выяснить её местонахождение.

Иногда в регистрационной анкете требуется указать технические возможности участника, например, наличие конкретного графического редактора или доступа к WWW. Так, для проведения итоговой конференции по эвристической олимпиаде организаторам необходимо знать, в какой форме участнику предпочтительнее участвовать в дистанционной конференции – с помощью E-mail или в режиме реального времени с помощью Chat.

После отсылки заявки по указанному адресу в установленный срок, участнику приходит подтверждение о его регистрации и другая необходимая информация. С этого момента автор заявки может считать себя полноправным участником данного проекта и начинает выполнять те действия, которые предлагаются ему в инструктивном письме.

Подготовка к олимпиаде

Чтобы подготовиться к эвристической олимпиаде, не надо листать учебники по школьным предметам. Дело в том, что задания олимпиады проводится без "привязки" к учебным программам по школьным дисциплинам, что позволяет на равных соревноваться в творчестве ученикам с достаточной разницей в возрасте и уровне базовых знаний. Задания в олимпиаде распределяются по возрастным группам: 1-4 классы (6-9 лет), 5-8 классы (10-13 лет), 9-11 классы (14-16 лет). Наш опыт показывает, что знания, как и эвристические способности не делятся на классы, наоборот, бывает, что идеи пятиклассника оказываются ярче и оригинальнее работ выпускника школы.

Последний факт объясняется тем, что традиционная образовательная система в старших классах, к сожалению, не способствует проявлению самобытности учащихся, развитию их оригинального видения, а наоборот, унифицирует учебную деятельность, ориентируя школьников на типовые контрольные работы и нетворческие экзамены. Поэтому ведущую роль в подготовке к эвристической олимпиаде занимают не обычные уроки по школьным предметам, а специальные занятия, организуемые вне традиционного общеобразовательного процесса, например, в домашних условиях.

Подготовку к олимпиаде целесообразно проводить в двух взаимосвязанных направлениях:

1) освоение эвристических методов решений, тренировка и развитие универсальных эвристических навыков,

2) компьютерная общетехническая подготовка, освоение компьютерных средств представления творческих результатов.

Для развития творческих способностей можно воспользоваться соответствующими учебными пособиями, которых в последнее время издано достаточно. Лучшими из них, на наш взгляд, являются те, в которых ученику предлагается не просто ответить на вопросы или выполнить задания, а создать свой собственный результат – идею, гипотезу, образ, модель, причём такие, которые заранее не предопределены.

Подобные задания, мы называем их открытыми, учат находить всякий раз своеобразные решения, привлекая для этого не только интеллектуальные, но и эмоционально-образные, интуитивные возможности человека, реализуемые, в том числе и с помощью компьютерных средств.

Готовиться к олимпиаде можно не только по "бумажным" пособиям, но и путём целенаправленного освоения эвристических методов – эмпатии, символотворчества, гиперболизации, инверсии, замены элемента и др. Эффективный способ развития эвристических навыков – "включение" в познание объекта самого ученика – применение его физических органов чувств: зрения, слуха, осязания, эмпатии, то есть "вживания" в то, что изучаешь.

Приведу пример ответа на задание из номинации "ПРЕЗЕНТАЦИЯ" для участников 2-й Международной эвристической олимпиады:

ЗАДАНИЕ."Расскажи участникам олимпиады из разных городов и стран о самом интересном открытии, которое ты сделал".

Вот какое открытие описал 6-летний победитель в младшей возрастной группе Вова Высоцкий из г. Бийска:

"Я был на реке. Я лег на воду лицом вниз и сделал руки и ноги как крест. Две минуты не дышал, вода меня несла, а я не тонул и думал, что вода движется как живая...

Потом я подумал, что Вода будет двигаться всегда, пока дует Ветер. Ветер будет дуть всегда, пока будет Воздух. А Воздух будет всегда, пока есть Земля. Земля будет всегда, пока есть Солнце. А Солнце будет всегда, пока не сгорит, но это будет НЕ СКОРО. Тогда НИЧЕГО не будет... Я задыхался без воздуха - и Всё это смог вдруг представить".

Записывать текст мальчику помогал учитель-координатор, сами же слова принадлежали ученику, вспомнившему свои ощущения и сумевшему выразить их на основе связи природных стихий.

Другой эффективный эвристический метод – символотворчество, то есть умение расшифровать имеющийся символ или, наоборот, составлять собственный. Вот пример удачного выполнения номинации “СИМВОЛ”. Задание: "Придумай символ удивления и изобрази его в текстовом формате, используя буквы и знаки, которые имеются на клавиатуре компьютера".

Девятилетняя Юля Золотайко из Владивостока так изобразила и прокомментировала свой символ удивления:

}?{ - два человека повернулись друг к другу и крикнули: “ВА-У. А МЫ ВЕДЬ ПОХОЖИ!"

Универсальными эвристическими методами являются гиперболизация (преувеличение) и инверсия (обращение), с помощью которых можно выполнять любое творческое задание. Например, участникам средней группы было предложено задание "Изобразите и опишите Древо Мира, в котором сильно преувеличена какая-либо часть или свойство (примените метод гиперболизации)". Анатолий Фурсов из 7 класса в своём рисунке-коллаже "Древо жизни" применил сразу два метода: гиперболизацию – экологическое преувеличение и инверсию – обращение позитива в негатив. И хотя сама идея контрастного зеркального изображения не нова, методы её воплощения позволили автору воплотить задуманное.

Логического творчества требует выполнение номинаций типа "ЗАКОНОМЕРНОСТЬ". Приведём пример задания из этой номинации: "Составьте периодическую таблицу геометрических элементов. Сформулируйте и запишите положенные вами в основу таблицы признаки периодичности".

Маланушенко Анна (8 класс) так комментирует свою таблицу:

"

В центре всего – точка. Концентрические окружности, лучи, выходящие из их центра и делящие окружности на сектора. В каждом секторе свои маленькие дуги, разделяющие этот сектор на несколько частей. Эти дуги тоньше основных.

В секторах – фигуры, отделённые друг от друга дугами и лучами. Точка – единственный элемент безразмерного пространства, из неё состоят все остальные геометрические элементы, это начало начал, поэтому она расположена в центре. Соседние фигуры, разделённые жирной дугой (находящиеся в разных окружностях), имеют разное число измерений, – чем дальше от центра, тем больше измерений. В самой маленькой окружности – одномерные, в следующей – двумерные фигуры, дальше – трёхмерные, и так до бесконечности. Основных луча три, они разделяют три основные группы фигур.

В первой группе пространства (одномерные – прямая, двумерные – плоскость, трёхмерные, и т.д.), во второй круги (двумерные, трёхмерные, и т.д.), в третьей – n-угольники (одномерные – отрезок, двумерные, трёхмерные, и т.д.). Вторую группу разделяют на части два тонких луча. В одной части дуги (двумерные, трёхмерные, и т.д.), во второй – окружности (двумерные, трёхмерные, и т.д.), а в третьей – круги (двумерные, трёхмерные, и т.д.). Третью группу более тонкие лучи, тоже выходящие из общего центра, делят на бесконечное множество частей. В одной части треугольники (двумерные, трёхмерные, и т.д.), в другой четырёхугольники (двумерные, трёхмерные, и т.д.), и так до бесконечности. Только в самом маленьком круге в третьей группе всего две части, в них находятся отрезок и луч.

Соседние фигуры, разделённые малой (тонкой) дугой – разные типы данных фигур, например: окружность, круг, дуга; квадрат, трапеция, параллелограмм, вогнутый четырёхугольник, и т.д.; равносторонний треугольник, прямоугольный треугольник, равнобедренный треугольник, прямоугольный равнобедренный треугольник, и т.д.; шар, сфера, цилиндр; и т.д. Окружностей, малых лучей, малых дуг, а, значит, и фигур, которые находятся в разных "отсеках", бесконечное число.

Мне кажется, этот рисунок символизирует бесконечность мира, и форм, которые существуют в нём. Но это хорошо, потому, что если смысл существования состоит в познании, то познавать, а, значит, и существовать, человечество сможет вечно".

Приведённый выше ответ на задание данной номинации иллюстрирует возможность комплексной нестандартной систематизации учеником программного материала при выполнении эвристического задания, построенного на межпредметной аналогии химии, геометрии и философии. Данная работа получила достаточно высокую оценку жюри ещё и потому, что автор использовал для систематизации геометрических элементов не привычную форму прямоугольной таблицы, а разноцветную сферическую структуру.

Более 100 творческих работ призёров дистанционных олимпиад и проектов размещены по адресу http://eidos.ru/olymp/works/index.htm. Их внимательное изучение может оказать существенную помощь в подготовке к эвристической олимпиаде и другим творческим проектам. Центр дистанционного образования "Эйдос" проводит дистанционные курсы для школьников по изучению эвристических методов (http://eidos.ru/courses/).

Второе направление подготовки к дистанционной олимпиаде – освоение необходимых компьютерных навыков. Для участников младшей возрастной группы (1-4 классы) возможна техническая помощь локального координатора – набор текста со слов участника, сканирование рисунков, выполненных участником на бумаге, архивирование и пересылка его работы по электронной почте. Учащиеся старших классов делают это, как правило, самостоятельно. Поэтому необходимым условием успешного участия в олимпиаде является овладение базовыми навыками работы со следующими программами: текстовым редактором типа Word, графическим редактором типа Photoshop, программой архивации файлов типа WinZip, программой электронной почты. Освоение данных программ является необходимым техническим требованием для успешного участия в дистанционной олимпиаде.

В условиях ограниченного времени, отводимого на олимпиаду, а это, как правило, 2-3 часа, участник должен полностью сосредоточиться на содержании выполняемых заданий и как можно меньше времени тратить на решение технических проблем.

Для "продвинутых" в техническом отношении участников олимпиады предусмотрен вариант выполнения работ в формате html (htm) – общепризнанном формате сети Интернет. При соответствующем решении жюри эти работы могут быть сразу размещены на веб-сервере для всеобщего обозрения и обсуждения. Оформление работ в html-формате предполагает владение участником HTML-редактором типа FrontPage или Composer из комплекта Netscape Communicator.

Формат html допускает включение в подготавливаемую работу графики, звука, анимации, поэтому полезным во время олимпиады окажется применение соответствующих программных средств – редакторов рисунков типа Adobe Photoshop или Corel DRAW, редакторов анимированных рисунков типа Microsoft Gif Animator, программ, работающих со звуком. Эффективным средством получения изображений являются программы, позволяющие делать захват видеоизображения. Например, очень удобно проиллюстрировать выполненное естественнонаучное исследование циклом графических рисунков, сделанных при помощи компьютерной видеокамеры. Этим же способом можно подготовить видеохронику проведения олимпиады и разместить её затем на школьном сайте.

Подчеркнём, что использование в олимпиадных работах готовых рисунков, анимаций или звуковых файлов допускается, но не оценивается так, как создание участником своих собственных произведений. Даже если детский рисунок, фотография или анимация уступают профессиональным работам, они могут получить высокую оценку за оригинальность решения или попытку найти выразительные средства для воплощения идеи участника.

Локальным координаторам целесообразно до начала дистанционной олимпиады заранее подготовить текстовые шаблоны, относящиеся к электронному оформлению будущих работ участников. В эти шаблоны входит служебная информация: организаторы олимпиады, название олимпиады, дата её проведения, Ф.И. ученика, его класс, школа, город, e-mail адрес, Ф.И.О. локального координатора, а также текст заданий олимпиады. Имея такую заготовку, участники олимпиады смогут сразу начинать творческую работу, не тратя время на технические моменты.

ВОПРОС:

Мы, учителя и ученики школы №89 г.Санкт-Петербурга, хотели бы поучаствовать в Дистанционной эвристической олимпиаде. Но у нас появился ряд вопросов: Кто может быть локальным координатором в нашей школе? Кем он назначается?

ОТВЕТ:

Локальным координатором является тот, кто занимается организацией олимпиады на месте: высылает заявку в оргкомитет на участие, обеспечивает подготовку к олимпиаде и её проведение в соответствии с Положением и инструктивными материалами, присылаемыми оргкомитетом, высылает работы участников, получает и вручает им призы. Локальный координатор назначается, выбирается или самовыдвигается из числа тех, кто знает, умеет и любит дистанционные формы занятий. В школе это обычно учитель или зам. директора по информационным технологиям, но может быть родитель или даже сам участник.

Подготовиться к дистанционной олимпиаде помогают предварительные тренировочные и отборочные конкурсы. Для их проведения можно воспользоваться заданиями прежних олимпиад (http://eidos.ru/olymp/), выполнение которых позволит лучше освоить процедуру соревнования, почувствовать его специфику, выявить сильные и слабые стороны своей подготовки. Однако не нужно считать, что в следующих олимпиадах будут такие же номинации и задания.

Не желательно увлекаться предварительным отбором учеников, поскольку дистанционные формы проведения олимпиад почти не имеют ограничений на количество участников и желательно дать возможность каждому желающему принять в них участие.

С целью подготовки к дистанционному творчеству Центр "Эйдос" проводит дистанционные курсы и семинары для учащихся и педагогов. Более подробную информацию можно получить по адресам: E-mail: olymp@eidos.ru или info@eidos.ru.

Важную роль в подготовке к дистанционной олимпиаде занимает создание эмоциональной атмосферы среди её потенциальных участников - учащихся школ, посетителей кружков, Домов творчества. Обязательно нужно написать и вывесить красочное объявление об олимпиаде или её отборочном туре, объявить на общем собрании класса или школы о подготовке к конкурсу. Школа или другое образовательное учреждение могут учредить дополнительные призы за участие или победу в олимпиаде, найти другие стимулы для вдохновения своих учеников на творческие свершения.

Итак, эвристическая и техническая подготовка проведены, предварительные конкурсы пройдены, регистрационная заявка на участие в олимпиаде выслана, пришло время Большого Соревнования. Как правило, в день, предшествующий выполнению заданий, локальные координаторы зарегистрированных участников получают по электронной почте содержание олимпиадных номинаций с заданиями и условиями их выполнения.

Для каждой возрастной группы устанавливается график проведения олимпиады. На выполнение всех заданий олимпиады рекомендуется отвести 2 часа (для старшей группы - 3 часа) с перерывами для отдыха. Начало и окончание времени выполнения заданий в установленный оргкомитетом олимпиады день определяется локальным координатором исходя из местных условий.

Перед проведением олимпиады желательно напомнить участникам, что в предлагаемых им заданиях нет известных ответов, от ребят требуются их собственные версии, суждения и исследования, а не припоминание известной информации. Жюри олимпиады будет проверять не "правильность" решения задач, а качество созданных учениками результатов, их непохожесть на известные ответы. Например, чем меньшее количество раз среди участников олимпиады повторяется та или иная содержательная идея, тем большее количество баллов она получает. Оригинальность, впрочем, не единственный критерий оценки, ответ должен быть аргументирован и логически выведен из предлагаемой идеи, иметь соответствующую форму представления.

Работа участника олимпиады выполняется в одном из двух вариантов:

1. в формате htm (html) в кодировке Win1251 с рисунками в форматах jpg или gif;

2. в текстовом формате txt или doc; рисунки в этом случае выполняются с помощью знаков и символов, имеющихся на клавиатуре компьютера либо в форматах jpg, gif. Первый вариант оформления предпочтительнее для оперативного размещения работы на веб-сервере в случае положительного решения жюри. Второй вариант допускается для тех участников, у которых нет html-редактора.

Если олимпиада имеет статус международной, то ответы участников набираются на русском или английском языках. Для каждой номинации указывается её номер и название, а также текст задания, после которого следует ответ участника.

ВОПРОС:

Если отводится на выполнение задания только 2-3 часа, а ученик не успевает за это время оформить свой ответ в электронном виде, могут ли учителя оказать техническую поддержку таким ученикам?

ОТВЕТ:

Да, могут. Но не в содержании выполненного задания. Например, ответ, записанный учеником на бумаге, переносится в компьютер без изменений. Обязательно в комментариях локального координатора указывается, в чём конкретно была оказана помощь ученику.

Имена файлов с работами участников олимпиады должны состоять из латинских букв фамилии автора, написанных маленькими буквами, но не более 8 знаков, например: ivanov.htm. Если html-страниц у одного автора несколько и они связаны гиперссылками, то имена их файлов нумеруются, например: ivanov1.htm, ivanov2.htm и т.д. Названия страниц (не имена файлов!) также пишутся латинскими буквами с указанием фамилии участника и его города, например: "Ivanov-Moscow".

Набирать ответы детям младшей группы могут помочь взрослые, однако редактирование и изменение ответов при этом не допускается. В комментариях к ученической работе локальный координатор обязательно указывает, в чём автору была оказана помощь (например: помощь в наборе текста, в сканировании рисунка). Участники из средней и старшей группы свои ответы на задания набирают и обрабатывают на компьютере самостоятельно.

Выполненные каждой возрастной группой работы отсылаются локальным координатором в архивированном виде (zip, arj, rar) одним отдельным письмом, в теме (subject) которого указывается возрастная группа, город, школа (фамилия участника или координатора) латинскими буквами, например: "1-4_Omsk_School-23" или "5-8_Irkutsk_Petrov". Объём одного отправляемого сообщения не должен превышать 100 Кб!

Допускается несколько сообщений, содержащих работы детей, в этом случае указывается номер письма и через косую черту их общее количество, например: "9-11_Odessa_School-12_1/3". Отсылка производится в день выполнения заданий не позднее 24 часов по местному времени, согласно присланному оргкомитетом графику. Исключение составляют организации, которые предоставили на олимпиаду более 30 участников, в этом случае работы могут быть высланы на следующий день (по согласованию с оргкомитетом олимпиады).

ВОПРОС:

Могут ли сами ученики уже после времени, отводимого на работу, дооформить ее в электронном виде?

ОТВЕТ:

Да, могут, но не стоит злоупотреблять их временем. Опять-таки необходимо в комментариях локального координатора указать, что именно выполнялось учеником в дополнительное время.

Неоценимы рефлексивные формы работы участников и локальных координаторов олимпиады, когда те анализируют успехи, проблемы и трудности, возникшие во время проведения олимпиады, а также способы, с помощью которых происходила их деятельность. Участники олимпиады и их локальные координаторы делятся мнениями о том, что удалось выполнить лучше и благодаря чему, что не удалось, какие могут быть перспективные планы и задачи.

Рефлексия проводится сразу после окончания олимпиады или на следующий день. Наиболее оптимальная форма её проведения, когда каждый участник письменно отвечает на рефлексивные вопросы, а затем происходит их коллективное обсуждение. Локальный координатор отсылает в оргкомитет олимпиады отдельным письмом свои и ученические ответы на следующие вопросы:

1. Каковы основные результаты олимпиады, что удалось лучше всего и почему?

2. Какие номинации (задания) вызвали наибольший интерес?

3. Каковы были основные трудности в подготовке и проведении олимпиады и как они решались?

4. Замечания и предложения себе и организаторам олимпиады.

В теме высылаемого письма указывается: "Рефлексия олимпиады - Ф.И.О. координатора".

После объявления результатов олимпиады возможно проведение дистанционной пресс-конференции, на которую приглашаются призёры олимпиады, их локальные координаторы, члены оргкомитета олимпиады, представители средств массовой информации. Во время пресс-конференции все желающие могут задать вопросы победителям олимпиады, их учителям, оргкомитету.

Результаты эвристической олимпиады размещаются на веб-сайте её организаторов. По согласованию с оргкомитетом олимпиады школы могут разместить работы своих учеников на своих сайтах, опубликовать материалы в местных изданиях. Полученные по почте дипломы, призы, "визитные карточки" участников олимпиады торжественно вручаются на общешкольных мероприятиях. Полученные участниками олимпиады результаты служат основой для продолжения их творческой самореализации в общеобразовательном процессе.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Хуторской А.В. Как не выходя из дома, подготовиться и принять участие в дистанционной эвристической олимпиаде // Интернет-журнал "Эйдос". - 2000. - 10 марта. http://eidos.ru/journal/2000/0310-02.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Эвристическое обучение" >>

  вверх
вверх

карта сайта