EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Интернет-образование может происходить без удаленности учителя и учеников...»
Хуторской А.В., докт. пед. наук, г.Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеМодель интернет-образования

 


Модель интернет-образования креативного типа

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

По прогнозам специалистов в ближайшем будущем человек до 40% своего учебного времени будет отводить дистантным формам обучения, ещё столько же - очным, а остальное время - самообразованию. В этих условиях важно, чтобы дистанционное обучение не оказалось простой пересылкой информации или общением ученика с компьютером.

Понятие "Интернет-образование" появилось для обозначения специфики образования, осуществляемого с использованием ресурсов и технологий глобальной сети Интернет. По отношению к понятию "дистанционное образование" оно является видовым отличием, более строго регламентирующим технико-технологическую специфику обучения - использование сети Интернет (например, дистанционно можно обучаться не только через Интернет, но и с помощью локальных сетей, видеосвязи и т.п.)

Интернет-образование может происходить без удаленности учителя и учеников друг от друга, обеспечивая лишь их доступ в сеть Интернет, например, из компьютеризированного класса. То есть сеть Интернет используется в данном случае в качестве средства обучения. Это облегчает методику организации занятий по сравнению с дистанционным обучением, когда учитель и ученики удалены друг от друга и требуются особые формы и методы их коммуникации. Данный фактор делает более доступным реализацию Интернет-образования как части очного общеобразовательного процесса.

Использование Интернет-технологий и ресурсов в школьном образовании имеет ряд возможностей: использование на уроках удаленных ресурсов, проведение "виртуальных путешествий", Интернет-практикумов, экскурсий. Более гибкие условия Интернет-образование предоставляет для образования детей одаренных, "трудных", с индивидуальными особенностями, особенно, если используются дистанционные формы работы с ними. Телекоммуникационные технологии позволяют ученику дистантно общаться со сверстниками из других городов, участвовать в сетевых проектах и олимпиадах, консультироваться у высококвалифицированных специалистов, находящихся в любой точке мира. Ученики из обычной сельской школы могут иметь доступ к мировым культурным и научным ценностям, сосредоточенным в виртуальных библиотеках и на веб-сайтах.

В течение нескольких лет нами ведутся практико-ориентированные исследования по разработке и одновременной реализации дистанционных образовательных технологий, использующих возможности сети Интернет. Базой для данных исследований является Центр дистанционного образования "Эйдос" (www.eidos.ru), который представляет собой распределенное учебное заведение, где администраторы, методисты, педагоги и учащиеся находятся на значительном расстоянии друг от друга - в разных городах и странах, а обучение осуществляют с помощью технологий и ресурсов сети Интернет.

Центр "Эйдос" ставит своей задачей реализацию модели креативного дистанционного обучения, когда ученики и учителя взаимодействуют в ходе учебного процесса на основе интеграции информационных и образовательных технологий и главным результатом их деятельности является создание образовательных продуктов в изучаемой области. Дистанционное обучение осуществляется в форме курсов, семинаров, проектов, конференций, конкурсов, олимпиад, имеющих личностную креативную направленность, что дает возможность не просто обмениваться информацией, а достигать более продуктивных по сравнению с очным обучением образовательных результатов.

В Центре "Эйдос" прошли обучение несколько тысяч школьников более чем из 100 городов России и других стран СНГ. В рамках программы развития одаренности школьников с помощью телекоммуникаций проводятся дистанционные эвристические олимпиады по математике, физике, русскому и английскому языкам, естествознанию, географии, экономике. С 1997 года ежегодно проводится Международная дистанционная эвристическая олимпиада. Эффективны оказались дистанционные образовательные проекты, ориентированные на личностное творческое самовыражение участников ("Мой виртуальный дом", "Моя родословная", "Мой Пушкин"), а также на поисковую и исследовательскую деятельность школьников ("Феномен" и др.).

На базе Центра действует система повышения квалификации педагогов в форме дистанционных курсов, научно-практических телеконференций, Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года", проводимого ежегодно с 1999 года и привлекающего внимание творческих педагогов из России и зарубежья (www.eidos.ru/dist_teacher/index.htm).

Анализ осуществляемой экспериментальной деятельности позволил выявить основные структурные компоненты модели Интернет-образования, ориентированного на креативный характер обучения и творческое развитие учащихся. Перечислим эти компоненты.

Целевые ориентиры

- Личностная самореализация и творческое развитие учеников и педагогов в виртуальном образовательном пространстве, создаваемом в результате организованного дистанционного взаимодействия. Дистанционные формы занятий, какими бы массовыми они не являлись, имеют целью выявление индивидуальных способностей учащихся или педагогов, развитие их личностного мировоззрения в противоположность "усвоению знаний" или поиску в сети готовой информации.

- Разработка и одновременная реализация педагогических технологий распределенного дистанционного обучения, в котором удаленные друг от друга учащиеся и педагоги осуществляют учебный процесс с помощью телекоммуникаций и ресурсов сети Интернет.

- Расширение внутреннего мира обучающегося человека, вселение в реальный и виртуальный окружающий мир со своей личностной и культурологической позицией (русский космизм).

Принципы Интернет-образования креативного типа

Продуктивная ориентация обучения. Главная цель Интернет-занятий - создание учащимися собственных творческой продукции в изучаемых с помощью сети областях, использование ими информационных и веб-технологий для демонстрации и обсуждения достигнутых результатов.

Персонифицированный характер дистанционного образования. Организация проектов, олимпиад и других форм дистанционного креативного обучения происходит с опорой на индивидуальные особенности, уровень подготовленности и мотивации субъектов деятельности.

Принцип оптимального сочетания очных и дистанционных форм деятельности учащихся. Для каждого ученика устанавливаются соответствующие соотношения между его сетевой и очной учебной деятельностью, поддерживаемой как очными, так и удаленными педагогами.

Приоритет деятельностного содержания перед информационным. Значительный объем, открытость и доступность информации в сети Интернет не требуют от учащегося ее полного усвоения и репродукции. Акцент переносится на саму деятельность ученика, на технологию, с помощью которой он создает планируемую образовательную продукцию.

Открытость учебного процесса. Взаимодействие с удаленными людьми и образовательными массивами развивает у учащихся универсальные умения дистанционной деятельности, которые не формируются в традиционном обучении, но являются условием жизни в современном обществе.

Интеграция продуктивной, коммуникативной и организационно-управленческой деятельности. Чем более интегративной оказывается связь данных видов деятельности в дистанционном обучении, тем более комплексными оказываются образовательные приращения у ученика.

Соответствие содержания, целей и педагогических задач ведущим техническим средствам, телекоммуникационным и информационным технологиям. Особенности каждого компьютерного средства (электронная почта, "Всемирная паутина", чат, веб-форумы, видеоконференции, ICQ и др.) учитываются при разработке форм и методов дистанционных занятий.

Алгоритмизация дистанционной деятельности подразумевает создание и оценку творческого продукта ученика. Система организации дистанционного взаимодействия удаленных друг от друга субъектов обучения направлена на создание благоприятных условий их продуктивной деятельности, решение проблем взаимопонимания, поэтапного развития необходимых навыков коммуникации, адекватную оценку результатов обучения.

Особенности содержания образования

Открытость содержания образования в дистанционном обучении, формы его представления, размещения и структурирования имеют существенные отличия от очных аналогов. Сеть Интернет позволяет использовать данные, у которых нет единого информационного источника, например учебника, что значительно расширяет потенциальную образовательную среду. Ученик перестает быть "привязанным" к учебнику или учителю как основным источникам знаний.

Главным компонентом содержания дистанционного образования предстает технология работы ученика с информацией, а не сама информация. От ученика требуется не столько усвоение многообразных данных по изучаемому вопросу, сколько ориентация в них и собственная продуктивная деятельность, ведущая к созданию личностного содержания образования, которое выражается в изготавливаемых учеником веб-страницах, текстах и графике, результатах его сетевых чат-дискуссий и веб-форумов.

В дистанционном обучении меняются характеристики творческого продукта - новая форма текста (html-формат), новая форма представления информации (гипертекст). Размещение творческого продукта ученика на сервере, представление и защита его в дистанционных телеконференциях помогают учащимся вырабатывать ответственность за конечный результат деятельности.

Формами представления внешнего содержания образования выступают также электронные учебники, веб-квесты и образовательные сайты.

Электронный учебник выполняется с использованием гиперссылок, графики, анимации, интерактивных заданий, мультимедийных средств. Учитель и учащийся могут добавлять к электронному учебнику свежие данные, свои комментарии, ссылки. С помощью поисковых систем в электронной библиотеке легко сориентироваться и найти нужный учебник, быстро отыскать в нём нужную информацию: понятие, закон, имя учёного.

Веб-квестами называют страницы по определённой теме на образовательных сайтах, которые соединены гиперссылками со страницами других сайтов во Всемирной паутине. Например, страница по курсу астрономии может иметь ссылки на веб-серверы реально действующих обсерваторий, библиотек научно-исследовательских институтов, космических организаций.

Необходимым элементом технологии организации дистанционной деятельности учащихся становится переход от статичных электронных учебных пособий к интерактивным веб-сайтам. Главные принципы конструирования образовательного сайта - его адресность, интерактивность и продуктивность в отношении участников организуемых учебных процессов.

Формы дистанционной творческой деятельности

В ходе проводимого исследования практически апробировались и доказали свою эффективность следующие формы дистанционных занятий:

Дистанционные эвристические олимпиады (www.eidos.ru/olymp/). Их главная цель - творческая самореализация учащихся в дистанционном соревновании по различным номинациям с открытыми заданиями ("Идея", "Исследование", "Познай себя", "Виртуальный мир" и др.).

Дистанционные проекты креативного типа (www.eidos.ru/project/). Образовательное взаимодействие дистанционных учащихся организуется для решения творческих задач, например, создание и описание своего виртуального жилища ("Мой виртуальный дом"), составление гипертекстового генеалогического древа своего рода ("Моя родословная"), исследование необычных явлений природы, общества, человека ("Феномен").

Дистанционные курсы (www.eidos.ru/courses/) проводятся по оргдеятельностной методике для школьников и педагогов. Их цель - развитие креативного направления в очном и дистанционном обучении.

Конкурсы на лучшего дистанционного учителя, ученика, школу (www.eidos.ru/dist_teacher/).

Дистанционные научно-практические августовские телеконференции (www.eidos.ru/conf/).

Научные исследования в области дистанционного образования, помощь учебным заведениям в организации экспериментальной работы и диссертационных исследований педагогов, использующих телекоммуникации.

Образовательные Интернет-издания. Выпуск тематических электронных списков рассылки, электронного образовательного журнала "Эйдос" (www.eidos.ru/journal/). Общее количество подписчиков на сетевые издания Центра "Эйдос" - более 4000 человек (по состоянию на апрель 2001 г.)

Особенности методики дистанционных занятий

В структуре дистанционных занятий основными элементами являются личное целеполагание учеников, работа по корректировке этих целей, продуктивная сетевая деятельность, рефлексия как новый этап дальнейшего обучения.

Создание дистанционными учащимися собственной образовательной продукции решает задачи мотивации обучения в дистантном режиме, включает их в деятельность по конструированию учебных целей и их достижению.

Выбор учеником дистанционного курса, отвечающего его целям обучения, гибкость выполнения учебных заданий во времени, использование компьютерных технологий (локальные сети, веб-страницы, цифровые аудио- и видеопередатчики и т.п.) - стимулируют активность учащегося, помогает перевести начальные мотивы деятельности (освоение компьютера, получение информации в сети, спонтанное общение в чате) в образовательные цели и задачи.

Применение открытых заданий эвристического типа позволяет учащимся проявить свои творческие и изобретательские способности с помощью дистантных телекоммуникаций.

Совместная творческая деятельность удаленных друг от друга учащихся и педагогов включает учебно-творческую, коммуникативную и организационно-техническую составляющие, появляющиеся благодаря интерактивным возможностям сети Интернет.

Рефлексия как способ получения учащимися внутреннего образовательного продукта осуществляется на всех этапах творческой деятельности учащихся как асинхронно с помощью электронной почты, так и синхронно в режиме одновременного (онлайн) подключения к сети Интернет.

Творческая ориентация дистанционного обучения предполагает, что оценивается, прежде всего, процесс обучения, его характер, особенности взаимодействия учащегося с педагогом, индивидуальная траектория освоения изучаемых тем, степень отличия предъявляемых результатов от стандартных и общедоступных.

 

Литература:

1. Андрианова Г.А. Организация творческой деятельности учащихся в системе дистанционных олимпиад, проектов, курсов. // Интернет. Общество. Личность: Международная конференция: Тез. докл. - С.Пб.: Институт "Открытое общество", 2000. - С.281-283.

2. На урок - в Интернет! Всероссийский конкурс "Дистанционный учитель года" / Под. ред. А.В.Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 299 с.

3. Хуторской А.В. Понятия и принципы дистанционной педагогики // Школа 2000. Концепции, методики, эксперимент: Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 1999. - С.227-239.

4. Хуторской А.В. Дистанционные технологии обучения // 12-летняя школа. Проблемы и перспективы развития общего среднего образования.- М.: ИОСО РАО, 1999. - С.212-221.

5. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. - М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Хуторской А.В. Модель интернет-образования креативного типа // Интернет-журнал "Эйдос". - 2001. - 05 октября. http://www.eidos.ru/journal/2001/0510-02.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта