EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Срединное положение биологии в системе науки обуславливает ее важное значение...»
Аверьянов Ю.И., канд. филос. наук
Интернет-журнал «Эйдос»Модернизация образованияКурс философии в старшей школе

 


Курс философии в старшей профильной школе

Аверьянов Юрий Иванович, канд. филос. наук, науч. сотр. лаборатории обществоведения ИОСО РАО

Идея придания философии статуса самостоятельной учебной дисциплины в современной отечественной средней школе имеет немало сторонников. Педагоги-энтузиасты пытаются осуществить эту идею в рамках вариативных факультативных курсов. Имеющаяся учебно-методическая литература по данной дисциплине, и прежде всего комплекты учебных пособий по курсу "Введение в философию" известных российских авторов П.С.Гуревича, А.Ф.Малышевского, даёт основание говорить о конструировании философского знания в качестве самостоятельного школьного предмета как практической задаче сегодняшнего дня.

По нашему мнению, в центре нового учебного курса "Введение в философию"1 должно быть приобщение учащихся 12-го класса к мировоззренческой природе, целостно-смысловой ориентации философского знания, проблеме целостного внутреннего мира человека и его жизненной позиции.

В методологическом и гносеологическом плане курс "Введение в философию" представляется интегральным курсом, обобщающим результаты изучения естественнонаучных и гуманитарных дисциплин за все годы обучения. Вместе с тем он продолжает тенденцию освоения ряда философских понятий, заложенных в школьных программах и, особенно, при изучении курса "Обществознание". Его задача - представить с оптимальной полнотой систему принципов и категорий, позволяющих говорить о философии как мировоззрении, методологии познания, форме общественного сознания и т.п.

Курс "Введение в философию" открывает широкие возможности для более активного проявления учащимися своих творческо-познавательных способностей, устремлений и определения своего места в учебно-творческой деятельности. Многие трудности процесса обучения, воспитания, самообразования, саморазвития учащихся и старшеклассников в первую очередь, замыкаются на философско-психологическую проблему субъектности. Чаще всего о ней говорят по отношению к людям с высоким уровнем социальности. Думается, что это заблуждение. Если современная педагогика и психология усматривают в ребенке личность, то логично будет не отчуждать от него важную способность видеть в себе деятеля (т.е. отношение к себе как субъекту собственной деятельности). Взаимодействия учащихся во время учебного процесса (да и вне школы) друг с другом, с преподавателем являются основой для проявления их субъектности, которая предполагает признание в другом человеке высоких интеллектуальных, духовных и деловых качеств.

Внимание к этой проблеме преподавательской и родительской общественности, органов образования позволит, на наш взгляд, вплотную приступить к преодолению устоявшегося стереотипа - "школа призвана готовить людей, способных адаптироваться к быстро меняющимся условиям". Здесь явно просматривается приспособленческий, конъюнктурный аспект. Если школа привьет школьнику вкус к творчеству, этого будет вполне достаточно для того, чтобы он не "потерялся" во взрослой жизни.

Школьный курс "Введение в философию" (с учетом его составляющих - философии и этики) призван выполнить главную функцию - обеспечить теоретико-ценностую интеграцию преподавания гуманитарных и естественнонаучных знаний. Поэтому в основу пропедевтического философского курса целесообразно положить два принципа: принцип всеединства (монизма) и принцип гуманистической сущности философского знания. Первый предполагает освещение широкого спектра гносеологических, онтологических, исторических, этических, эстетических, ценностных и др. проблем как ориентированных вокруг одного смыслового центра - всеобщей взаимосвязи природных, общественных и личностно-духовных явлений и процессов. С этим связано и раскрытие тенденций гуманизации естественных наук, а также особенностей внедрения точных методов в гуманитарные науки. Второй же базируется на антропоцентризме, идее человека как познающего субъекта, как точке отсчета в познании природы, социума, собственного духовного мира, нацеленности человека на социокультурное творчество. В результате учащимся предоставляется возможность, используя средства и методы философского анализа, обрести синтетическое восприятие проблем мировой и отечественной истории, произведений художественной литературы и искусства, актуальных вопросов биологии, химии, физики (часть из которых им уже знакома). Данный подход в полной мере отвечает известным дидактическим принципам изучения более сложного на основе уже известного.

По нашему мнению, процесс адаптации философского курса в содержании учебно-воспитательного процесса средней школы должен осуществляться с учетом ценного опыта, накопленного в последнем десятилетии при введении обществоведческого интегрального курса "Человек и общество", наработок педагогов-предметников по освещению философских аспектов конкретного знания2. Общеметодологической базой и теоретической основой разработки и внедрения школьного курса "Введение в философию" являются философские положения о человеке как субъекте познавательной деятельности и отношений, теоретические достижения отечественной педагогической и психологической мысли.

Содержание вводного философского курса включает следующие блоки-разделы:

1. Система "Человек - природа";

2. Система "Жизнь - человек";

3. Система "Человек - человек";

4. Система "Человек - техника";

5. Система "Человек - общество".

Охарактеризует содержание обозначенных блоков.

1. Система "Человек-природа" предполагает формирование основ философских представлений о месте человека в Космосе, биосфере Земли, во взаимодействии с рукотворной природой, создаваемой усилиями цивилизованного развития. Физические, химические, астрономические знания, структура математических представлений, равно как и овладение компьютерной техникой, доступ к "Интернету" и к другим информационным сетям и программам позволяют обсудить на уроках средней школы широкий круг философских и этических вопросов.

Особое место среди них занимают так называемые вечные вопросы: кто мы, откуда и куда идем; о первосущности бытия и его соотношении с небытием; о бесконечности бытия и конечности; о происхождении жизни и мысли и многие другие. Приоритетным среди них, бесспорно, является восприятие ноосферы как качественно нового состояния взаимодействия человека с Космосом, складывающегося в ходе творческих усилий человечества, располагающего все расширяющимся комплексом средств взаимодействия с природой.

Это предполагает преодоление волюнтаристского принципа "мы не можем ждать милостей от природы", безоглядного пренебрежительного отношения к хрупким связям, существующим между разными сферами природной среды и условиями выживания современного человечества.

2. В основе системы "Жизнь - человек" лежит знание основ биологии, которое составляет переходное (связующее) звено к другой системе - "человек - общество".

Срединное положение биологии в системе науки обуславливает ее важное значение в осуществлении интеграции наук, ее влияние на развитие кибернетики, синергетики и др. новых дисциплин. Биология символизирует и связь двух культур - гуманитарной и технической: поскольку мир живого находится между неорганической природой и миром идей (ценностей) человека.

В наши дни биологическая наука тесно связана с морально-этической сферой. Ныне приходится постоянно оценивать социальные и культурные последствия достижений молекулярной биологии и биотехнологии. Наблюдается становление новой дисциплины - биоэтики. Тем более, что биология уже вплотную придвинулась к проблеме получения генетических копий самого человека (клонирование). Актуализируется также связь биологии с политикой и правом.

Биологические науки играют важную роль в выборе путей влияния человека на природу. Об этом свидетельствуют понятия "экологического мировоззрения", "экологической культуры", "экологического мышления", "экологической этики", отличающие жизнь человека на рубеже XX и XXI столетий.

3. Система "Человек - человек" опирается на весь спектр гуманитарных дисциплин, прежде всего, на историю, литературу, этику языкового общения, на необходимость акцентирования своеобразия национальной психологии, представленной в структурах как родного, так и иностранных языков. Бесспорна, на наш взгляд, необходимость подключения к обсуждению сведений и категорий, осваиваемых учащимися в курсе обществознания и, прежде всего, опыта всемирной истории.

Только непосредственное приобщение учащихся к сокровищнице мировой духовной культуры может активно способствовать их философско-творческому освоению мира.

Глубинный внутренний (сугубо личностный) мир переживаний человека, постигающего непосредственно памятники культуры, озаряется светом внутренней свободы. Без индивидуального восприятия (прочтения) текстов, источников культуры невозможно подлинное знание об истории общественной мысли.

В полной мере это относится и к произведениям художественной литературы, в которых особенно ярко раскрывается текстуальное богатство морального размышления.

Большое внимание отводится рассмотрению сущности и существования человека, соотношения социального и биологического в нём, анализу категории "отчуждение".

4. Система "Человек - техника" охватывает широкий круг вопросов взаимоотношений общества и техники, личности и технического прогресса. В данном блоке проблем анализируется противоречивый характер современной научно-технической революции и информационной революции как её закономерного порождения.

Учитывая огромный интерес молодёжи к телекомпьютерным системам, представляется важным показывать не только их роль в жизнедеятельности современного общества, но и их негативное влияние на духовный мир человека.

Среди отрицательных социально-психологических проявлений компьютеризации и СМИ уместно указать на подмену и вытеснение реальной действительности условными ситуациями, деформацию психики в результате преобладания информационных компонентов над созидательно-волевыми, блокирование навыков динамичного общения с живыми людьми, схематизацию в восприятиях и оценках противоречивых и неоднозначных феноменов как общественной, так и личной жизни.

Изживание фетишистского поклонения технике - одна из задач настоящего курса. Именно отрыв техники от людей приводит к ее фетишизации, к превращению ее в самодовлеющую силу. Важно внушить учащимся мысль, что техника без людей - мертва, а в соединении с ними, владеющими этой техникой, играет важную роль в общественном развитии, являясь одним из элементов производительных сил.

5. Центральная проблема блока "Человек - общество" - свобода и ответственность как проявление диалектики общего и особенного, сущности и существования личности.

Любая общественная деятельность складывается из действий индивидов. Люди сами делают свою историю (хотя и не по своему произволу). Всегда существует возможность для принятия индивидуальных решений. Экономическая необходимость, законы общественного развития пробивают себе дорогу через множество индивидуальных решений. Люди не всегда стихийно следуют этой внешней необходимости - они или поддерживают ее, или сопротивляются ей, проявляя тем самым свободу воли и сознание. Поэтому в данном случае следует говорить о человеке не только как "продукте" окружающей среды, но и как об участнике формирования этой среды.

Прививая учащимся конкретные нравственно-этические ориентиры и установки, культуру межличностных отношений, художественно-эстетические вкусы, конкретные формы самовыражения, школа как бы программирует социодуховный колорит общества последующего исторического этапа развития (характерный стиль мышления, особенности быта, нравов, производственной культуры, общественных отношений и т.д.)

Узловыми могли бы стать следующие вопросы, объединенные одним названием: "Этика человеческих отношений и человеческого общения":

- Этнопсихологические основания этических воззрений.

- Язык как носитель национального кода традиционных культурно-нравственных ценностей.

- Фольклор - ключ к пониманию российской ментальности.

- Роль религии в нравственном прогрессе.

- Этика как основа культуры народа.

- Национальное самосознание и мораль.

Преподавание этики позволяет выделить значение проблем справедливости, соблюдения прав человека, высокого уровня грамотности, роли политических свобод и заботы о здоровье. Узловыми являются такие понятия, как "сострадание", "милосердие", "доброта", "жалость".

Формирование нравственно-полноценной личности, на наш взгляд, предполагает особый стиль отношений между педагогом и учащимся. Эти отношения должны строиться на взаимном уважении, доверии, открытости и (не надо бояться этого слова) сердечности.

Практическое значение имеет обсуждение со старшеклассниками вопросов профессиональной этики. Среднее образование, как известно, не предполагает сколько-нибудь серьезной профессионализации обучения. Овладение компьютерной грамотностью, техникой личной работы, вождением автомобиля или трактора, переводческий тренинг, опыты журналистской, художественно-литературной и другой художественной деятельности в школе следует рассматривать скорее как обретение школьниками некоторых первоначальных навыков, а не формирование профессионального сознания. Конечно, специализация в обучении старшеклассников (древние и новые языки, право, финансы и маркетинг, филология, военное дело в кадетских корпусах и т.д.) предполагает более углубленное рассмотрение вопросов профессиональной этики, чем это возможно в школах, не имеющих четко выраженной специализации. Точно также в средних учебных заведениях с углубленным изучением биолого-экологической проблематики имеется реальная возможность обстоятельно рассматривать комплекс нравственных вопросов, относящихся к медицине, здравоохранению, природосбережению и другим областям.

Представляется уместным рассказ учителя средней школы о существовании профессиональных кодексов чести: клятва Гиппократа, офицерский кодекс чести, нравственные обязательства юриста, ученого, педагога и т.д.

Ключом к обсуждению вопросов профессиональной этики для учителя является правило: каждый обязан на своем месте добросовестно и качественно выполнять ту работу, за которую он взялся. При этом подчеркивается взаимозависимость тех трудовых операций, совокупность которых определяет окончательный результат: готовый продукт, сервисную услугу, управленческое решение и т.д. Философский принцип взаимосвязи и взаимозависимости может быть успешно продемонстрирован на примерах трудовой и управленческой кооперации.

Заслуживает внимания обсуждение вопросов о так называемых престижных профессиях. С одной стороны, следует снять ореол престижности в "деятельности" жуликов и проходимцев, бандитов, киллеров и вымогателей, проституток и сутенеров, торговцев наркотиками, воров и спекулянтов. Паразитический характер этих явлений может служить предметом обстоятельного анализа в школе. С другой стороны, целесообразно систематически деромантизировать превратный мир законов и норм современной уголовщины (уместно, в частности, обратиться к оценкам и суждениям А.Солженицына и В.Шаламова). Вместе с тем, следует отметить, что ряд престижных профессий (политик, дипломат, разведчик, банкир, президент крупной компании) предполагает сочетание особого набора психологических и интеллектуальных качеств, являются чрезвычайно редкими в стасорокамиллионном российском обществе. Ориентация на них для подавляющего большинства претендентов является изначально ошибочной и содержит в себе основу тяжелых разочарований.

С начала 90-х годов в России издаются и переиздаются массовыми тиражами произведения классиков русской философии (Н.Бердяев, Н.Лосский, И.Ильин, Г.Федотов, П.Флоренский, В.Розанов и многие другие), вводятся в научный оборот многочисленные работы зарубежных авторов. Обращение учащихся к философским хрестоматиям, к выдержкам из оригинальных текстов мыслителей прошлого и современности является оптимальным способом приобщения их к самостоятельному обретению истины. Пособия такого типа, постоянно обновляемые в переизданиях, - хлеб насущный данного курса.

В современной духовной ситуации, когда возрождается преподавание религии в средних учебных заведениях, и даже вводятся элементы теологии, обращение к философским источникам позволяет представить более конкретно и рельефно сложный и противоречивый процесс взаимодействия знания и веры, богословия и философии. Конкретность истины становится для ученика ее неотъемлемым и содержательным качеством - подлинным воздухом творческого поиска.

Курс "Введение в философию" позволяет обратить внимание школьников на необходимость освоения элементарных логических конструкций, заложенных в современном математическом и естественнонаучном знании. Это поможет им выявлять логическую связь между последующим и предыдущим, отличать главное от второстепенного, аргументированно объяснять новые факты и т.д.

Формирование логической культуры учащихся является, по нашему мнению, одной из важнейших задач средней школы и составляет необходимую предпосылку последующей успешной деятельности выпускников во всех сферах общественной жизни, независимо от того, продолжат ли они свое образование в высшей школе или нет.

Преодоление пережитков дуализма "естественное - гуманитарное" является назревшей задачей для средней школы, которая становится передним краем в формировании новых способов мышления. Меняется философский взгляд на человека: субъект познания не противостоит природе, а является ее частицей. Наблюдается активный процесс гуманизации естественных наук и внедрение точных методов в гуманитарные науки. Тем не менее еще рано говорить о преодолении технократической ориентации как мировоззренческой позиции.

В мировоззрении, формирующемся на этой основе, мало места остается для духовных ценностей, творчества. В результате, девальвируется уникальность и самоценность человеческой личности в глазах молодых людей, вступающих в самостоятельную жизнь. Тем более, что сама по себе передача социокультурных знаний еще не решает задачу гуманитаризации образования и формирования творческой личности.

Свобода - одна из важнейших сущностных человеческих сил. Без нее человек не может осуществить свою социально-деятельную сущность, реализовать намеченные цели, развивать себя как личность.

Сквозь призму свободы человек определяет свои позиции, ориентиры жизни и деятельности. Проблема свободы приобретает конкретное содержание, по-своему осмысливается на различных этапах исторического процесса, в различных типах социальности.

Проблема свободы в философском освещении теснейшим образом связана со свободой выбора - сугубо личным переживанием. Природа свободы не ограничивается субъективным чувством. Она предполагает ряд важных составляющих - свободу решения и свободу действия.

Важнейшим аспектом внутренней активности индивида является субъективно-нравственный, субъективно-деятельный аспект свободы, как возможности выбора определенной цели и сознательного стремления к ее реализации.

Философское рассмотрение свободы на уроках в 12 классе не обойдётся без выхода на такие важнейшие проблемы как проблема долга и проблема ответственности личности за свой выбор, ответственности не только перед самим собой, но и перед обществом.

Включение в учебно-воспитательный процесс средней школы новой дисциплины "Введение в философию" может ознаменовать качественный прорыв в среднем образовании России в новом столетии. Пока еще традиционно достаточно высокий образовательный уровень современного российского общества является благоприятным фактором приобщения молодого поколения к духовным ценностям, к основам научного знания, к философскому подходу в осмыслении реалий современного мира. Философские знания необходимы молодым людям не только для мировоззренческой ориентации во взрослой жизни, но и для лучшего понимания самих себя через других людей.

 

---

1. Авторская концепция курса «Введение в философию» в выпускном классе 12-летней школы опубликована в журнале «Преподавание истории и обществознания в школе», 2001, №2.

2. Интересный опыт отечественной школы в освоении философской тематики содержит книга В.С.Шубинского «Преподавание философии в средней школе». – М.: Педагогика, 1991

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Аверьянов Ю.И. Курс философии в старшей профильной школе // Интернет-журнал "Эйдос". - 2001. - 15 мая. http://www.eidos.ru/journal/2001/0515.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

  вверх
вверх

карта сайта