EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Учебная деятельность в дистантном режиме служит развитию специфических умений...»
Андрианова Г.А., канд. пед. наук, г.Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеВиды учебной деятельности

 


Виды учебной деятельности школьников в дистанционном обучении

Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО, г.Москва

Одной из задач современной школы является повышение многообразия видов и форм организации учебной деятельности учащихся. Компьютерные технологии, интегрированные с педагогической системой организации учебной деятельности, позволяют существенно увеличить образовательные возможности школьников, осуществить выбор и реализацию индивидуальной траектории в открытом образовательном пространстве.

Особенность учебной деятельности состоит в том, что "ее результатом является изменение самого учащегося" (Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. - М, 1999, с.478), учебная же деятельность в дистантном режиме служит развитию у школьника специфических умений, необходимых ему для решения поставленных учебных задач с помощью средств телекоммуникаций и ресурсов сети Интернет.

Учебная деятельность школьников в дистанционном обучении может быть представлена моделью, состоящей из нескольких компонентов - видов деятельности, отражающих специфические цели и задачи дистанционного обучения:

- познавательно-продуктивная деятельность - создание учащимися творческого продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств;

- коммуникативная деятельность - взаимодействие субъектов дистанционного обучения;

- методолого-содержательная деятельность - управление учащимся содержанием и методами учебного процесса в дистантном режиме;

- психолого-воспитательная деятельность - развитие имеющихся и приобретение специфических для дистанционного обучения личностных качеств;

- техническая деятельность - овладение необходимыми умениями работы с компьютерными программами и ресурсами сети Интернет и др.

Рассмотрим основные умения, которыми овладевает дистанционный учащийся в своей учебной деятельности в системе составляющих ее компонентов. Данные умения могут быть рекомендованы в качестве ориентиров для учащихся, осуществляющих обучение в дистантном режиме, а также для учителей, включающих использование новейших компьютерных технологий в учебно-предметную деятельность на уроках.

Познавательно-продуктивная деятельность учащихся реализуется в системе таких форм, как дистанционные творческие олимпиады, проекты и курсы. Основной целью такой деятельности в дистанционном обучении является приобретение и развитие учащимися умений создавать творческий продукт с использованием средств телекоммуникаций. Перечислим эти умения:

- выделение учащимися тех познавательных и творческих направлений, в которых будет осуществляться их учебная дистанционная деятельность;

- определение с помощью учителей-предметников базовых знаний, умений и навыков, которые учащиеся могут освоить в тех или иных формах дистанционного обучения;

- умение выработать собственный (авторский) взгляд на задачу, на возможные направления поиска решения образовательных проблем;

- умение учащегося генерировать новую, оригинальную идею, соотносить ее с имеющимися аналогами, представленными в сети Интернет, воплотить ее в гипертексте и разнообразных мультимедийных формах;

- выбор формы продукта своей учебной деятельности в дистантном режиме: дистанционный образовательный проект, телетестинг, веб-квест, образовательный сервер и др.;

- умение применять алгоритмические операции для организации продуктивной деятельности в дистантном режиме;

- поиск специальной информации, ссылок на неё в сети Интернет для доказательств выдвинутых учащимися творческих идей;

- умение использовать ресурсы сети Интернет для предоставления творческого продукта сетевому сообществу субъектов обучения.

Коммуникативная деятельность учащихся в дистанционном обучении отличается от соответствующей очной формы возможностью участия в ней субъектов с различными качественными характеристиками. Круг субъектов дистанционной коммуникативной деятельности практически не ограничен ни количеством, ни географическим пространством, ни часовыми поясами. Творческий образовательный продукт, создаваемый учащимися в ходе познавательно-продуктивной деятельности в дистантном режиме, вносится на обсуждение в электронные конференции и чат-дискуссии, что увеличивает образовательное пространство для участников дистанционных форм обучения, позволяет им представить свою продукцию для более широкого круга пользователей, услышать вариативность мнений и суждений относительно созданных творческих продуктов, вступить в образовательную коммуникацию с субъектами дистанционного обучения, имеющими различные функции.

Основными формами организации телекоммуникационной деятельности школьников сегодня являются: асинхронные (e-mail телеконференция, веб-форум, веб-доска объявлений, гостевая книга) и синхронные (чат-уроки и чат-конференции в реальном времени). Для эффективного решения учебных коммуникативных задач учащемуся необходимо овладеть следующими основными умениями:

- участвовать в дистанционных конференциях в качестве участника, ведущего, руководителя группы, эксперта по заявленной проблематике;

- содержательно и целенаправленно выступать, задавать вопросы в дистанционных телеконференциях;

- выстраивать систему взаимоотношений с различными субъектами дистанционного обучения - дистанционными педагогами, локальными координаторами, дистанционными учащимися, специалистами-экспертами, Центрами дистанционного обучения;

- поддерживать оперативную обратную связь с учащимися из разных городов, как опосредованно (в отложенном режиме взаимодействия), так и в реальном времени;

- владеть инициативой в организации коммуникаций с субъектами ДО;

- адаптироваться к предъявляемым требованиям и нормам работы в телекоммуникационном пространстве;

- владеть телекоммуникационным этикетом: употреблять специфические для сети Интернет символы общения - "смайлики" (знаки эмоций), шрифты, цвета для передачи "живой" речи на экране.

Методолого-содержательная деятельность учащихся в силу специфических особенностей дистанционного обучения - удаленности субъектов учебного процесса друг от друга, предполагает существенное увеличение составляющей самостоятельного управления учащимися своей познавательно-продуктивной деятельностью, развитие у учащихся умений, направленных на самоуправление своей учебной деятельностью в дистантном режиме. К таким умениям мы относим:

- осуществление учащимися личного целеполагания в соотношении с целями других субъектов дистанционного обучения;

- конструирование индивидуальной системы знаний, умений и навыков в системе интеграции очного и дистанционного обучения;

- умение выстраивать организационную структуру учебной деятельности, сочетая очные и дистанционные элементы учебного процесса, определение их соотношения в учебной деятельности учащегося, а также уровня их взаимодействия;

- управление процессом организации своей учебной деятельности при наличии у учащегося двух педагогов - очного и дистанционного;

- перенос эффективных технологий творческого очного обучения в условия дистанционного обучения;

- применение навыков самоконтроля и самооценки результатов своей учебной деятельности в дистантном режиме;

- критический анализ и экспертная оценка работ учащихся из разных городов и стран;

- рефлексия учащимися достигнутых учебных результатов, выделение проблем организации учебной деятельности и способов их решения.

Психолого-воспитательная деятельность При формировании у дистанционных учащихся универсальных умений по созданию творческого продукта необходимо отвечать не только на вопрос - чему учить, но и что воспитывать. Создание учащимися специфических форм веб-текстов (например, в формате html) помогает им развивать критическое мышление, чувство владения новыми технологиями. Перечислим те личностные умения, которые необходимо воспитывать у дистанционного учащегося для усиления его самостоятельности в дистанционном учебном процессе:

- умение быть самообразовывающейся личностью, способной реагировать на стремительные изменения в социальной и технической областях жизни;

- целеустремленность, самодисциплина, упорство и настойчивость;

- позитивное отношение к учебе в дистантном режиме;

- умение преодолевать технические и телекоммуникационные проблемы, сопровождающие дистанционные формы обучения;

- умение отделять качественную информацию в сети от низкопробной;

- добросовестное отношение к своей учебе, работе своих однокурсников и преподавателя: надежность, ответственность, уважение, желание работать спокойно и вежливо в затрудненных обстоятельствах, стремление достичь первоклассных результатов, конструктивный отклик на критику;

- бережное отношение к оборудованию и техническим системам, а также уважение к специалистам, занимающихся их поддержкой (постмастеры, системные администраторы и др.).

Техническая деятельность необходима для эффективной реализации самостоятельной познавательно-продуктивной деятельности. Дистанционный учащийся должен приобретать и развивать специфические умения и навыки по использованию средств телекоммуникаций, информационных массивов, компьютерных программ и оборудования, которые влияют на качество исполнения его образовательного продукта. Овладение специальными техническими умениями позволяет учащимся с разной степенью владения компьютерными навыками переходить от одного уровня к следующему в различных формах дистанционного обучения. В данный блок входят такие умения:

- умение реализовывать идеи творческой работы простыми сложными техническими средствами (графические пакеты, выполнение работы в html формате, использование Plug-in, видео, иное);

- умение осуществлять выбор компьютерных технологий и средств для эффективного решения поставленных целей и задач своей учебной деятельности;

- соблюдение технических требований к оформлению творческого продукта, его пересылке по электронной почте и размещению в сети Интернет;

- применение различных компьютерных программ-утилит Spelling (правописание), Winzip (архиватор), кодировщики, электронная почта, IE или NC браузеры для выхода в сеть Интернет.

В дистанционной учебной деятельности происходит расширение числа субъектов дистанционного обучения, изменение и перераспределение их функций, отличающихся от аналогичных функций в очном обучении. Формы дистанционного обучения - проекты, курсы, олимпиады, электронные конференции и форумы осуществляются на основе применения телекоммуникационных технологий. В связи с этими специфическими особенностями учебной деятельности в дистантном режиме, необходимо проводить комплексные исследования по разработке и реализации образовательных технологий, методов и способов осуществления учебной деятельности, которые отличаются от очных аналогов благодаря интеграции информационных и педагогических технологий.

Многие отечественные школы, имеющие доступ в Интернет, смогут в полной мере воспользоваться богатыми информационными и телекоммуникационными возможностями глобальной сети, если будут осваивать педагогические технологии организации дистанционной учебной деятельности. Разработка и внедрение в школьное обучение педагогических телекоммуникационных технологий может привести к получению качественно нового образовательного результата благодаря существенному изменению форм, содержания и целей образования. Значительное расширение информационной образовательной среды, увеличение возможности коммуникаций школьников и педагогов с коллегами из других школ и стран, доступ к мировым информационным базам способны обеспечить возрастание мотивации учащихся к обучению, усиление их творческой составляющей в учебной деятельности, образовательной продуктивности как условий жизни в современном открытом мире.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Андрианова Г.А. Виды учебной деятельности школьников в дистанционном обучении // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 16 мая. http://www.eidos.ru/journal/2001/0516.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта