EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«В любом конкурсе Центра «Эйдос» задания поражают своей оригинальностью...»
Николаева В.А., учитель, г. Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Эвристическое обучениеРецепт "ученья с увлеченьем"

 


Секрет пробуждения талантов

О проектах Центра дистанционного образования "Эйдос"

Николаева Вера Александровна, учитель информатики и ИТ центра образования "ЮНИОР", г. Москва

"Не бойся необычных идей и "сумасшедших" ответов!
Будь смелее и раскованнее в своих мыслях и фантазиях!
Помни, ты талантлив и способен на гениальные открытия!"

(Из обращения к участникам Всероссийских дистанционных эвристических олимпиад)

У меня нет педагогического образования, только инженерное. Но считаю себя учителем по призванию. Преподаю много лет: сначала в техникуме, теперь в Московском центре образования «ЮНИОР». Помимо работы учителем информатики и информационных технологий возглавляю методическое объединение "Интернет", координирую сетевую работу центра.

Я люблю свою профессию. Занимаясь с учениками, стараюсь преподавать интересно, использую элементы новых, нетрадиционных методик обучения, творчески подхожу к своей работе. Мои друзья и коллеги утверждают, что творчество – вообще мое естественное состояние. Но давно ли я стала такой? Давно ли поток идей и их успешное выполнение сопутствуют мне? Давно ли мои ученики стали побеждать на представительных московских творческих конкурсах? Нет, это стало происходить последние четыре года. Причем, год от года нам удается создавать все лучшие и лучшие работы.

В чем же секрет успеха, каковы причины нашего роста? Секрет прост: мы постоянно участвуем в проектах, проводимых Центром дистанционного образования «Эйдос» (http://www.eidos.ru).

Я хочу рассказать Вам, дорогой коллега, про этот уникальный центр, олимпиады и конкурсы которого помогают ребятам любого возраста, с любым уровнем подготовки стать успешнее во всех областях знаний, во всех школьных предметах, почувствовать уверенность в своих силах, обрести психологию победителя. Ведь главные победы – это победы над собой!

Уникальность педагогических методик Центра «Эйдос» состоит в том, что на его конкурсах и олимпиадах участники соревнуются не друг с другом, а скорее с самими собой, незаметно для себя творчески и человечески растут. Там не бывает побежденных! Философия Центра «Эйдос», которая лежит в основе всех его дистанционных мероприятий, – это творческое самовыражение каждого участника, самораскрытие креативного потенциала, заложенного Богом и природой в любом человеке.

Задания в олимпиадах и проектах являются открытыми, то есть не предполагают готовых, заранее известных ответов. Их выполнение ориентирует участника на собственные версии, суждения, исследования, на создание нового результата, а не на припоминание известной информации. Задания учитывают возрастные особенности и опираются на общеобразовательную подготовку участников. Особенностью эвристических заданий является то, что выполнить их может каждый, но на своем уровне.

В качестве примера приведу задание для старшеклассников из эвристической олимпиады по математике на тему "Закономерность": Д.И.Менделеев придумал таблицу для размещения химических элементов. Составьте периодическую таблицу геометрических элементов. Кратко запишите положенные в основу своей таблицы признаки периодичности.

Разве может существовать готовый ответ на это задание? Каждый участник придумывает ответ самостоятельно. Выполняя задания, школьники проявляют свою индивидуальность, раскрываются как личности.

Компетентное жюри приветствует любые "безумные", фантастические на первый взгляд идеи. Работа каждого участника оценивается жюри индивидуально. Особенно ценятся самобытность, оригинальность, мировоззренческая глубина ученических идей, гипотез, проектов, сочинений, авторская позиция, ну и конечно форма выражения этой позиции.

"Мы бились – не с титанами, что держат землю, не с мировой черепахой за право взвалить на себя мир – сами с собой, выуживая из ила то, что могло сойти за золото. И когда счастье улыбалось нам, когда в грязи мелкого песочка мелькал самородок – тогда ливень размашистого Знания чертил линии довольства на наших лицах…" (Кобелев Кирилл, 11 класс, участник дистанционной эвристической олимпиады)

За время проведения конкурса или олимпиады участники приучаются нестандартно мыслить, фантазировать, мечтать и это приводит к поразительным результатам: в них происходят личностные изменения, помогающие становиться лидерами, первенствовать в дальнейшей жизни. Они испытывают радость от открытия в себе нового, благодарность за возможность посмотреть на привычные понятия, предметы и проблемы под эвристическим углом. Процесс творчества, поиск новых интересных решений захватывает их настолько, что и по окончании соревнований они уже не могут остановиться, совершенствуясь в разных областях знаний, в различных школьных предметах, преуспевая в своем интеллектуальном развитии.

"Доброжелательная атмосфера, достаточное количество времени и удивительно творческие задания сделали свое дело – это была самая запоминающаяся и самая замечательная, самая творческая и самая веселая, самая-самая олимпиада" (Денисова Валерия, 11 класс, участница дистанционной эвристической олимпиады)

Уникальность эвристических олимпиад состоит еще и в том, что участники из разных городов России (а иногда и мира – есть и международные олимпиады) не видят друг друга, не видят членов оргкомитета и членов жюри. Все задания приходят по электронной почте. Лишь на завершающем этапе иногда проходят чат-конференции, где участникам предлагается защита их творческих работ. При этом другие участники могут задавать вопросы, таким образом общаясь друг с другом. Чат-конференции всегда очень нравятся и ребятам и взрослым. Они помогают лучше узнать и понять друг друга, научиться защищать свои творческие идеи, научиться выражать свои мысли четко, емко и лаконично.

Задания конкурсов и олимпиад Центра "Эйдос" всегда составлены виртуозно. Как признают по окончании сами участники, задания настолько необычны и зажигательны, познавательны и поучительны, что ребята выполняют их с большим удовольствием, с желанием, с радостью. Происходит учение с увлечением, а мы с Вами знаем, уважаемый коллега, что такое учение всегда приводит к отличным результатам. При этом не так важно, по какому предмету проводится соревнование, по информатике или мировой художественной культуре, веб-дизайну или психологии. В списке запланированных олимпиад на 2004/2005 учебный год 19 олимпиад, среди которых помимо олимпиад по информатике, математике, литературе, русскому и английскому языкам, есть олимпиада по экономике и бизнесу, юмору, международная профильная олимпиада. Какой простор для детского творчества!

"Ёмкость человека такова, насколько далеко и глубоко он может "достать" своей мыслью!" (Хуторской А.В., председатель оргкомитета дистанционных эвристических олимпиад)

"На Сатурн я бы взяла специальные сапоги, чтобы ходить по кольцам". (Зернина Алена, 1 "А" класс, школа N 1, п. Тикси, участница эвристической олимпиады "Тайны Вселенной")

Не только для школьников, но и для учителей есть возможность раскрытия талантов с помощью телекоммуникаций. Расскажу о своем дистанционном творческом пути.

Мое знакомство с Центром дистанционного образования «Эйдос» состоялось в 2000 году, когда в рассылке по электронной почте пришло приглашение принять участие во Всероссийском конкурсе "Дистанционный учитель года" (http://www.eidos.ru/dist_teacher/index.htm). Тогда я узнала, что конкурсы и олимпиады проводит Центр дистанционного образования «Эйдос» совместно с Российской академией образования. Возглавляет эту работу Андрей Викторович Хуторской – доктор педагогических наук, академик Международной педагогической академии. Все конкурсы и олимпиады проходят под его руководством и при его непосредственном участии. У меня тогда уже был опыт дистанционного преподавания на курсах и я решила принять участие в конкурсе "Дистанционный учитель года".

Каково же было мое удивление, когда начался этот конкурсный марафон! Все результаты, достигнутые участниками в прошлом, во внимание не принимались. Предыдущая дистанционная деятельность не оценивалась. Мы начали выполнять новые задания, нестандартные и очень творческие. Задания надо было выполнять в короткие сроки. Иногда на это уходила часть ночи, ведь от основной работы нас, участников конкурса, никто не освобождал. Это было безумно трудно, но и невероятно интересно.

Представьте себе уважаемый коллега, одно из конкурсных заданий: создать личную веб-страницу, рассказать на ней о своей работе, о своих личностных интересах и разместить ее в Интернет! Сейчас-то для меня и моих коллег по конкурсу это сделать просто, но тогда! Приходилось много думать, пробовать разные варианты, приходилось многому учиться прямо на ходу.

Или другое задание: разработать образовательный ресурс к своему уроку, разместить его в Интернет, а затем по этому ресурсу провести дистанционное занятие с учащимися из Перми и Алдана (есть такой город в Якутии). Причем урок надо провести так, чтобы учащиеся сделали какую-нибудь творческую работу (например, слайд-шоу), выражающую их авторское отношение к материалу. Затем разместить все работы в Интернет, пригласить всех дистанционных учащихся просмотреть работы, выделить наиболее удачные. Тем самым ребята опять учатся, на сей раз на примерах своих товарищей из другого города. И как всегда бывает в нашей работе ты, учитель, учишься месте со своими учениками, учишься чему-то и у своих учеников. И это учение – с увлечением.

Представьте себе, коллега, как захватывает дух от своих удач, от бесценного опыта, которому набираешься от коллег по конкурсу и от членов оргкомитета! Вообще о конкурсе "Дистанционный учитель года" я могу говорить много, уж слишком он необычен и полезен для любого педагога, желающего использовать телекоммуникации в своей работе. Полезен своими творческими заданиями, хорош удивительной атмосферой. Тогда, в далеком 2000 году, я стала победителем этого конкурса, опередив своих коллег – очень достойных педагогов (адрес моего конкурсного веб-сайта: http://www.junior.ru/nikolaeva/).

Кроме конкурсов для учителей Центр «Эйдос» проводит конкурсы для учащихся. Покоренная эвристическими методиками, я предложила руководству моего центра «ЮНИОР» выставить команду наших учеников на конкурс "Моя веб-страница". Я стала локальным координатором, то есть руководителем конкурса в своем центре. Участвовать в дистанционных мероприятиях нам всегда труднее, чем другим учебным заведениям: ученики к нам приходят только один раз в неделю, поэтому непросто их организовать. Но, о чудо, в этот раз не надо было специально приглашать ребят в центр несколько раз в неделю – они сами бежали к нам, увлеченные конкурсными заданиями.

Это было очень неожиданно и приятно: ребята буквально стояли под дверью аудитории в ожидании, когда же она освободится, и им можно будет включиться в увлекательные дискуссии телеконференции, которая проходила в рамках конкурса, можно будет выполнить очередное эвристическое задание. Справедливости ради надо сказать, что эмоции у ребят менялись стремительно. Было всё – и растерянность от неожиданных формулировок заданий, и страх (а вдруг у меня не получится?!), и досада на недостаточное владение компьютером и его программами, и неожиданная радость (ур-ра, кажется, у меня получается!), и гордость за выполненное задание, за идеи, которые удалось воплотить в нем. А потом была радость от завоеванного одним из наших учеников, Сашей Бельковым, призового места в этом конкурсе. Саша создал оригинальный сайт на тему "Тайны (во все ли веришь?)" (http://www.junior.ru/students/belkov/index.html). Приобретенный во время конкурса опыт и вдохновение пригодились ему впоследствии не раз. Он создал еще несколько оригинальных, самобытных веб-сайтов.

Другие мои ученики (а всего в команде было 14 человек) не заняли тогда призовых мест. Но заряд положительных эмоций, которые они приобрели на конкурсе Центра «Эйдос», помогли им сделать прекрасные работы в дальнейшем, и завоевать много призов и дипломов, поступить в вузы, стать профессиональными дизайнерами.

Далее был новый опыт – обучение моих старшеклассников в дистанционных профиль-классах – очередном проекте Центра "Эйдос" (http://www.eidos.ru/project/profil/index.htm). Учащиеся нашей команды пять дней занимались в профиль-классе «Веб-анимация: просто и доступно», который проводил Виктор Петрович Кузнецов, дистанционный педагог из Челябинска. За это время дети создали много интересных анимированных рисунков - маленьких мультиков. Свои работы они потом использовали на веб-сайтах.

Если сравнивать находки и творческие решения тех учеников, которые участвовали в профиль-классе, и тех, кто не смог принять в них участие, то легко убеждаешься в явном преимуществе работ дистанционных учеников – так много выдумки и оригинальных графических решений они содержат. И снова веб-сайты наших учеников были отмечены призами и дипломами на московских конкурсах.

У кого-то может появиться мысль, что олимпиады и конкурсы Центра «Эйдос» направлены на освоение учащимися компьютера, на овладение компьютерными программами, элементами дизайна. Но это не так, я рассказываю лишь о тех проектах, которые ближе мне, как преподавателю информационных технологий. Почитайте отзывы других локальных координаторов и самих детей на веб-сайте Центра «Эйдос» (http://www.eidos.ru/olymp/reflex/) и Вы убедитесь в том, что участие в любой олимпиаде, в любом конкурсе Центра «Эйдос» приводит их участников к поразительным, впечатляющим результатам. Ребята отмечают, что задания поражают их своей оригинальностью и учат глубже мыслить, реализовывать свои идеи, развивают логику. Являясь "разминкой для души", они одновременно повышают эрудицию. По мнению учеников над заданиями "увлекательно думать"! Учителя пишут, что парадоксальные вопросы и разнообразные задания повышают мотивацию обучения. Участники испытывают радость от самого процесса познания!

Надо ли говорить, что после того, как мы приняли участие во Всероссийской дистанционной олимпиаде по компьютерной графике и веб-дизайну (http://www.eidos.ru/olymp/web/index.htm), ребятами снова были созданы прекрасные творческие работы. Замечу, что эта олимпиада проводится в течение 2-х недель, тогда как другие – только один день. Хотя мои учащиеся не завоевали призовых мест в этой олимпиаде, в своих отзывах-рефлексиях все они отметили ее преимущества и свой личностный творческий рост за время выполнения олимпиадных заданий, многие выразили желание участвовать в эйдосовских олимпиадах и в дальнейшем. Закономерно и то, что 6 наших участников дистанционной эвристической олимпиады по компьютерной графике и веб-дизайну в 2004 году закончили школу с золотыми и серебряными медалями.

Почувствовав развивающую силу эвристических методик Центра «Эйдос», я стала использовать их в очном изучении с учащимися компьютерной графики. Получив разрешение оргкомитета на применение олимпиадных заданий и методик, стала проводить на их основе занятия с учениками 10-11-х классов. Результаты получились очень интересные. Ребята работали продуктивно, интересно и творчески. Сколько находок ими было сделано! Сколько прекрасных работ было создано! Как светились их лица, горели глаза, когда им удавалось придумать что-то оригинальное, когда их хвалили товарищи за удачно найденные художественные решения!

Всего за десять учебных дней 12 школьников создали 113 графических работ. Лучшие из них я разместила на своем веб-сайте и посвятила с благодарностью Хуторскому Андрею Викторовичу, руководителю Центра «Эйдос», которого считаю своим дистанционным учителем (http://www.junior.ru/nikolaeva/tvrab/tvrab2004.htm). Работы каждого школьника записаны также на его личный компакт-диск. Эти компакт-диски станут составной частью их портфолио. Уверена, что с таким портфолио мои ученики будут востребованы в любой фирме, связанной с дизайном. Портфолио поможет им при поступлении в ВУЗы или другие учебные заведения.

Рис: Этикетка для компакт-диска – одна из творческих работ моих учеников

В заключение хочу заметить, что дистанционные олимпиады и конкурсы ЦДО «Эйдос» проводит с 1997 года. На данный момент проведено 55 дистанционных эвристических олимпиад, в которых приняло участие 28786 школьников с 1 по 11 классы.

Чтобы принять участие в дистанционной эвристической олимпиаде, необходимо оплатить регистрационный взнос и прислать заявку в оргкомитет по форме установленного образца. Регистрационный взнос зависит от числа регистрируемых школой участников и составляет от 69 рублей за каждого ученика. Для регистрации выбирается наиболее удобный тарифный план. Обо всем этом можно узнать на сайте олимпиад по адресу http://www.eidos.ru/olymp/

Если Вы хотите лучше подготовить ребят к эвристической олимпиаде, рекомендую приобрести комплект заданий и лучших работ призеров предыдущих олимпиад. Эти материалы высылаются по электронной почте или на CD-Rom (http://www.eidos.ru/shop/).

Призеры и лауреаты дистанционных олимпиад награждаются оргкомитетом:

1. Призерам в каждой возрастной группе высылаются грамоты и призы.

2. Лауреатам в отдельных номинациях – грамоты.

3. Командам-победителям – дипломы Российской академии образования.

4. Локальные координаторы имеют возможность получать материальное вознаграждение.

В текущем дистанционном учебном году Центр «Эйдос» планирует полезные новшества. Например, теперь каждый участник любой Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады будет иметь возможность получить официальное Свидетельство участника с указанием его рейтинга. Такое свидетельство будет входить в его личный портфель достижений – портфолио. Выпускники смогут предоставлять в приемные комиссии вузов свои портфолио наряду с другими документами, например, с результатами ЕГЭ.

Впереди новые эвристические олимпиады и конкурсы. Ко мне придут учиться новые ученики. И теперь уже с ними мы будем принимать участие в этих праздниках творчества, создавать новые интересные работы. Я уверена, что талантливые, неожиданные, парадоксальные эвристические задания Центра «Эйдос», приведут моих учеников к покорению новых вершин в учебе, в овладении своей будущей профессией. Я буду снова волноваться за них и радоваться, удивляться и гордиться их находками. И снова мы будем становиться чуть-чуть счастливее от воплощения наших идей, от наших успехов, от бесконечного увлекательного процесса творчества, так помогающего нам в жизни.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Николаева В.А. Секрет пробуждения талантов // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 25 августа. http://www.eidos.ru/journal/2004/0825.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Эвристическое обучение" >>

  вверх
вверх

карта сайта