EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«То, что эвристические олимпиады нравятся ученикам, это хороший знак...»
Доманский Е,В., науч. сотрудник лаборатории методологии
Интернет-журнал «Эйдос»Эвристическое обучениеКак преодолеть отчуждение...

 


Эврика, или как преодолеть отчуждение от собственного образования с помощью дистанционных олимпиад

Доманский Евгений Витальевич, науч. сотрудник лаборатории методологии общего среднего образования, Институт содержания и методов обучения РАО, г.Москва

"Я ключ беру, открою дверь,
Не знаю, что мне ждать!
Быть может, прыгнет страшный зверь,
Что может покусать,
А может, добренькая фея,
Что исполняет все желанья,
Что красотой своей так веет
И покоряет видом здания.
Нет, это не она! А что ж тогда?
Олимпиада!
Подарит радость мне она!
Подарит мне воспоминания".

Ликстанова Наташа, 9Б класс, школа №72, г.Новокузнецк

Это фрагмент рефлексии участницы Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по психологии, которую проводит Центр дистанционного образования "Эйдос". Я участвую в разработке заданий и проверке работ участников этой необычной олимпиады.

Вслед за Наташей мне хочется взять ключ и открыть дверь в комнату своих размышлений. Удивительно, оказывается, мой ключ открывает не одну, а две двери, внешне почти ничем не отличающиеся друг от друга. Зайду, пожалуй, в первую из них. М-да! Вид не очень симпатичный. Пожалуй, точно «… это не она!». Кругом какие-то большие и маленькие мусорные корзины, доверху наполненные аккуратно исписанными, кое-где с картинками текстами. Они же виднеются в пыльных шкафах и тумбочках канцелярских столов. Похоже, это кладбище ученических рефератов, собранных за многие годы учебы.

Интересно, что может чувствовать ученик, когда вместе со мной увидит невостребованные результаты своего труда не где-нибудь, а в мусорной корзине или в другом мало подходящем для этого месте. Но именно такова оказывается судьба большинства практических работ. Может быть ученик чувствует это, так как старательность и ответственность в таких работах убывает по мере взросления ученика.

Конечно, многие принимают правила устоявшейся школьной игры, в которой, например, реферат служит способом решения некоторых ученических, да и учительских проблем. Переписывая из года в год чужие мысли, учащиеся начинают представлять, что это и есть обучение и ждут, когда же оно закончится. Нельзя сказать, что этой ситуацией характеризуется все наше школьное образование, но то, что она достаточно типична, несомненно. Как бы ни было обставлено иное учебное мероприятие, иногда даже очень шумное и эффектное, в нем всегда предугадывалась какая то "корзиночная" результативность.

Как это изменить? Может быть попробуем могучее психологическое средство – рефлексию? Но вдруг оказывается, что как для ученика, так и для учителя не очень любимыми в таких случаях становятся вопросы «Зачем вы это делаете?», «Что за результат получился?» и особенно «Что вы будете делать с этим дальше?». Учитель и ученик, погруженные в такой образовательный процесс, настолько идентифицируются с ним, что другого уже представить себе и не могут. Наиболее показательным моментом для таких ситуаций становится сопротивление рефлексии такого рода деятельности. Понятно, что терять смысл собственной деятельности никому не хочется…

Что же делать? Нужна другая, особым образом спроектированная ситуация, которая будет культивировать другие принципы и нормы, приводящие ученика к пониманию, что образование - это не чье-нибудь, а лично мое дело и это очень увлекательный и интересный процесс. Но проблема состоит в том, что такая ситуация чаще всего не может родиться в недрах самого образовательного учреждения. Она тут же будет воспринята как инновационная со всеми вытекающими отсюда обстоятельствами: поляризацией педагогического коллектива, столкновением мнений, принятием инициатором новой и достаточно обременительной ответственности.

В этом случае палочкой-выручалочкой выступают внешние - дистанционные формы обучения, особенно те из них, которые культивируют творческое отношение к своему образованию и самореализацию ученика. Школа, а вместе с ней и учителя, и ученики в этом случае чувствуют себя как бы присоединившиеся к чему-то внешнему. При этом как бы нет опасения, в случае чего "как присоединились, так и отсоединимся". Ответственность кажется условной и минимальной. Так бы оно и было, если бы специально организуемые дистанционные процессы не обладали способностью нравиться и тем самым захватывать, втягивать участников в организуемую деятельность.

Такой способностью нравится, обладают практически все проекты, организуемые Центром дистанционного образования «Эйдос» (www.eidos.ru). Наиболее популярными среди тысяч школьников считаются эвристические олимпиады. Попробуем войти вместе с Наташей в эту новую дверь и понять, что там её так привлекает. Это сделать достаточно легко, так как рефлексия всего, что происходит в дистанционных олимпиадах, является их неотъемлемой и уже достаточно привычной формой творческого отчета для всех участников. При этом в ученических суждениях почти нет сухих и казенных фраз о проделанной работе. Скорее это эмоциональное сопереживание собственной деятельности. Рефлексивное послесловие похоже на «Эврику» Архимеда, который в восторге от собственного открытия бегал по улицам Сиракуз.

То, что эвристические олимпиады нравятся ученикам, это хороший знак, но не главный. Ведь школьникам могут нравиться и социально не одобряемые вещи. Весь вопрос в том, что следует за этим? Какие изменения происходят с участниками дистанционно организуемого процесса? И здесь нелишне обратится к рефлексивным высказываниям самих участников. А в этот процесс втягиваются не только ученики и учителя, но и родители. Вот, например, что отмечают наиболее наблюдательные из них.

«Я могу отметить следующие изменения в моем ребенке: у нее появился свет в глазах, она поверила в себя, у нее появилось стремление к познавательной деятельности . (Здесь и далее подчеркнуто нами). Мы все знаем недостатки поточного обучения в школе, где наши дети теряются в общей массе, где учителя не видят личности ребенка и его творческое начало. Я надеюсь, что вновь возродившаяся вера в себя поможет моему ребенку достичь новых высот во всем. Спасибо за то, что Вы даете нашим детям возможность поверить в себя». (Захарова Татьяна Николаевна, мама участницы дистанционной эвристической олимпиады по психологии Захаровой Анастасии).

Сама Анастасия в итоговой рефлексии тоже делает любопытные фиксации, на основании которых можно сделать вывод, что подмеченный мамой результат стал следствием переосмысления каких-то жизненных ценностей и интересов:

«Мои чувства менялись от задания к заданию, от веселости к задумчивости. Все задания выполнены на основе моей реальной жизни. Эта олимпиада позволила мне осмыслить то, как я живу, и чего я хочу». ( Захарова Анастасия, 7 класс, г. Улан-Удэ).

Этот небольшой, но показательный фрагмент рефлексии участников, показывает, что изменения у них часто происходят на уровне личных смыслов образования . Если отнестись к этим примерам как к достаточно типичным (а это легко проверить, зайдя на сайт центра «Эйдос», где размещено огромное количество рефлексивных суждений участников олимпиад - www.eidos.ru/olymp/reflex/index.htm), то можно сделать из этого определенные выводы.

Созданная за несколько лет технология дистанционных эвристических олимпиад, а их проведено уже более пятидесяти – по всем школьным предметам, от русского языка и математики до психологии и информатики, способна задействовать личностные механизмы творческой самореализации школьников. Около 30 тыс. школьников смогли проявить себя в олимпиадах по традиционным учебным предметам, но совсем нетрадиционно.

Школа же наша старается улучшить очного образование без изменения его основ, поэтому не может перейти на творческий уровень. Поточный, формализованный учебный процесс оказывается менее энергозатратным и привычным. Как итог - в школе культивируются изменения ученика в сторону формализации его деятельности со всеми вытекающими отсюда последствиями. Формальное, шаблонное мышление будет требовать такого же шаблонного действия. Принято считать, что это идет вразрез с современными тенденциями и требованиями, предъявляемыми к человеку в современном мире. Поэтому на помощь должны прийти дистанционные личностные технологии, что мы и видим на примере центра «Эйдос».

Итак, в ходе дистанционных эвристических олимпиад в рамках одного и того же образовательного учреждения функционируют и взаимно развиваются две образовательные позиции, одна обеспечивает будущие потребности и тенденции, другая сегодняшние. Каждая из них обладает своим арсеналом влияний на школу и её учеников. Рассмотрим данную ситуацию.

Школа. В ходе проведения дистанционных эвристических олимпиад в ней начинают организовываться образовательные подходы, в центре которых стоит личность и творчество ученика. Новые потребности побуждают и дают основания для администрации школы, попечительского совета, рассмотреть вопросы компьютерного и телекоммуникационного переоснащения, обучения и подготовки кадров. Появляются или актуализируются должности типа тьютора, локального координатора, зам. директора по информационным технологиям что в условиях сокращения педагогических кадров дает возможность быстро осваивать новые рабочие места и специальности. Школа без революций и, потрясений в рабочем режиме осваивает передовые Интернет-технологии дистанционного обучения. В школу «входит» вся страна и мир, сама же школа выходит в мир, в какой бы глубинке она не находилась. Школа делает реальные шаги в сторону преодоления разрыва между столичным и местным образованием. И это еще далеко не все преимущества, которые может получить школа, самоопределившись на участие в дистанционных проектах центра «Эйдос». Перечень личных открытий продолжают педагоги школ, участники дистанционных олимпиад.

Вот как прокомментировали участие учеников своих школ некоторые педагоги:

"Олимпиада стала событием не только в жизни наших детей, но и меня самой как педагога. Мои ожидания по поводу заданий, которые носят прежде всего характер своеобразных открытий самих себя, своего внутреннего голоса и внутренней необыкновенности , оправдались. Это новообразование является в мир через речь и через новое мышление ребёнка, почувствовавшего себя в новой ситуации – Творцом.

Мы участвовали в олимпиаде впервые и только начинаем организацию, которая, надеемся, станет доброй и долгой традицией". (Бивол Надежда Станиславовна, руководитель лаборатории социально-педагогических технологий, педагог-психолог гимназии №2 города Новосибирска).

"Олимпиада по психологии это наш второй шаг в олимпиадах такого уровня (после олимпиады по русскому языку). Мы потихоньку набираемся опыта. Хочется отметить большой интерес гимназистов к олимпиаде. Больше всего им понравилось творить, высказывать свое мнение, фантазировать . Этого так не хватает им на уроках, где, к сожалению, наша традиционная система образования учит детей пользоваться шаблонными стандартными решениями поставленных задач. Большинство учеников ушли с олимпиады с желанием принять участие в олимпиадах по другим предметам". (Яшухина Ольга Николаевна, локальный координатор олимпиады, учитель информатики и математики, МОУ Гимназия, город Новый Уренгой).

Ученик. Попадая в ситуацию выбора, а именно на этой основе строятся дистанционные технологии центра "Эйдос", ученику приходится самостоятельно ставить цели, принимать решения, критически анализировать и осмысливать необходимую информацию и самое главное творчески переосмысливать её. Именно творчество становится той основой, на которой развиваются необходимые навыки самостоятельности, самообучения и самоуправления, включая и навык рефлексивного самоуправления.

"Эта олимпиада необычна своей новизной. Раньше у нас такого рода олимпиады не проводились. Вопросы оказались совсем необычными для меня. Я ожидала вопросы с терминологией, своего рода тест, а оказалось, совсем наоборот, с глубоким смыслом. Готовилась я, соответственно, по терминам. В начале у меня было недоумение – не ожидала таких заданий; потом – равнодушие – мысли все куда-то улетели (надо уметь концентрироваться); потом – восторг – конец уже близко; потом – блаженство – уже всё. Вообще мне понравились все задания, и определить какое понравилось, а какое нет, я не могу. Думаю, у меня получились все задания, но трудности возникли с рефлексией, эти трудности я преодолевала благодаря своим чувствам". ( Гордеева Ирина, 9 «А» » класс, гимназия №2, г. Салават).

Если учесть что главный предмет нашей заботы является все-таки ученик и ради него строится все образовательное пространство, то можно утверждать, что организуя такие творческие процессы, ученик познает с неожиданной стороны не только предмет, но и себя в предмете, что является существенным моментом в преодолении отчуждения от собственного образования.

Мы попытались, заглянув хотя и за символическую дверь, но с вполне реальными ситуациями, приоткрыть некоторые страницы из жизни учителя и ученика, которых объединила возможность собственного творчества. Возможно и вы наш друг-читатель, станете единомышленником в организации и развитии творческого потенциала детей, школы и в конечном итоге всей нашей страны. Добро пожаловать в открытую дверь дистанционного творчества!

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Доманский Е.В. Эврика, или как преодолеть отчуждение от собственного образования с помощью дистанционных олимпиад // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 5 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2004/0905.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Эвристическое обучение" >>

  вверх
вверх

карта сайта