EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«У проводимых олимпиад две особенности - они эвристические и дистанционные...»
Андрианова Г.А., канд. пед. наук, г. Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Дистанционное образованиеДистанционное олимпиады

 


Дистанционные эвристические олимпиады как средство развития творческих способностей школьников: анализ экспериментальных данных

Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, ст. науч. сотр. лаборатории методологии содержания образования ИСМО РАО, г.Москва

В системе школьного образования существуют разнообразные формы организации творческой деятельности учащихся. Среди них распространены творческие конкурсы, научно-исследовательские проекты, мастер-классы, олимпиады и др. Традиционные олимпиады позволяют раскрыть творческий потенциал учащихся, однако наибольшее внимание в олимпиадных заданиях уделяется нахождению правильного, заранее известного ответа на поставленную задачу или проблему. Принятая технология организации и проведения таких олимпиад дает возможность проявить творческие способности и умения лишь малой части школьников. Таким образом, олимпиады как средство раскрытия творческих способностей школьников, являясь одной из самой популярной и эффективной формой творческой деятельности школьников, не позволяют проявить себя в творческом плане массовому школьнику. Кроме того, заметим, что в системе традиционного образования пока еще недостаточно эффективно используется внедрение компьютерных технологий для раскрытия творческих способностей учащихся.

В Центре дистанционного образования "Эйдос" (www.eidos.ru) под руководством докт. пед. наук А.В.Хуторского на протяжении нескольких лет реализуется направление творческого обучения массового школьника в системе дистанционных эвристических олимпиад. За последние годы проведено пятьдесят пять таких олимпиад, в них приняло участие почти тридцать тысяч школьников.

У проводимых олимпиад две особенности - они эвристические и дистанционные. Эвристичность означает то, что от участников требуется не просто правильное решение сложных задач, а создание собственного результата - образовательного продукта. Именно уникальность и качество созданного участником продукта оценивается жюри по специальной системе. Дистанционный характер олимпиад заключается в удалённости участников и организаторов олимпиады друг от друга. Учащиеся школ, лицеев, гимназий одновременно соревнуются в творчестве с помощью сети Интернет, находясь при этом в разных городах и странах.

Система дистанционных предметных олимпиад с научно-обоснованной и организационно-деятельностной структурой открытых заданий дает практически любому школьнику, в каком бы городе или поселке он не находился, возможность раскрыть свои творческие способности, отслеживать развитие приобретаемых умений как относительно самого себя и своих творческих достижений, так и по отношению к работам учащихся разных регионов.

Дистанционные эвристические олимпиады выявляют скрытые возможности и таланты учащихся как по определенному учебному предмету, так и в межпредметных областях, помогают решать проблемы творческой реализации личности посредством компьютерных технологий, позволяют современному школьнику ощущать себя развивающимся гражданином мирового информационного пространства.

Участвуя в дистанционных творческих олимпиадах, школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования, так как, выполняя открытые эвристические задания, они решают реальные научные проблемы, выдвигают собственные версии и гипотезы причин тех или иных явлений в предметных областях, создают творческую продукцию, актуальную для их жизни в современном информационном обществе. Открытые задания эвристического типа содержат в себе фундаментальные объекты: идеи, проблемы, гипотезы, исследование которых с различных точек зрения позволяет учащимся приобретать либо развивать универсальные, креативные, предметные умения и навыки. Отсутствие правильного решения, заранее известного, готового ответа стимулирует школьников к самопознанию, реализации своего творческого потенциала.

Для того чтобы выявить, каким образом дистанционные эвристические олимпиады помогают раскрытию творческих способностей школьников, нами было проведено анкетирование локальных координаторов, осуществляющих подготовку и проведение некоторых этапов олимпиад у себя на местах. В анкетировании приняли участие педагоги и методисты из следующих городов: Алдан, Братск, Владивосток, Добрянка Пермской обл., Зеленогорск Красноярский край, Иваново, Иркутск, Красноярск, Магнитогорск, Москва, Новокузнецк, Новосибирск, Петропавловск Казахстан, Руэм Марий Эль, Салават Башкортостан, Трехгорный Челябинской обл.

Локальным координаторам были заданы вопросы на выявление мотивации участия школьников в дистанционных олимпиадах в течение учебного года. Приведем эти вопросы и анализ полученных на них ответов.

1) Каковы мотивы участия в дистанционных эвристических олимпиадах локального координатора и учителей-предметников?

На первое место локальные координаторы поставили следующий мотив: Дать возможность школьникам проявить себя в творческом плане, далее по порядку следует мотивы:

вывести школу на всероссийский уровень,

узнать творческий рейтинг учащихся и школы среди других школ,

заинтересовать коллег-педагогов дистанционными технологиями,

"расшевелить" свою школу, внести в неё через эвристические олимпиады творческий дух и т.д.

Локальный координатор Барыкова из г. Трехгорный Челябинской обл. пишет, что участие в олимпиадах дает возможность школьникам проявить себя в творческом плане, "осознать самого себя", "выпрыгнуть из рамок социума", сравнить свои творческие достижения с результатами их ровесников.

Астафьева из г. Салават Башкортостан так пишет о мотивах участия в эвристических олимпиадах: "Мне трудно расставить мотивы участия в порядке значимости, так как все мотивы очень важны. Я работаю с учениками 1-11 класса. Каждый участник находит в этих олимпиадах что-то для себя. Но тот, кто участвовал хотя бы в одной из них и сумел достичь какого-то результата, становится постоянным их участником. В этом году мне удалось привлечь к участию в олимпиадах младших школьников, что считаю самым большим достижением этого года. Результат говорит сам за себя. Среди наших учащихся немало призеров и лауреатов. Творческий потенциал этой возрастной группы достаточно велик. Обсуждение результатов олимпиады с учителями начальной школы позволило сделать важные выводы, спланировать их работу на следующий учебный год. На участников олимпиады совсем иными глазами стали смотреть их педагоги, их родители, да и сами ребята".

Баженова, г.Красноярск, считает, что участие школьников в дистанционных эвристических олимпиадах очень важно по следующим причинам: "во-первых, общее направление работы - это создание открытого единого информационного пространства гимназии; во вторых, каждый ребенок должен найти себя в какой-либо деятельности, иметь возможность проявить себя:"

Все педагоги одним из наиболее значимых заданий, развивающим творческие возможности учащихся, называют рефлексивное задание, предлагаемое школьникам и локальным координаторам после выполнения открытых заданий олимпиады. Учащимся даются на выбор два комплекта рефлексивных вопросов на осознание своей деятельности на олимпиаде.

Классический комплект рефлексивных вопросов:

1. Каковы мои главные результаты, что я понял, чему научился?

2. Какие задания вызвали наибольший интерес и почему?

3. Как я выполнял задания олимпиады, какими способами? Что я чувствовал при этом?

4. Каковы были основные трудности и как я их преодолевал?

5. Замечания и предложения на будущее (себе, учителям, организаторам олимпиады).

Эвристический комплект рефлексивных вопросов:

Когда я прочитал(а) олимпиадные задания, я почувствовал(а): У меня возникли мысли : И тогда я :

Лучше (прикольнее, пикантнее, бесшабашнее) всего у меня получилось: Это просто верх (низ, бок, пик, блеск) совершенства (безобразия), потому, что мне удалось (не удалось):

А вот самое: задание, которое называется: Почему оно:, да потому, что:

Самый успешный (клёвый, научный, продуктивный) способ, который я применил в этой олимпиаде, это: С его помощью я: . Теперь я знаю, что:

Во время олимпиады я иногда вспоминал, что есть те, кто в ней не участвуют, и думал:

Я стал (не стал) еще более гениальным (эвристичным, самобытным, чокнутым), потому, что:

Что же это было? По-моему,: В будущем мне бы хотелось:

Пройдет: (дней, месяцев, лет, веков) и самым главным моим воспоминанием об этой олимпиаде будет: Этого уж я точно не забуду, потому, что ...

Локальные координаторы также предлагают варьировать вопросы рефлексивного плана, так, например, Бойкова из г. Добрянка Пермской обл. пишет, что учащимся нравятся рефлексивные вопросы нетрадиционного, эвристического характера. Подобного рода вопросы позволяют школьникам научиться оригинально формулировать свою мысль, направляют в творческое русло деятельность по осознанию своих творческих достижений.

Локальный координатор Ведмедь, г. Алдан Республика Саха (Якутия) подводит итоги участия своих школьников в дистанционных эвристических олимпиадах: "С тех пор дети стремятся на олимпиады подобного типа, туда, где можно творить, не оглядываясь на строгих педагогов, где можно "швыряться" идеями, туда, где все науки сплетаются воедино и перестают быть нудными и непонятными".

Следующий вопрос в анкете направлен на выявление мотивациии участия школьников:

2) Каковы мотивы участия школьников в дистанционных эвристических олимпиадах?

Вот как расположились ответы школьников:

интерес к предмету, по которому проводится олимпиада,

престижно участвовать в олимпиаде всероссийского уровня,

стремление занять призовое место,

возможность высказать свои творческие идеи,

интерес к дистанционным формам проведения занятий, т.д.

Педагоги пишут, что вначале их школьники легко отзываются на новые формы творческих занятий, тем более, связанные с компьютером и интернетом. Мотив, связанный с возможностью высказать свои идеи, очень часто появляется у тех ребят, которые уже вкусили радость творчества в ранее проводившихся дистанционных эвристических олимпиадах. Интерес к дистанционной форме творческого соревнования остаётся, но уступает место именно эвристической направленности олимпиад. Учащихся привлекает такая форма креативной деятельности, которая редко встречается на школьных уроках и не всегда оценивается учителем.

Амелина из г. Новокузнецка пишет: "Достаточно характерный ответ по анкетам детей: "Сначала, для меня было важным занятое место, но потом мои интересы изменились. Я почувствовал вкус к заданиям эвристического характера".

Локальный координатор Баженова, г. Красноярск, отмечает: "Наши школьники всегда с удовольствием занимаются "нешкольными задачами" (это их термин), и для большинства из них на первый план мотивов выходит именно "тяга" к творчеству, их привлекает нестандартность заданий, нешаблонность, отсутствие однозначных ответов. Конечно, дух соревновательности им свойственен, и поэтому творческий рейтинг их всегда интересует.

Кроме того, преподаватели считают, что дистанционные эвристические олимпиады в совокупности образуют некоторую образовательную систему, вокруг которой разворачивается учебная творческая работа. И лучший результат этой работы достигается при участии во всех олимпиадах.

Для выявления уровня творческого продукта учащихся в режиме дистанционного обучения разработаны следующие параметры его оценки:

Рассмотрим данные, полученные во время IV-й Международной дистанционной эвристической олимпиады в 2000 г. На основе контентного анализа ответов учащихся на вопросы анкеты нами выделены параметры осознаваемой творческой деятельности и получены следующие результаты (см. диаграмму 1):

Диаграмма 1. Характеристика учащимися собственной творческой деятельности в дистанционных эвристических олимпиадах

Участие во всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде назвали 4% учащихся. Некоторые школьники выделяют для себя данный параметр, им важен факт участия в таком важном мероприятии вместе со школьниками всей страны.

Проявление положительных эмоций, среди которых преобладают интерес, вдохновение, радость, волнение, восторг, азарт, ответственность, гордость и др. называют 47% учащихся, причем среди них преобладают учащиеся младшего и среднего возраста. Можно сделать вывод, что участие в дистанционных эвристических олимпиадах способствуют развитию у школьников устойчивых положительных эмоций.

Использование фантазии, творческого потенциала, воображения, неординарного мышления при ответах на задания называют 27% учащихся. Таким образом, треть учащихся, принимающих участие в олимпиаде, осознают использование при создании творческих работ фантазии, которая является одним из важнейших качеств творческой личности.

Приобретение новых знаний, умений и навыков, понятий сформулировало 31% учащихся. Дистанционная эвристическая олимпиада способствует открытию учащимися качественно новых знаний, что говорит об обучающем характере таких олимпиад.

Умение применять имеющиеся базовые знания и навыки для ответов на творческие задания назвали 6% учащихся, что говорит о возможности интеграции очного и дистанционного обучения. Необходимо обучать учащихся опираться на полученные базовые умения и навыки, давая аргументированные и логичные доказательства выдвинутой ими идеи.

Умения осознавать свои проблемы (трудности) и преодолевать их, делать выводы, вычленять методы решения задач (как выполнял работу) выделяют 16% школьников, среди которых преобладают средние и старшие возрастные группы. Дистанционные олимпиады формируют у учащихся навыки самостоятельной организации своей учебной деятельности, что является одним их универсальных умений для дистанционного учащегося.

Умение учащихся оформлять работы в htm-формате, необходимые для оперативного размещения творческой продукции в сети Интернет, называют только 2% учащихся 8-11 классов. Данная цифра указывает на недостаточную сформированность у учащихся технических навыков, входящих в набор универсальных умений дистанционного учащегося для презентации творческой продукции на веб-сервере и в веб-конференциях.

Неумение рисовать с помощью компьютера, графически оформлять свои работы называют 4% учащихся, что свидетельствует о необходимости развития технических навыков работы учащихся с графическими редакторами типа Paint Brush или PhotoShop для качественного оформления творческой работы в дистанционном мероприятии.

На основе метода контентного анализа ответов на анкету локальными координаторами (учителями и родителями) нами выделены следующие параметры организации творческой деятельности учащихся и получены следующие результаты (диаграмма 2):

Диаграмма 2. Характеристика локальными координаторами творческой деятельности учащихся в дистанционных эвристических олимпиада

Положительные эмоции учащихся отметили 23% локальных координаторов. Учителя также отмечают интерес учащихся к дистанционным эвристическим олимпиадам - 29%. Говорится о том, что происходит рост количества учащихся, желающих принять участие в таких олимпиадах (11%). Дистанционные эвристические олимпиады предлагают хорошую возможность раскрыть учащихся с новой стороны, раскрепостить их (29%). Данный вид дистанционных мероприятий предполагает сотрудничество разновозрастных учащихся (17%).

У учащихся появляется новое отношение к базовым предметам (11%). Олимпиады позволяют учащимся широко использовать их фантазию, неординарное мышление при ответах на эвристические задания (29%). Локальные координаторы отмечают реализацию учащихся в качестве дизайнеров, владение ими графическими пакетами htm (17%), при этом неумение учащихся оформлять работы в htm-формате отмечают 11%. Педагоги также отмечают психологические проблемы, связанных с усталостью школьников (11%), а также технические трудности, связанные с набором, сканированием, версткой и пересылкой работ (35%).

Для многих педагогов и родителей их дети открываются с новых сторон, особенно те из них, кого не отбирают в школе на участие в элитных районных и городских конкурсах. Именно этим учащимся участие в дистанционных эвристических олимпиадах помогает обрести веру в себя, свои возможности, увидеть свой креативный потенциал.

Таким образом, дистанционные эвристические олимпиады формируют у учащихся устойчивые положительные эмоции, способствующие повышению у школьников мотивации к обучению, создают условия для разновозрастного обучения; развивают фантазию, воображение и творческое мышление, обучают навыкам создавать творческую продукцию, анализировать свою учебную деятельность, развивают технические навыки использования компьютерных программ.

Количественный рост учащихся и педагогов, принявших участие в дистанционных эвристических олимпиадах, а также качественное улучшение создаваемой ими творческой продукции, свидетельствует о востребованности предлагаемой формы креативной деятельности школьников и о необходимости введения такой дистанционного формы творческого обучения школьников, по крайней мере, в качестве дополнительного образования в общеобразовательной школе.

 

Литература:

1. Андрианова Г.А. Открытые задания как компонент личностного содержания дистанционного обучения / Ученик в обновляющейся школе. Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И. Дика, А.В. Хуторского.- М.: ИОСО РАО, 2002. - С. 364-371.

1. Хуторской А.В. Интернет в школе. Практикум по дистанционному обучению. М.: ИОСО РАО, 2000. - 304 с.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Андрианова Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады как средство развития творческих способностей школьников: анализ экспериментальных данных // Интернет-журнал "Эйдос". - 2004. - 22 июня. http://www.eidos.ru/journal/2004/2206.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Дистанционное образование" >>

  вверх
вверх

карта сайта