EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Рефлексия – это осознание собственной деятельности, ее способов, результатов...»
Хуторской А.В., докт. пед. наук, г. Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Методика в школеДистанционное профильное обучение

 


Дистанционное профильное обучение в школе

Хуторской Андрей Викторович, докт. пед. наук, академик Международной педагогической академии, директор Центра дистанционного образования "Эйдос", г.Москва

Актуальность разработки системы дистанционного профильного обучения обусловлена необходимостью поиска оптимальных форм реализации и научно-методического сопровождения широкомасштабного эксперимента, который проводится Министерством образования РФ совместно с Российской Академией образования.

Для введения профильного обучения на местах часто недостаточно уже имеющихся кадровых и учебных ресурсов. Дистанционное профильное обучение с использованием удаленных ресурсов и педагогов – один из эффективных способов решения указанной проблемы.
Данная статья посвящена изложению хода и начальных результатов эксперимента, проводимого под нашим руководством по разработке и реализации системы дистанционного профильного обучения. Эксперимент проводится на базе Центра дистанционного образования "Эйдос" (www.eidos.ru), осуществляющего координацию школ, участвующих в экспериментальной проверке разрабатываемой модели.

Предметом нашего анализа является проведение двух серий дистанционных профиль-классов для учащихся старших классов России по следующим профилям: технологическому, гуманитарному, естественнонаучному. Всего в 11 дистанционных профиль-классов разработанных дистанционных профильных занятиях приняло участие 170 школьников и учителей из нескольких городов России.

Дистанционные учителя профиль-классов – это кандидаты наук, сотрудники ИОСО РАО, опытные сетевые педагоги, многие из которых имеют титулы призеров или лауреатов Всероссийского конкурса "Дистанционный учитель года".

Основными целями эксперимента по проведению дистанционных профиль-классов являются:

1. Выявление условий, при которых становится возможным осуществление профильного обучения старшеклассников с помощью телекоммуникационных средств.

2. Перевод уже апробированной в течении 5 лет технологии ведения дистанционных курсов для взрослых на занятия для учащихся с учетом целей профильного обучения и возрастных особенностей участников профиль-классов.

При организации педагогического эксперимента нами поставлены следующие задачи:

а) определить системные компоненты, на которых строится наиболее эффективное дистанционное профиль-обучение;

б) выявить наиболее востребованные профили (гуманитарный, естественно-научный, технологический, иные) для ведения занятий для старшеклассников в дистанционном режиме;

в) выделить необходимые и достаточные типы субъектов дистанционного профильного обучения и определить их профессиональную функциограмму;

г) усовершенствовать методику проведения профиль-классов со стороны их ведущих.

Согласно разработанной в Центре "Эйдос" модели, в подготовке, организации и проведении дистанционных профиль-классов принимают участие отделы и специалисты, наделенные следующими функциями:

Администрация Профиль-классов – организует проведение занятий; осуществляет регистрацию участников на основании присланных по электронной почте заявок; высылает подтверждение участникам (их локальным координаторам) о регистрации на классе; высылает сведения о зарегистрированных участниках ведущему Профиль-класса – дистанционному педагогу; высылает инструктивные и иные материалы как ведущему, так и участникам классов; осуществляет контроль за учебным процессом; участвует в решении возникающих проблем; высылает участникам подтверждения об успешном окончании Профиль-классов.

б) Автор(ы) Профиль-класса – специалисты, выполнившие разработку программы курса, задания для участников, учебные модули и другие материалы Профиль-класса. Автором (соавтором) Профиль-класса может выступать его ведущий.

в) Ведущий Профиль-класса – дистанционный педагог, который организует и проводит занятия с зарегистрированными участниками Профиль-класса согласно установленной программе и расписанию. Ведущий Профиль-класса осуществляет оперативное управление учебным процессом, консультирует участников, организует обсуждение, оценивает их работы, подает отчетные данные в Администрацию курсов.

г) Участник Профиль-класса – официально зарегистрированное на Профиль-классах физическое лицо (учащийся), которому напрямую или через его локального координатора предоставляются информационные услуги, соответствующие тематике Профиль-класса. При условии успешного выполнения всех предложенных заданий и видов деятельности участник получает соответствующее свидетельство.

д) Локальный координатор – представитель учреждения (школы, вуза, центра и т.п.), которое зарегистрировало в дистанционных Профиль-классах группу своих учеников в количестве не менее 3 человек. Локальный координатор помогает участникам своей группы в организации и техническом сопровождении их занятий на курсе: оплачивает регистрационный взнос, готовит и высылает регистрационную заявку, знакомит участников с инструктивными материалами, передает им информацию, получаемую от ведущего Профиль-класса и Администрации Профиль-классов, назначает место и время для очных встреч, собирает и отправляет по электронной почте выполненные ими работы, получает и вручает им свидетельства.

Дистанционные Профиль-классы основаны на продуктивной деятельности их участников. Это означает, что каждый участник Профиль-классов на базе получаемых им заданий, технологических предписаний и учебных модулей создаёт собственную образовательную продукцию, затем соотносит её с работами одноклассников и другими получаемыми материалами. Главным результатом участника являются, прежде всего, его разработки, а также освоенные при этом способы деятельности. Опыт показывает, что продуктивная ориентация занятий позволяет обеспечивать наиболее эффективное освоение изучаемой проблематики и вооружает участников способами последующей образовательной деятельности.

Оргдеятельностная технология проведения дистанционных Профиль-классов осуществляется при помощи: а) заданий, б) учебных модулей, в) выполненных работ участников, г) телекоммуникаций (по электронной почте и в чат-режиме); д) рефлексии:

а) Задания для участников - высылаются ведущим Профиль-класса с указанием сроков их выполнения. Задания представляют собой технологические (алгоритмические) предписания по созданию каждым участником образовательной продукции на заданную тему или проблему. Последовательное выполнение заданий приводит к успешному освоению Профиль-класса. На выполнение одного задания отводится 1 или 2 дня. Предполагается, что на работу с заданиями участникам Профиль-класса потребуется не менее 2-3 часов в день (иногда и более, что зависит от уровня подготовленности и углубленности участника в проблему).

б) Учебные модули - это теоретический материал, который высылается участникам вместе с заданием. Задача модуля – предоставить участникам среду для самоопределения в изучаемой теме и организации собственной разработческой деятельности. Учебный модуль не содержит готовых ответов на предлагаемые задания, но помогает расширить проблематику курса, самоопределиться в указанной проблеме. Модуль может включать таблицы, иллюстрации, фрагменты первоисточников, практические разработки, образцы и технологии, список литературы, ссылки на сайты в интернете и т.п.

в) Работы участников Профиль-класса – это результаты выполнения каждым участником Профиль-класса предложенных дистанционным учителем заданий. За 5 дней участникам предлагается выполнить 3-5 заданий согласно программе и расписанию Профиль-класса. Выполненные и оформленные согласно техническим требованиям работы участники Профиль-класса (их локальные координаторы) высылают в установленные сроки дистанционному учителю. Учитель отбирает фрагменты полученных работ и рассылает их вместе со своими комментариями всем участникам Профиль-класса. Участникам могут быть предложены дополнительные задания или вопросы по содержанию рассылаемых работ, например, на сопоставление разных подходов к решению общей задачи, др.

г) Телекоммуникации - это дискуссии участников Профиль-класса между собой, диалоги и консультации с ведущим курса, коллективные обсуждения поставленных вопросов, защита участниками своих разработок, другие формы взаимодействия участников Профиль-класса. Телекоммуникации организуются ведущим Профиль-класса с помощью одной или нескольких интернет-технологий: телеконференция по электронной почте с помощью созданных списков рассылки; чат-занятия в реальном времени, обсуждения в веб-форуме, общение с помощью ICQ, веб-камер и т.п.

д) Рефлексия – это осознание собственной деятельности, ее способов, результатов, затруднений, путей их решения. На протяжении курса, в ходе выполнения заданий и других видов деятельности участникам Профиль-класса предлагается развернуто отвечать на вопросы типа: Какие главные результаты мне удалось получить при выполнении данного задания? Как и благодаря чему я их достиг? Что нового мне удалось сегодня? Какие я испытывал трудности и какими способами их преодолевал? Осознание в ходе Профиль-классов собственной деятельности является необходимым элементом занятий, не менее важным, чем выполнение собственно предметной деятельности.

Результаты участников профиль-классов, создающих образовательные продукты в дистанционной учебной деятельности под руководством опытных специалистов, позволяют сделать вывод о необходимости и востребованности форм дистанционного обучения в очной школе. Расширение возможностей и условий для реализации образовательных траекторий дистанционных учащихся дополнительно к очному обучению происходит по следующим параметрам:

а) создание творческого продукта в определенной предметной области с помощью компьютерных средств,

б) коммуникативная деятельность с удалёнными специалистами и однокурсниками с помощью электронной почты и чата;

в) овладение и отработка навыков пользования компьютером для реализации поставленных учебных целей и задач.

Вот что пишут учащиеся о своих главных учебных достижениях на дистанционных занятиях:

"В ходе учебы постепенно начинаешь понимать, что это не просто какое-то "интернет-образование", а как в действительности реальное учебное заведение, в котором, как и в обычной школе, надо выполнять серьезные домашние задания. Я сама бы, если мне предложили взять какую-либо книгу по освоению photoshop для собственного самопознания, никогда бы не стала ее подробно читать, я бы просто ее пролистала. А в приложенных учебных модулях вся необходимая информации была в краткой форме и весьма доступна. Для ее прочтения не нужно было тратить много времени. Мне очень понравилось, что в ходе работы давалась информация, которая, по идее, не входит в состав основной программы. В будущем, скорее всего, моя работа будет непосредственно связана с компьютерными технологиями". - Бочкачева Наталья, гимназия №111, г. Уфа.

Локальные координаторы (ЛК) – учителя, администраторы и методисты проявляют большое желание развивать дистанционные формы профильного обучения для своих школ. Для них сотрудничество с Центром дистанционного образования "Эйдос" является важным средством решения поставленных перед школами и регионами задач по внедрению профильного обучения. Организация локальными координаторами удаленного взаимодействия их учащихся со специалистами выбранного профиля позволяет решать проблемы обеспеченности школ кадрами высокого уровня. Сегодня уже многие школы стараются заранее включить в свои планы на учебный год дистанционные мероприятия Центра "Эйдос" – эвристические олимпиады и проекты, профиль-классы для школьников, дистанционные курсы для педагогов.

Какие можно сделать выводы из данной части проведенного нами педагогического эксперимента?

1. Общие выводы по достижению поставленной цели:

- дистанционные формы профильного обучения являются востребованными и доступными для многих школ, имеющих в своем распоряжении элементарные телекоммуникационные средства обучения (компьютер, электронная почта, доступ в Интернет);

- разработанная в Центре "Эйдос" технология проведения дистанционных курсов для взрослых оказалась действенной и эффективной для формирования и развития системы дистанционного профильного обучения старшеклассников с использованием средств телекоммуникаций.

2. Данная технология может быть дополнена следующими параметрами:

а) внесением в систему творческих заданий, совокупности тренинговых упражнений для более детального решения предметных задач;

б) разработкой специфических организационных алгоритмов для учителей-предметников и администраторов школ по освоению способов оперативной дистанционной коммуникации.

3. Дистанционные профиль-классы оргдеятельностного типа позволяют решить проблему дифференцированного подхода к разноуровневому и разновозрастному составу учащихся, поскольку они ориентированы на создание учащимися собственных образовательных продуктов.

4. Структура профиль-класса, система творческих заданий основываются на развитии у учащихся универсальных умений учиться дистанционно, образовательные же цели каждый из учащихся достигает сообразно своим способностям, потребностям и умениям. Неоднородный состав участников дистанционных курсов создает интенсивную образовательную среду, обеспечивает эффект новизны, который благоприятно влияет на эффективность всего учебного процесса.

5. Педагогический эксперимент показал, что область применения дистанционных форм для введения профильного обучения обширна – от изучения отдельных учебных тем до организации системы дистанционного обучения. Дистанционное обучение как дополнение к очному необходимо, прежде всего, ученикам, испытывающим затруднения в самореализации в традиционном очном обучении: одаренным детям, "трудным" ученикам, компьютерно-ориентированным учащимся.

В ходе дальнейшего эксперимента, который планируется продолжить, систему дистанционного профильного обучения следует включать в учебные планы и программы работы школ.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Хуторской А.В. Дистанционное профильное обучение в школе // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 20 апреля. http://www.eidos.ru/journal/2005/0420.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Методика в школе" >>

  вверх
вверх

карта сайта