EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Институт школьных советов сейчас находится в состоянии динамичного развития...»
Прутченков А.С., канд. пед. наук, Новикова Т.Г., канд. пед. наук
Интернет-журнал «Эйдос»Модернизация образованияУправляющий совет ОУ

 


Управляющий совет общеобразовательного учреждения как институт гражданского общества

Прутченков Александр Сергеевич, док. пед. наук, проф., кафедра развития образовательных систем АПК и ППРО Минобрнауки РФ

Новикова Татьяна Геннадьевна, канд. пед. наук., доцент, зав. кафедрой развития образовательных систем АПК и ППРО Минобрнауки РФ

В российской и зарубежной образовательной практике органы общественного управления школой, как правило, объединяются названием "Школьные советы". Все они, при определенном многообразии форм: "управляющие советы", "попечительские советы" и т.д., обладают двумя отличительными признаками:

  • во-первых, в них входят представители от общественности;
  • во-вторых, данные советы полномочны принимать решения, касающиеся деятельности школы, то есть имеют управленческие полномочия (Пинский А.А.).

Именно эти две ключевые особенности позволяют утверждать, что школьные советы являются институтом общественного участия в управлении образованием. Именно они представляют собой собственно общественную составляющую в управлении - наряду с обычной административно-государственной системой управления, то есть обеспечивают реализацию нормы о "демократическом, государственно-общественном характере управления образованием", которое зафиксировано в Законе Российской Федерации "Об образовании".1

Институт школьных советов в различных странах сейчас находится в состоянии динамичного развития, особенно с 90-х гг. ХХ века. На совещании министров образования стран Совета Европы 23 октября 1995 в Люксембурге обсуждался вопрос об участии общественности как факторе роста качества школьного образования. Естественно, в каждой из европейских стран модели школьных советов строятся с учетом культурной и национальной специфики, однако общую тенденцию их развития можно усмотреть во все большем сдвиге "от консультирования и содействия - к принятию решений".2

Это означает, что начались кардинальные изменения в школе как ведущем социальном институте, представляющем сферу образования. Собственно государственно-административная модель управления школой в современном мире постепенно трансформируется в школу гражданского общества, все более ясно проявляется новый социально-образовательный феномен - "гражданская школа".3

В современной российской школе основная проблема заключается в том, что в образовании, где общественность не обладает управленческими полномочиями, происходит все большее отчуждение общества от школы. По существу все реально значимые параметры, определяющие жизнь и деятельность школы до сих пор на уровне управленческих решений в 99% школ у нас определяются директором, либо учредителем и вышестоящими уровнями государственного управления, включая содержание обучения; систему оценивания; экономику школы; кадры и т.п.4

Единственный выход из создавшейся негативной ситуации - это введение института общественного управления школой, то есть создание условий для трансформации школы в реальный институт гражданского общества. В противном случае сфера образования все больше и больше будет отставать от социальных процессов, так как "скорость трансформации общества существенно превысила скорость трансформации системы образования".5

Подобное положение дел в сфере образования, безусловно, нуждается в самых серьезных изменениях. Необходимо закрепление "демократического, государственно-общественного характера управления образованием". В первую очередь, это означает создание четких правовых норм и организационных условий, обеспечивающих включение в процессы принятия значимых для жизни школы решений новых субъектов, как правило, избираемых и не входящих в систему внутришкольной и вышестоящей линейной администрации.

Теоретические основы структурных изменений в деле реального включения общественной составляющей в управление школой к настоящему времени достаточно раскрыта в работах, например, В.И.Бочкарева.6

На высших уровнях законодательной и исполнительной образовательной власти осознана необходимость качественного изменения характера управления образованием. Именно на законодательной стороне дела сегодня необходимо сделать основной акцент, так как действующие нормы, относящиеся к общественному участию в управлении, носят необязательный характер (как говорят юристы, "не императивный, но факультативный"). В этом состоит главный недостаток законодательной базы в сфере образования, так как подобный подход не может изменить "характер управления".

В настоящие время необходимо наметить четкую стратегию и конкретную тактику практических шагов по реализации замыслов и идей введения государственно-общественного управления образованием. При этом следует реально оценивать потенциал отечественного опыта, который нельзя считать "готовым" и уже сложившимся. Разумеется, в российских школах была определенная традиция участия различных общественных органов в управлении общеобразовательными учреждениями. Но главный вопрос остается открытым - придание этим органам не только консультативных, а реальных управленческих властных полномочий.

Общественные органы и структуры, принимающие сегодня реальное участие в делах школы, можно разделить на две основные категории:

  • совет школы ("школьный совет", "управляющий совет", "совет общеобразовательного учреждения" и т.п.) как "внутренний" орган самоуправления школы, компетенция которого определяется уставом школы;
  • попечительский совет как "внешнее" по отношению к школе, самостоятельное юридическое лицо, создающееся обычно в виде некоммерческой организации - АНК, фонд, некоммерческое партнерство и др.
    Обобщим особенности двух обозначенных выше принципиальных форм:
  • Школьный совет ("Управляющий совет", или "Совет общеобразовательного учреждения") - это "внутришкольное управление", так как совет не является самостоятельным юридическим лицом, он уставной орган школы. Конкретные управленческие полномочия регламентируются уставом школы, который, однако, составляется на основе Типового положения, и именно эта особенность позволяет через федеральный уровень регулирования выйти непосредственно на необходимые нововведения в муниципальной школе.
  • Попечительский совет - это "внешняя, по существу вспомогательная и благотворительная структура.

А.А. Пинский предлагает кардинальное изменение в вопросе различения природы и функций "внутренних" (школьных) и "внешних" (попечительских) советов, которое вытекает из идеи многоуровневости управления в системе общего образования: федеральный; региональный; муниципальный и школьный. На каждом из этих уровней возможно то или иное участие общественности:

  • для школьного уровня принять в качестве базового понятие "Совет общеобразовательного учреждения";
  • для муниципального и регионального уровней - понятие "Попечительский совет", что отражает практику на местах - попечительские советы по образованию того или иного города, области, при мэре, вице-губернаторе и т.д.;
  • для федерального уровня вопрос пока следует оставить открытым, так как нет достаточного опыта и необходимой меры концептуальной ясности.7

Кратко рассмотрим материалы, которые были предложены в качестве дополнительной в Закон Российской Федерации "Об образовании" и излагаются конкретные вопросы введения Управляющих советов. Эта статья 351 под названием "Особенности управления государственными и муниципальными общеобразовательными учреждениями".8 Итак,

1. В целях реализации государственно-общественного характера управления в системе общего образования : создается (образуется) совет общеобразовательного учреждения.

2. Совет общеобразовательного учреждения состоит из представителей участников образовательного процесса и учредителя. В состав совета общеобразовательного учреждения могут входить:

  • выпускники, окончившие данное общеобразовательное учреждение;
  • работодатели (их представители), чья деятельность прямо или косвенно связана с данным общеобразовательным учреждением или территорией, на которой оно расположено;
  • представители образовательных и научных учреждений (организаций);
  • граждане, известные своей культурной, научной, общественной, в том числе благотворительной, деятельностью в сфере образования.

4. Совет общеобразовательного учреждения создается (образуется) с использованием процедур выборов, назначения и кооптации.

7. Члены совета общеобразовательного учреждения работают на общественных началах.

9. Совет общеобразовательного учреждения:

а) принимает изменения и дополнения к уставу общеобразовательного учреждения и направляет их для утверждения учредителю общеобразовательного учреждения;

б) согласовывает компонент образовательного учреждения государственного стандарта общего образования по представлению руководителя общеобразовательного учреждения;

в) утверждает программу (план) развития общеобразовательного учреждения;

г) устанавливает режим работы общеобразовательного учреждения;

д) рассматривает по представлению руководителя общеобразовательного учреждения смету бюджетного финансирования и согласовывает смету расходования средств, полученных образовательным учреждением от уставной приносящей доходы деятельности и из внебюджетных источников;

Совет общеобразовательного учреждения рассматривает и (или) решает также иные вопросы, отнесенные к его компетенции типовым положением об общеобразовательном учреждении и (или) уставом общеобразовательного учреждения.

Аналогичные изменения предлагаются в "Типовое положение об общеобразовательном учреждении" в раздел V. "Управление общеобразовательным учреждением".

Все эти меры следует сначала проверить в ходе эксперимента в нескольких регионах России, и только после тщательного анализа всех материалов вносить в соответствующие поправки в Закон "Об образовании". Какими именно они будут, покажет время, но без движения в сторону "гражданской школы" у России не будут качественно нового образования и перспектив в этом направлении.  


1 Закон Российской Федерации "Об образовании", ст. 2, п.6

2 Советы и другие формы участия общественности в системах образования стран Европейского Союза. - Комиссия ЕС, "Эвридика", 1996.

3 Франц Рюдигер Ях, "Школьное законодательство и гражданское общество в Европе", Берлин, 1999.

4 Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. - М.: Альянс Пресс, 2004. - с.7

5 "Разработка и реализация комплексного социологического мониторинга реализации хода модернизации управления образованием" - М.:, Московская школа социальных и экономических наук Академии народного хозяйства при Правительстве РФ, 2002.

6 В.И. Бочкарев. Государственно-общественное управление образованием: каким ему быть? - Педагогика, 2001. № 2.

7 Пинский А.А. Общественное участие в управлении школой: Школьные советы. - М.: Альянс Пресс, 2004. - с.13

8 Данный проект разрабатывался с участием А.Шишлова, Председателя комитета по образованию и науке ГД РФ 3-его созыва.

 

Поделитесь своими впечатлениями о статье прямо сейчас в форуме или по e-mail

---
Для ссылок:
Прутченков А.С., Новикова Т.Г. Управляющий совет общеобразовательного учреждения как институт гражданского общества // Интернет-журнал "Эйдос". - 2005. - 10 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2005/0910-22.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.

 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

  вверх
вверх

карта сайта