EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Форум все чаще заявляется, как одна из форм дистанционного обучения. »
Доманский Е. В., сотрудник ЦДО "Эйдос"
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследованияАнализ проблем


Организация эффективной работы на форуме - анализ проблем

Доманский Евгений Витальевич, сотрудник кафедры педагогики ЦДО «Эйдос»

Форум все чаще заявляется, как одна из форм дистанционного обучения. Изначально эта форма не проектировалась для образовательных целей и служила просто как средство для обмена мнениями. Т.е. выполняла информационные функции. Возможно, заложенные стереотипы оказывают влияние при организации на форумах различных дискуссий, обсуждений, педсоветов и т.п. мероприятий. Более того, в этой форме проявляются многие из проблем, свойственных для всего образования в целом. И одна из них, заключается в некотором убеждении, что если на форуме собираются педагоги, ориентированные на личностно-ориентированные подходы в образовании, то продуктивность форума гарантирована. Оказалось что это далеко не так.

Что было сделано организаторами форума?

Первое: заявлена тема форума «Рефлексия как инструмент диагностики достижения и переопределения целей образования».

Второе, тема переформулирована, как проблема, в вопрос, «Какой должна быть рефлексия, чтобы с её помощью можно было бы проверять и переопределять цели образования?».

Дальнейшие действия участников показали, что вся их деятельность сразу же ушла в сторону от ответа на этот вопрос. Собственно она переросла в обмен информацией по поводу рефлексии и обсуждению различных форм, которые во многом никак не увязывались с целями форума. Стало, также очевидно, что в этой форме дистанционной деятельности проявляются многие из проблем, свойственных для всего образования.

Цели нашего педагогического эксперимента на форуме заключались в следующем:

Использовать ситуацию на форуме как обучающую, перевести участников в деятельностную позицию, в которой они реально бы осваивали тему форума, для получения более эффективного результата в виде практических приемов работы по организации рефлексии в образовании.

При этом выдвигалась следующая гипотеза:
•  Что если деятельность участников форума перенормировать, т.е. ввести такие нормы которые побуждали бы их двигаться в сторону целей форума, на основании рефлексии собственной деятельности, то результативность форума будет обеспечена.
•  Что на основании заявленных целей, в форуме с его участниками (педагогами) можно построить с-с (субъект-субъектные) отношения.
•  Что на основе этих с-с отношений, возможно получить результат позволяющий достичь решения в рамках заявленной проблематики форума.
•  Что ситуацию на форуме можно сделать обучающей для использования наработок за пределами форума

Это осуществлялось с помощью следующих действий :

Организацией собственной рефлексии по поводу происходящего на форуме, результатом которой стало понимание - какие действия необходимо осуществить для продуктивной работы на форуме.

А именно, для этого я:
•  Побуждал участников организовать рефлексию той деятельности, что уже произошла, чтобы на ее основе поставить собственные цели по отношению к целям форума.
•  Далее, вводил такие нормы деятельности, которые позволяли участнику относиться к происходящему не отстранено, а как разработчику, разрабатывающего такие приемы организации рефлексии, которые смогли бы переопределить деятельность «здесь и сейчас» и таким образом достигая целей форума на опыте собственной деятельности. Т.е. сделать эту ситуацию образовательной для самих участников, а не собранием ученых мужей размышляющих по поводу того, как могло бы все происходить.
•  Организовывал понятийную работу для стягивания поля деятельности форума в рамках личностно ориентированного подхода.
•  Выделил из числа участников тех, кто мог продемонстрировать некоторые культурные нормы такой деятельности и предложил осуществить рефлексию происходящего на форуме, использовать ее как дидактическую ситуацию для собственной деятельности. С их помощью, в рамках осуществляемой деятельности на форуме, были выделены основные проблемы участников.

Если проанализировать деятельность участников форума, чтобы сделать его обучающим, то мы увидим следующую картину. Субъекты процесса – учителя, которые обсуждают, как научиться осуществлять рефлексивную диагностику и на основе полученных данных переопределять цели учеников, возможно, своих коллег и др. Личные цели обсуждения заявлены не были, поэтому непонятно для всех присутствующих смысл присутствия на форуме. Но поскольку он должен быть обозначен, был избран самый легкий и привычный – информирование. Т.е. это сфера МК (мыслекоммуникации), если даже осуществить рефлексию этой сферы деятельности, то получиться что человек, который хотел бы воспользоваться плодами этого форума должен отнестись к информации, строя только догадки по поводу смысла и сути. Потому что ответ на рефлексивный вопрос «Зачем вы осуществляете то или иное действие?» в моем представлении выглядят как ответы типа «так говорят» или «так не принято говорить».

Вторая сфера, это М (мышление). Если использовать эту ситуацию как обучающую, то для переопределения целей коллег, необходимо было отрефлексировать мышление участника(ов) форума. Т.е. осуществить рефлексию мышления Кулешовой, Скрипкиной, Андриановой, Жандармовой и др. и поразмышлять по поводу их мышления. Почему они думают так, а не иначе? Т.е. осуществить диагностику мышления участников форума.

Эту связку можно представить схематически МК-М. После диагностики становится очевидным кто как размышляет, а значит можно осуществлять деятельность по переопределению целей. Такую же диагностику блестяще осуществила Кулешова Г.М. и на основании ее переопределила свои цели на исследовательскую деятельность.

Вот в этом поясе уже появляется, должно появиться основание для деятельности в третьей сфере - МД (мыследеятельности). Эти основания для деятельности по переопределению целей формулировались дважды. Результат более чем скромный. По моему, мне удалось переопределить цели не более чем одному участнику форума, поэтому если оценивать эффективность этой деятельности, то можно засчитать два результата. Один, организационный и содержательный (в виде рефлексивного анализа) и второй - содержательный по целям и задачам форума (Кулешова Г.М.)

Кроме того, поставлены некоторые вопросы как проблема, а также по результатам рефлексивного анализа могут быть сформулированы некоторые предложения по поводу повышения эффективности работы сотрудников Центра «Эйдос» на форуме.

Собственно говоря, они все имеют оргдеятельностный характер.

Одна из главных проблем - это определение актуальности результатов для участников дискуссии. Тема и деятельность должна быть актуальна, иначе нет мотива для достижения результата. Здесь может быть формальный мотив ради участия, тем более что по нему составляется рейтинг, безотносительно, принесло это участие плоды или нет. Поэтому на форум идут либо уже актуализированные участники, либо актуальность необходимо «извлекать» из участников, организовывать специально во время форума.

Те, кто считает заявленную проблему для себя актуальной, вправе поставить собственные цели на форуме и соотнести их с общими целями, если это принято по правилам работы на форуме.

Присутствие «бесцельных» участников, допускается при условии предъявлении ими своей позиции. Далее текущая деятельность рефлексируется, на предмет - либо приближения к цели, либо ее корректировки. И в конце должна быть СБОРКА РЕЗУЛЬТАТА, в рабочий продукт.

Выводы:

По результатам этой работы можно констатировать, что наша гипотеза подтвердилась только частично. Так как эти условия оказались необходимыми, но не достаточными (за исключением одного человека для которого удалось создать мотив), для того чтобы организовать продуктивную работу на форуме. В частности это произошло оттого что:
•  Не было актуальности участия на форуме, а актуализировать в процессе форума, не удалось.
•  Не было достаточно ясно определено, что за действительность, в которой необходимо осуществлять рефлексивное управление (переопределять цели).
•  Не был очевиден образ ученика, по отношению к которому необходимо осуществлять диагностик и корректировку целей образования. Из какой он парадигмы?
•  Не удалось осуществить рефлексию текущей деятельности и мышления участников форума. Здесь надо подумать над другими орг. формами и понять причины, тормозящую эту деятельность.
•  Не удалось организовать практическую деятельность по поиску методов диагностики и переопределения субъектов образования за пределами форума.

Данная работа все же позволила проверить на практике некоторые подходы по переопределению целей деятельности участников форума, которые мы изложили выше.

--

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Доманский Е. В. Организация эффективной работы на форуме - анализ проблем.
 // Интернет-журнал "Эйдос". - 2006. - 22 августа. http://www.eidos.ru/journal/2006/0822-19.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

  вверх
вверх

карта сайта