EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Инновации – это, прежде всего, состояние ума.»
Джулио Грата
Интернет-журнал «Эйдос»Модернизация образованияПротиворечия в целеполагании

Противоречия в целеполагании и инновационной деятельности современной школы.

Смирнова Татьяна Николаевна, сотрудник кафедры информатики ЦДО «Эйдос», учитель математики МОУ гимназии №19 города Королева Московской области.

В условиях модернизации современной общеобразовательной школы остро встает проблема осмысления и трансформации старых и выработки на их основе новых целей, задач, форм и методов обучения. Противоречия, объективно возникающие в общественном устройстве, в распространении инноваций как в зеркале отражаются в сфере образования, и в частности в отдельно взятом школьном пространстве.

Попробуем остановить свой взгляд на противоречиях в деятельности современной отдельно взятой школы в рамках процесса формирования новой образовательной системы. Начнем с самого главного – целей, которые ставит школа для планирования своей деятельности. Каждый желающий может увидеть их в ее Уставе. Порой мы даже не задумываемся о том, что школа имеет (или должна иметь) четко сформулированные цели и задачи своей деятельности. Конечно, можно сослаться на Сократа, утверждавшего, что лучше работать без определенной цели, чем ничего не делать. Но на дворе XXI век, и отношение к образованию давно поставлено на уровень государственной важности.

Рассмотрим выдержки из Устава гимназии, в которой работает автор статьи:
Основными целями образовательного процесса в Гимназии являются:
•  формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
•  адаптация обучающихся к жизни в обществе;
•  создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ;
•  воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье.

Как видите, общие слова, за которыми, совершенно непонятно какой результат будет означать, что цель достигнута? Может быть, выпущенная из школы культурная личность, освоившая минимальный уровень общеобразовательных программ, адаптированная к жизни в обществе (интересно в каком?), которую воспитывали всему необходимому, по мнению общественности (причем, не факт, что воспитали) и есть та заветная цель образования в современном обществе? Конечно, нет. Что же стоит за такими формальными целями? Ведь Гимназия, о которой идет речь, хорошо развитое учреждение, куда стремятся определить своих детей многие родители города, один из победителей конкурсного отбора Приоритетного национального проекта «Образование». По моему мнению, за этим стоит догматизм и шаблонность, так недавно еще провозглашавшиеся в обществе. Налицо, противоречие между старыми ценностями, с которыми современное общество еще не успело расстаться, и новыми, которые, стремиться освоить.

Рассмотрим еще одно противоречие, между потребностью в зарождении новых форм организации обучения и невостребованностью очевидно удачных инновационных проектов. Так, школа с гордостью провозглашает, что ее ученики являются участниками Дистанционных эвристических олимпиад Центра «Эйдос». Но, каждый раз учитель должен доказывать администрации, что участие в таких олимпиадах более продуктивная деятельность, нежели обычный школьный урок. «Почему мы принимаем участие в Дистанционных эвристических олимпиадах? Наверное, потому что наши дети раскрываются в них с совершенно незнакомой нам стороны», - говорит Ведмедь Татьяна Валентиновна, преподаватель основ компьютерной грамотности, из г. Алдан, РС (Якутия), локальный координатор Дистанционной эвристической олимпиады. А вот слова Третьяковой Елены Геннадьевны, учителя русского языка нашей школы: « Когда мои ученики участвуют в Дистанционных эвристических олимпиадах, я часто замечаю одну особенность: они «пасуют» перед заданиями, которые требуют нестандартного подхода, где нужно посмотреть на проблему с другой точки зрения. Я понимаю, что это проблема не только ученика, но и учителя, который не научил думать неординарно, не пользоваться шаблонами, а «мозговым штурмом» достигать поставленной цели. Научиться учить – моя цель». Еще много подобных отзывов можно прочитать на сайте Центра дистанционного образования «Эйдос»1. Многие города уже включаются в интересный проект Центра и в разговорах с учителями из соседних школ, вновь слышу, что им хотелось бы присоединиться. Но, инициатива должна исходить, прежде всего, от администрации школы, а не наоборот. Так как учителя боятся взять на себя всю ответственность за проведение такого мероприятия.

Следующее противоречие между потребностями молодежи в повышении своего образовательного уровня и возможностями системы образования предоставить выбор средств и форм обучения. Попытки введения профильного обучения не могут полностью удовлетворить вышеназванную потребность. Эффективность системы образования нельзя повысить с помощью внедрения одного проекта. Дистанционное образование, например, может стать подспорьем в разрешении данного противоречия. Но, как отметил А.В.Хуторской в заметках с заседания общественного экспертного совета Комитета по образованию и науке Государственной Думы РФ: «Тех, кто занимается дистанционным обучением в школах, огорчу. Внимание на этом заседании уделялось только университетскому дистанционному образованию. Соответственно и изменения (закона) предложено было вносить только в закон "О высшем и послевузовском профессиональном образовании". Почему? На мой взгляд, потому, что именно университеты имеют возможность существенно поднять свою экономическую базу благодаря дистанционному обучению. Вот если бы благосостояние школ зависело от количества учащихся, так же как и в вузах, то школы, особенно хорошие, старались бы расширить количество своих учеников с помощью телекоммуникаций. Тогда, быть может, они не шарахались от внедряемых в них компьютерных новшеств, а наоборот, старались быстрее их освоить и применить в своем главном процессе - учебном».2

Вот и еще одно противоречие, между декларируемой информатизацией образования, вложением средств в оснащение школ вычислительной, коммуникационной техникой и возможностями школы по ее освоению. На компьютерах в школе работа ведется слишком короткое время в течение дня. Кадры мало этому обучены. Учителя не могут самостоятельно отвечать за вверенную им технику. Невозможно совмещать в одном лице учителя и лаборанта, а порой и системного администратора.

Надо заметить, что наша школа, получив возможность повысить квалификацию учителей на средства, заработанные в конкурсе Приоритетного национального проекта «Образование», выбрала для этой цели дистанционное обучение. Участие в таких курсах не только повышает квалификацию учителя в вопросах методологии преподавания тех или иных предметов, но и повышает его компетентность в сфере современных коммуникационных технологий. Учителя живо отнеслись к идее поучаствовать в такой форме повышения квлаификации. Но каково было удивление администрации, когда ей пришлось доказывать вышестоящим организациям, что дистанционные курсы не только имеют право на существование, но и гораздо удобнее для школы и учителя. Ведь педагог учится без отрыва от производства, при этом без существенных материальных затрат.

Каковы же причины появляющихся противоречий в деятельности школы, ее целей и задач:
•  под воздействием общественных реформ образовательная система также подвергается реформированию. Такие преобразования насущны и востребованы современной школой. Но существуют остаточные явления предыдущей образовательной системы, которые тормозят инновационные процессы в образовательном пространстве;
•  опора на стереотипы прошлого и консервативность достаточно сильная и распространенная на сегодняшний день тенденция поведения всех сторон образовательного процесса;
•  современные процессы модернизации и информатизации образования объективно влияют на деятельность школы как основной единицы образовательного процесса. Но, по субъективным причинам, эти реалии порой недооцениваются. Возникают противоречия между объективными предпосылками изменений образовательной среды и субъективными причинами ухода от инноваций.

В заключении можно сформулировать некоторые выводы.

Во-первых: инновации в образовании – процесс противоречивый. Вследствие неизбежной борьбы между требованиями обновления, созидающей инициативы с одной стороны и инерцией, консерватизмом с другой, возникает проблема неумения преподавателей, учащихся, административных работников пользоваться методологией науки, творчески воспринимать информационные потоки. Неизбежно возрастают требования к педагогическим и административным кадрам в свете теоретико-методологической подготовки, перехода к проблемному характеру обучения.

Во-вторых: необходимо более гибко подходить к организации и введению новых форм и методов в образовательную среду, используя накопленный опыт, культурные традиции тех или иных регионов, областей, городов, отдельных образовательных учреждений.

В-третьих: использовать накопленный позитивный опыт, активно внедрять зарекомендовавшие себя инновационные системы. Создать единое информационное пространство, позволяющее использовать действительно эффективные проекты, соответствующие целям современного образования.

В-четвертых: проводить информатизацию школы в сопровождении с изменениями в методах, приемах и организации труда педагога. Внедрять информационные компьютерные технологии в преподавание отдельно взятых предметов, а также использовать сетевые технологии для участия в олимпиадах, международных проектах, дистанционных курсах и т.д.

Ссылки
Цитаты приведены в соответствии с текстом на сайте Центра дистанционного образования «Эйдос» http://www.eidos.ru/
Цитаты приведены в соответствии с текстом на сайте А.В.Хуторского http://khutorskoy.ru/

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Смирнова Т. Н. Противоречия в целеполагании и инновационной деятельности современной школы. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-17.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

  вверх
вверх

карта сайта