EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Проблема целеполагания особо актуальна для учащихся старшей ступени образования.»
Вьюгова Т. С., Шамина О. Б., г. Томск
Интернет-журнал «Эйдос»Модернизация образованияЦелеполагание учащихся

Целеполагание учащихся по отношению к профильному обучению.

Вьюгова Татьяна Сергеевна, Шамина Ольга Борисовна, кандидат технических наук, Образовательный центр «Школьный университет» Томского государственного университета систем управления и радиоэлектроники.

Сегодня большинство старшеклассников имеет уникальную возможность — возможность осуществления самостоятельного выбора, будь то стиля жизни или образовательной траектории. Предлагаемый школьнику спектр элективных курсов, разнопрофильность классов зачастую вызывают двоякое чувство: желание «попробовать всё» (проверить себя в разных областях) и одновременно страх от необходимости делать выбор. Среди значимых результатов исследований в этой области хотелось бы обратиться к материалам регионального семинара психологов г. Томска и Томской области, состоявшегося при поддержке Регионального центра развития образования, где были озвучены конкретные цифры уровня самоопределения школьников и определения их эмоционального состояния в условиях профилизации.
•  Итоги анкетирования выявили достаточно высокий уровень осознанности школьниками выбора профиля обучения: 82 % учащихся хорошо осознают, какой проф иль выбирают, и почему. Это свидетельствует о достаточно высоком уровне сформированности профориентации и социальной зрелости учащихся 8—9 классов, полученной в результате работы образовательного учреждения в режиме предпрофильной подготовки.
•  Учащиеся предпочитают традиционные образовательные средства (образовательный процесс, организованный учителем) и в меньшей степени ориентированы на самостоятельное обучение. При низкой степени самостоятельности основные учебные алгоритмы школьнику лучше приобретать с помощью учителя.
•  Выбор профиля по интересу к предметам в большей степени основан на школьном опыте, а не на представлениях о своей дальнейшей образовательной траектории, будущей профессии и её социальной значимости. У 61 % обучающихся выбор характеризуется выраженной инфантильностью вследствие низкого уровня практического опыта и отсутствия знакомства с будущей профессиональной деятельностью.
•  Учащиеся испытывают большой интерес к элективным дисциплинам: при посещении курсов по выбору 72 % обучающихся чаще испытывают положительные эмоции, 28 % — чаще отрицательные. При этом 71 % обучающихся не испытывает утомления при посещении курсов по выбору.
•  Результаты опроса свидетельствуют о готовности значительной части старшеклассников к принятию самостоятельных решений и достаточно высоком уровне адаптивных возможностей учащихся: 38 % учащихся принимают критику авторитетных людей по поводу учебной деятельности близко к сердцу и лишь 15 % испытывают дискомфорт из-за того, что выбор профильного класса не совпадает с желанием родителей.

Полученные в ходе эксперимента предварительные данные подтверждают необходимость разработки модели психолого-педагогического сопровождения профильного обучения школьников. Что значит «сопровождать»? В толковом словаре В. И.  Даля мы читаем: «Сопровождать — значит идти вместе с кем-либо в качестве спутника или провожатым». Именно сопровождение образовательного процесса и сотрудничество всех его участников обеспечивают условия для построения школы будущего и становления полноценной целеустремленной личности.

Конечный результат педагогического сопровождения профессионального самоопределения мы видим в формировании у старшеклассников следующих компетенций:
•  способности к целеполаганию;
•  способности к самопознанию индивидуальных особенностей и соотнесению их с требованиями выбранной профессии;
•  способности запрашивать и критически осмысливать информацию.

Проблема целеполагания особо актуальна для учащихся старшей ступени образования, поскольку им предстоит определиться со своей будущей профессиональной деятельностью (выбрать профиль, вуз, трудоустроиться по специальности). Перед образовательным учреждением стоит нелёгкая задача — выпустить целеустремленных людей, умеющих не только ставить цели, но и достигать их. Однако преподавательский опыт показывает, что чаще всего при выстраивании цели старшеклассники сталкиваются с тем, что не знают своих личных особенностей — ресурсов (как положительных, так и отрицательных черт), не умеют планировать своё время и, самое главное, не умеют выстраивать такие цели, которые способствуют развитию успешной личности. Успешная личность — это, во-первых, личность целеустремленная, имеющая мотивацию на достижение успеха. Задумайтесь, какой процент ваших учащихся мотивирован на успех и не испытывает трудностей при постановке и реализации цели? Известно ли им, что фундаментом для формирования навыков целеполагания являются мечты, которые зачастую в подростковой среде ограничены приобретением материальных благ (компьютер, машина и пр.). Гораздо реже встречаются мечты, способствующие личностному развитию и становлению человека.

Как же научить школьников планировать и реализовывать задуманное? Во-первых, необходимо создать условия для формирования навыков целеполагания посредством введения элективных курсов, например: «Психология успеха» и «Проектная деятельность». Во-вторых, организовать конкурс портфолио как показателя интересов старшеклассника. В-третьих, организовать проведение профконсультаций.

Такое сопровождение помогает старшекласснику соотнести две жизненно важные сферы: «хочу» (свои интересы, склонности) и «могу» (способности). Ведь согласование этих двух сфер есть залог успешного профессионального выбора и становление успешной личности. В действительности часто случается так, что молодежь при выборе профессии руководствуется, прежде всего, её престижностью, не соотнося с личностными особенностями. Познать свои личностные особенности ребёнок сможет на обычном уроке, если преподаватель организует, например, игровую деятельность, посредством которой учащийся может получить обратную связь не только от преподавателя, но и от одноклассников. При выборе профессии старшеклассник ориентируется не только на мнение родителей, классного руководителя, руководителя кружка, но и друзей (нередки случаи «эффекта толпы», когда друзья поступают на один и тот же факультет, посещают один и тот же кружок).

Одним из упражнений, позволяющих увидеть «образ себя» со стороны, является виртуальное представление каждого учащегося в профессиональной сфере деятельности и анонимная запись образа своего одноклассника на визитке. В результате каждый учащийся получает представление о своей будущей профессиональной деятельности глазами окружающих. Далее из полученного списка учащийся сам выбирает пятёрку самых подходящих для него профессий. В случае, если существует расхождение между представлениями окружающих (образ «Я» глазами других) и своим представлением, тогда можно говорить о наличии конфликта, который тормозит личностное развитие и постановку адекватных целей.

В чём же сила поставленной цели? В качестве демонстрации эффекта поставленной перед собой цели (для концентрации внимания, в частности) можно предложить учащемуся во время урока зафиксировать внимание на любом объекте, который находится в его поле зрения, затем отвлечься, через минуту посмотреть в том направлении, где была зафиксирована точка. Куда теперь устремлён ваш взгляд? Думаю, взгляд остановится на том объекте, где был зафиксирован первоначально. Этот факт объясняется «силой действия» поставленной перед собой цели. Результатом поставленной старшеклассником цели могут выступать оформленное портфолио или реализованный проект в рамках учебного курса. Демонстрация портфолио — это не только результат осуществления личностного и профессионального выбора, но и подведение результатов своей деятельности, направленной на достижение конкретной цели.

А теперь задайтесь вопросом: давно ли вы мечтали вместе со своим ребенком? О чём ваш ребенок размышляет? Смею предположить, что родительские ответы-оправдания на этот вопрос могут быть следующими: «у нас нет времени», «я сильно занята», «когда я прихожу с работы, мой ребенок уже спит». Давайте обратимся к словарям. Итак, «мечтать» — это воображать, думать, представлять то, чего нет в настоящем. Всем известна поговорка: «Мечтать не вредно, вредно — не мечтать». В чём же её смысл? В том, что когда ребёнок мечтает, он способен представить себе образ желаемого результата и возможные препятствия на пути его достижения. И, соответственно, выбрать правильную траекторию своей деятельности и конкретизировать свою мечту в виде цели . Таким образом, цель  — это специально переработанная, подготовленная к исполнению мечта. Как и мечта, цель должна быть привлекательной, воодушевляющей, но, в отличие от мечты, она более конкретна, детальна, как-либо измерима, определена во времени, обязательна для достижения.

Процесс постановки цели включает три фазы.
•  Нахождение цели: Чего я хочу? (цели должны быть ясными).
•  Ситуационный анализ: Что я могу? (определение личных ресурсов).
•  Формулирование цели: К чему я приступаю? (конкретные практические цели с чёткими результатами и сроками).

Теперь, когда мы определились с целью, можно приступать к планированию (подготовка к реализации цели и структурирование времени). Планирование можно представить как закрытую систему, состоящую из:
•  планов жизни и долгосрочных планов,
•  годовых планов,
•  месячных планов и недельных планов,
•  планов дня.

Безусловно, постановка любой цели, планирование её достижения предполагают сопровождение — консультации, направленные на познание своих индивидуальных особенностей (интересов, склонностей). «В личностно-ориентированном обучении целеполагание проходит через весь процесс образования, выполняя в нём функции мотивации деятельности учащихся, структурной стабилизации учебного процесса, диагностики результатов обучения»1. Поэтому задача школы будущего — создать условия подрастающему поколению для осознания, выстраивания и реализации адекватных для успешной личности целей.

1. А. В. Хуторской, д.п.н., дистанционная конференция «Смысл и цели образования», 2006.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Вьюгова Т. С., Шамина О. Б. Целеполагание учащихся по отношению к профильному обучению. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 22 февраля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0222-20.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

  вверх
вверх

карта сайта