EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Понятие "ключевые компетенции" стало неотъемлемой составляющей модернизации образования в экономически развитых странах.»
Домрачева Е. Н., педагог-психолог, г. Новокузнецк
Интернет-журнал «Эйдос»Модернизация образованияКлючевые компетенции

Психолого–педагогическое сопровождение образовательного процесса как фактор формирования ключевых компетенций.

Домрачева Елена Николаевна, педагог-психолог, лицей №111, г. Новокузнецк.

Компетенция – совокупность взаимосвязанных качеств личности (мотивация, знания, умения, навыки, способы деятельности), задаваемых по отношению к определённому кругу предметов и процессов, необходимой для качественной и продуктивной деятельности.

Понятие "ключевые компетенции" стало неотъемлемой составляющей модернизации образования в экономически развитых странах. Хотя на настоящий момент не сложилось общепринятого определения ключевых компетенций, тем не менее, общим для всех определений является понимание их как способности человека справляться с самыми различными задачами.

Возникновение понятия "ключевые компетенции" обязано развитию компетентностного подхода в образовании, который предполагает четкую ориентацию на будущее, проявляющуюся в возможности построения своего образования с учетом успешности в личностной и профессиональной деятельности. Компетенция проявляется в умении осуществлять выбор исходя из адекватной оценки своих возможностей в конкретной ситуации, и связана с мотивацией на непрерывное образование.

В рамках компетентностного подхода, как правило, определяются следующие виды компетенций: ключевые, базовые и функциональные. Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места. Таким образом, ключевые компетенции носят наиболее общий характер, универсальны и применимы в разных производственных и жизненных ситуациях.

Согласно А. А. Карманову, ключевые компетенции – это целостная система универсальных знаний, умений, навыков, а также опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.

А. В. Хуторской утверждает, что ключевые компетенции относятся к общему метапредметному содержанию образования, конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

К ключевым образовательным компетенциям относят: ценностно-смысловые (ценностные ориентиры ученика, способность видеть и понимать окружающий мир, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать цель, ответствовать за поведение и поступки, принимать решения); общекультурные (опыт в национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственные основы, опыт освоения научной картины мира); учебно-познавательные (самостоятельная познавательная деятельность, организация целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки, овладение креативными навыками продуктивной деятельности); информационные (владение современными средствами информации, поиск анализ, отбор необходимой информации, её преобразование, сохранение и передача); социально-трудовые (знание прав и обязанностей в вопросах экономике и права, области профессионального самоопределения, владение этикой трудовых и гражданских взаимоотношений); личностного самосовершенствования (освоения способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляцией и самоподдержки).

Цель развития ключевых компетенций: подготовка к выходу на рынок труда компетентного и конкурентоспособного специалиста, имеющего активную, ответственную жизненную позицию.

В современных концепциях развития образования часто подчеркивается, что развитие ключевых компетенций - это дополнение к привычным целям образования. Наиболее адекватными компетентностному подходу можно признать такие образовательные технологии, как: технология модульного подхода, технология развития критического мышления, технология рефлексивного обучения, технология проектного обучения, технология психологo-педагогического сопровождения.

По утверждению А. В. Хуторского, для современного этапа школьного образования актуальна проблема между социальным и личностным заказом на образование. Для достижения оптимального сочетания социального и личностного заказа на образование необходимо внедрение компетентностного подхода. Выделение в содержании образования компетенций предполагает усвоение учеником не отдельных друг от друга знаний и умений, а овладение комплексной процедурой, в которой для каждого направления присутствует соответствующая совокупность образовательных компонентов.

Ключевые компетенции предполагают постоянное оценивание, которое состоит из внутренней и внешней оценки. Обучающиеся собирают портфолио (папку достижений), пишут резюме, проходят самоанализ и самодиагностику. Внешняя оценка задается и оценивается внешним органом. Здесь возможно использовать метод тестирования, метод рецензирования, метод интервью и др.

Развитие ключевых компетенций обучающихся является составной частью психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса, целью которого является социальная адаптация обучающихся, их духовное и творческое развитие, формирование ценностей здорового образа жизни.

Для реализации данной цели были проведены следующие этапы работы:

1 этап - диагностический

Данный этап включает в себя ряд диагностических исследований:
•  Психодиагностика «Познай себя», «Психогеометрия», «Автопортрет», рисуночная психодиагностика «Несуществующее животное».
•  Анкетирование учащихся с целью выявления обеспечения адаптации обучающихся к образовательной среде.
•  Рисуночная психодиагностика «Моя семья», «Дом будущего», «Незаконченные предложения».
•  Психодиагностика мотивации учебной деятельности.
•  Психодиагностика уровня воспитанности и развития.

2 этап – коррекционный

Мероприятия, включённые в программу психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса для обучающихся реализуется постоянно в течение каждого месяца; программа по организации профилактической работы с подростками осуществляется в форме индивидуальных бесед, консультаций, групповых занятий и игровых тренингов, направленных на коррекцию межличностных взаимоотношений и профилактику конфликтов.

3 этап – просветительский и профилактический

Важным этапом психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса является повышение теоретических знаний и практических навыков в формировании, сохранении и укреплении здоровья обучающихся.

В связи с этим разработана программа формирования ценностей здорового образа жизни, т.к. объективная реальность повышает необходимость и актуальность данного вопроса. Данная программа включает просветительские лекции среди обучающихся по вопросам формирования ценностей здорового образа жизни, просмотр видеоматериалов, семинары, пресс-конференции

Таким образом, система мероприятий психолого-педагогического сопровождения содействует:
•  развитию ключевых компетенций;
•  выстраиванию воспитательно-образовательного процесса с учётом индивидуальных особеннос­тей обучающегося;
•  повышению мотивации к школьному обучению;
•  личностному росту и социальной активности;
•  принятию конструктивных решений при простраивании личностного жизненного пространства.

Литература
1. Карманов А.А. «Ключевые компетенции»//Журнал Образование. Карьера. Общество. №3 (9) 2005 г.
2. Электронные книги Центра дистанционного образования «Эйдос».
3. Хуторской А. В. Ключевые и предметные компетенции в школьном образовании. //Личностно-ориентированное направление модернизации образования. Материалы семинара, г. Нижний Тагил, 10-12 января 2005 г.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Домрачева Е. Н. Психолого–педагогическое сопровождение образовательного процесса как фактор формирования ключевых компетенций. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 1 марта. http://www.eidos.ru/journal/2007/0301-8.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

  вверх
вверх

карта сайта