EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Распределенное образование есть данность для каждого ученика...»
Андрианова Г. А., канд. пед. наук, г. Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Модернизация образованияИнтернет-технологии

Интернет-технологии: формы и методы применения на уроке.

Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, ст. науч.сотрудник ИСМО РАО, зам. директора ЦДО «Эйдос».

Сегодня все больше школ подключается к сети Интернет в рамках различных государственных программ развития образования. С одной стороны школы удовлетворяют свою потребность приобщения к открытому информационному пространству с помощью сети Интернет, с другой стороны они начинают искать возможности для реализации образовательных целей и задач. Основная же задача современной школы – это развитие личности учащегося, изменений и преобразование его качеств, создание условий для того, чтобы учащийся становился полноправным гражданином мирового информационного сообщества.

Активное использование школами интернет-технологий, телекоммуникационных средств в очном учебном процессе позволяют говорить о внедрении в школы инновационных процессов, с помощью которых в школе происходят изменения различного плана: меняются цели и содержание учебных планов, формы и методы обучения.

Какие же инновации могут быть реализованы в школах с помощью Интернет-технологий? Рассмотрим основную составляющую очного учебного процесса – урок. Современный урок предоставляется нам немыслимым без использования Интернет-технологий учащимися, преподавателями, администрации, другими субъектами обучения. Выделим несколько моментов для обозначения целей и задач, ради которых они используются сегодня на современном уроке:

1. Для того чтобы просто использовать эти технологии на уроках. Обычно это происходит на уроках информатики – учащиеся учатся работать с электронной почтой, пользоваться поисковиками и находить информацию в сети интернет для своих рефератов, ответов на вопросы учителя, других задач. Таким образом, учащиеся приобретают основные умения пользователя Интернет, осваивают часть телекоммуникаций для своих нужд.

2. Учитель стремится сделать свой урок необычным, завлекательным, на уроке демонстрируются картинки из Интернета, проигрываются мультимедийные файлы, показывающие извержения вулканов, солнечные затмения и т.п. На западе учителя используют видео-лекции. За счет Интернет-технологий увеличивается наглядность урока, но в основном это реализация целей учителя, освоившего данные технологии, учащиеся в данном случае не решают своих задач.

3. Более продвинутые учителя, одними из первых освоившие ресурсы сети Интернет, предлагают учащимся на своих уроках решать образовательные задачи, которые ставятся в многочисленных сетевых проектах – исследовательских, поисковых, др. Обычно такие проекты инициируются в рамках проектной формы работы. В данном случае телекоммуникации используются учителями и учениками в основном для решения чужих задач, поставленных руководителями проектов.

4. В настоящее время многие школы переходят на новую ступень использования Интернет-технологий, вводя в свои учебные планы элементы дистанционного обучения для решения поставленных школой и учащимися образовательных задач.

Дистанционное обучение как инновационный образовательный процесс с использованием информационно-компьютерных технологий помогает школьникам реализовывать собственные образовательные цели, направленные на развитие личности. Ученик имеет возможность обучаться не только в одной очной или дистанционной школе, а сразу в нескольких: приходить на уроки к разным учителям в разные учебные заведения. Координирующую роль в этом случае играет очное или дистанционное учебное заведения, или родители ученика, взявшие на себя право обеспечения его общего среднего образования. Современное дистанционное обучение выполняет функции распределенного в пространстве и во времени образования.

Распределенное образование есть данность для каждого ученика, оно существует объективно, потому что учащийся изначально открыт ко всему миру, об этом говорили и ученые-космисты – открытость всему окружающего миру, а не только сфере классной комнаты. Каждый человек распределяет свое внимание, действие, образование по сегментам окружающего его мира.

Одна из особенностей этой сегментации – дистанционное обучение, при котором распределение образования происходит с помощью Интернет-технологий. Интенсивность, емкость, и глубина распределенности во времени и пространстве увеличиваются. Именно поэтому необходимо разработать научно-педагогическое сопровождение распределенного учебного процесса.

Распределенное обучение оказывает позитивное влияние на учащихся в том случае, если продуцирует гуманистическую педагогическую концепцию. Эвристическое обучение, дистанционные формы которого реализуются сегодня на базе Центра дистанционного образования «Эйдос», имеет целью развивать творческий потенциал школьников и педагогов России, помогать им самореализоваться в сетевом образовательном пространстве. Субъекты распределенного эвристического обучения выстраивают индивидуальные учебные планы, в которых отражаются их жизненно-значимые цели, специфические ориентиры различных образовательных учреждений, ориентиры эвристического обучения.

Школьники становятся заинтересованными в развитии собственного образования. Выполняя эвристические задания дистанционных олимпиад, они решают реальные научные проблемы, выдвигают собственные версии и гипотезы причин тех или иных явлений в предметных областях, создают творческую продукцию, актуальную для их жизни. В результате стимулируется и развитие новых умений школьников: ставить личностно-значимые цели, создавать практико-ориентированный образовательный продукт, управлять процессом организации своей учебной деятельности, осваивать образовательное Интернет-пространство через разные формы коммуникаций с другими субъектами распределенного обучения.

Какие формы Интернет-деятельности помогают учащимся в этом? Согласно анкетам локальных координаторов дистанционных эвристических олимпиад многие учителя выводят эвристическую учебную деятельность олимпиад за рамки школьного урока. Некоторые локальные координаторы предлагают детям выполнять эвристические задания дома, мотивируя это тем, что им трудно организовывать на работу большое количество учащихся. В то же время мы считаем, что целесообразно именно урок отводить на проведение олимпиады для школьников. Назовем это урок - урок-олимпиада. Цель такого урока – не просто изучить тему конкретного предмета, а помочь распределить продуктивные действия учеников, осуществить образовательные процессы и соответствующие результаты.

Можно предложить следующую структуру урока-олимпиады:
1. Целеполагание учащихся на олимпиаде как способ выявления основных учебных задач, которые можно решить с помощью открытых заданий данной олимпиады.
2. Погружение в проблематику эвристических заданий, выявление критерий создания творческого продукта.
3. Обсуждение способов решения эвристических заданий, направлений и форм деятельности, средств, обеспечивающих этот процесс.
4. Собственно ученическая деятельность, помощь учителя.
5. Обсуждение полученных результатов с одноклассниками, сравнение с имеющимися культурно-историческими аналогами.
6. Рефлексивная деятельность по осознанию достигнутых результатов.

Такая форма урока-олимпиады позволит преподавателям обеспечить интенсивную творческую работу учащихся по предметам, организовать продуктивную коммуникативную и рефлексивную деятельность. Ученые и педагоги Научной школы ЦДО «Эйдос», которые ведут научные исследования по внедрению эвристического обучения в очный учебный процесс, могут предложить учителям и школе проведение локальной урока-олимпиады для диагностики эвристических умений учащихся по предмету, провести консультации для отдельных учащихся, дать рецензии на их достижения, составить план по развитию отслеживаемых умений, т.п.

Кроме того, на уроках также можно осуществлять внедрение отдельных элементов олимпиадной деятельности, например, работа над заданиями-исследованиями, заданиями на форумах, рефлексивная деятельность. Можно также обозначить серию уроков, в результате которой ученик работает над эвристическими заданиями по выбранному им предмету согласно расписанию олимпиад: математика-задачи, математика-исследования, математика-игры и т.п. Такие инновационные элементы требуют научной поддержки специалистов, предлагающих распределенное эвристическое обучение.

Дистанционные курсы по востребованным темам могут также выступать как серия эвристических уроков. Заключив договор со специалистами из Центра, школа выбирает тему курса для ее изучения под руководством ведущего специалиста. Курсы по популярным темам учебных предметов с применением эвристической технологии должны становиться способом развития зафиксированных во время проведения олимпиады начальных творческих результатов школьника. Допустим, учащийся создал на олимпиаде начальный продукт по теме английского языка, в ходе его рефлексивной деятельности и диагностики специалистов были определены его приоритетные умения в коммуникативной области или переводческой. Поставив цели по развитие таких умений с помощью создания последующих образовательных продуктов, учащийся (его преподаватели) выбирают линейку эвристических курсов по соответствующим темам. В этом случае учащийся может составить свой индивидуальный план обучения, в котором будут указаны эти курсы как способы получения им умений и навыков.

Могут быть созданы элективные курсы, сопровождающие деятельность участников на эвристических олимпиадах. В этом случае на уроках преподаватель совместно со специалистами Центра дистанционного образования «Эйдос» выстраивает цели и задачи таких уроков, структуру по достижению учащимися запланированных образовательных результатов.

В распределенном образовании обычный урок теряет свою традиционную сущность, эта форма занятий может трансформироваться в пространственном и временном отношениях. Вместо 40-45 минут урок может длиться час-два, если занятия проходят в чате или на форуме может приходить на уроки к разным учителям в разные учебные заведения.

Какие же креативные умения и дополнительные возможности приобретет очный ученик, входя в систему распределенного эвристического образования? Наш опыт организации дистанционного обучения позволяет сделать вывод, что удалённый ученик:
а) учится выходить за рамки данного ему в очной школе содержания учебного материала, форм учебного расписания, традиционной структуры урока;
б) получает дополнительную возможность профессиональной экспертизы своих творческих способностей и умений;
в) учится использовать информационное пространство сети Интернет для расширения сферы своей творческой деятельности;
г) учится сравнивать свой творческий продукт с работами учащихся соответствующего уровня одаренности, может найти адекватную для себя творческую среду, образовательное пространство, в которой его качество реализуются в большей степени, чем в локальных условиях очной школы;
д) получает возможность иметь несколько учебных планов, курсов, методик, преподавателей, следовательно, у него есть выбор направленности своей образовательной деятельности. Сотрудничество очного и дистанционного преподавателей в пользу учащихся;
е) решает свои формальные образовательные задачи с помощью дистанционных курсов. Например, на экзамене от учащегося требуется показать умение анализировать литературные произведения. Выбрав дистанционные уроки, которые развивают такие умения, учащийся сможет применить их в очном обучении.

Литература
1. Хуторской А.В. Типы дистанционного обучения в 12-летней школе // На пути к 12-летней школе: Сб. науч. трудов. — М.: ИОСО РАО, 2000. – 400 с.
2. Хуторской А. В. Дидактическая эвристика. Теория и технология креативного обучения. - М.: Изд-во МГУ, 2003. 416 с.
3. Хуторской А.В. Педагогическая инноватика: методология, теория, практика / А.В.Хуторской. – М.: Изд-во УНЦ ДО, 2005. – 222 с.
4. Андрианова Г.А. Функции субъектов дистанционного обучения в структуре школьного образовательного сайта // На пути к 12-летней школе: Сборник научных трудов / Под ред. Ю.И.Дика, А.В.Хуторского. - М.: ИОСО РАО, 2000. - С. 339-342. (в соавт.)
5. Андрианова Г.А. Дистанционные эвристические олимпиады как средство раскрытия творческих способностей школьников: анализ экспериментальных данных. // Человек и его изменение в телекоммуникационных системах. Междисциплинарные аспекты исследований: Материалы Всерос. науч.-практ. конф., 21-23 июня 2004 г ., г. Москва / Под ред. А.В.Хуторского. – М.: ИСМО РАО, 2004. - С. 49-56.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Андрианова Г. А. Интернет-технологии: формы и методы применения на уроке. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 5 июля. http://www.eidos.ru/journal/2007/0705-1.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

  вверх
вверх

карта сайта