EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«Современная действительность требует выпускников, умеющих творчески мыслить...»
Земскова В. Н., преподаватель, г. Казань
Интернет-журнал «Эйдос»Методика в школеПроблемное обучение и алгоритмизация

Объединение проблемного обучения и алгоритмизации в образовательном процессе.

Земскова Вероника Николаевна, преподаватель математики Казанского технологического колледжа КГТУ, г.Казань.

Современная действительность требует выпускников, умеющих творчески мыслить, самостоятельно приобретать знания, владеть методологией и способами учебно-познавательной деятельности, умения генерировать новые идеи.

Чтобы наш выпускник был конкурентоспособным необходимо развивать соответствующие качества личности, способности их реализовать, такие как
– готовность и способность обучаться самостоятельно;
– уверенность в себе;
– самоконтроль;
– самостоятельность мышления, оригинальность;
– критическое мышление;
– готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
– способность общаться;
– способность принимать решения;
– способность к совместной работе ради достижения цели;
– способность слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят;
– способность самостоятельного применения, построения алгоритма и его анализ.

Проанализировав требования к выпускникам, мы задумались над тем, каким образом это можно сделать. И, как нам кажется, одним из вариантов может быть объединение в образовательном процессе проблемного обучения и алгоритмизации.

Применение алгоритмов в обучении - один из наиболее перспективных путей совершенствования учебного процесса. Алгоритмизация учебной деятельности при изучении теоретического материала позволяет наглядно представить системные связи между изучаемыми явлениями, что обеспечивает его усвоение с соблюдением принципа системности. Практическое применение алгоритмов в значительной степени способствует развитию соответствующих умений и автоматизации навыков: умение решать задачи, разрабатывать стратегию ее решения, выдвигать и доказывать гипотезы опытным путем, прогнозировать результаты своей деятельности, анализировать и находить рациональные способы решения задачи путем оптимизации, детализации созданного алгоритма . Анализ педагогической литературы свидетельствует о том, что алгоритмы - необходимое средство интенсификации процесса обучения. Работа по ним позволяет в несколько раз сократить время на изучение тех явлений, ознакомление с которыми при помощи традиционных методов требует значительных его затрат.

К тому же, обучение алгоритмам не сводится к заучиванию их. Оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это есть творческий процесс. Таким образом, это может быть прекрасным средством обучения творческому мышлению, а также повышению познавательная активность личности.

Использование проблемного обучения в учебном процессе помогает вызвать определенную познавательную потребность у студента, дать необходимую направленность его мыслям и тем самым создать внутренние условия для усвоения учебного материала. Проблема не ставится из вне, а возникает у самого студента в процессе его работы. И деятельность студента приобретает активный, целенаправленный характер. Обучение предполагает совместное и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов.

Проблемное обучение предполагает включение учащихся в процесс поиска решения новых проблем. Основная идея проблемного обучения заключается в том, что знания в значительной своей части не передаются в готовом виде, а приобретаются в процессе самостоятельной сознательной деятельности, обеспечивающей активизацию мыслительной деятельности учащихся на всех этапах учебных занятий путем создания проблемной ситуации.

Источником проблемной ситуации является противоречие между требованиями задач и готовностью выполнить их. Стимулом для познавательной активности становится познавательная потребность зависящая, в первую очередь, от значимости информации, которая может быть получена в результате решения проблемы, а также интереса, который вызывает у учащегося изучаемая тема.

При изучении дисциплин естественно-научного цикла, например, математики, совместное применение проблемного обучения и алгоритмизации дает положительные результаты.

Занятия строятся на основе сотрудничества преподавателя и студентов, а также студентов с другими обучающимися. Во время занятий преподаватель обращается к студентам с предложением выдвинуть гипотезы, привести доказательства, составить алгоритм доказательства или решения поставленной задачи, используя имеющиеся алгоритмы, вывести и доказать новые теоремы и формулы. Используя технологию проблемного обучения с помощью правильно поставленных вопросов и проблемных ситуаций студентам показывается, что большей частью новое знание строится на фундаменте уже известного, что известные алгоритмы можно изменить и применить к новым ситуациям и они обучаются это делать. Этот процесс можно разделить на следующие этапы:
1. анализ условия;
2. поиск и составление плана решения;
3. реализация найденного плана решения.

Такая форма обучения способствует развитию способности креативно мыслить, студенты нацеливаются на творческое мышление, снимается барьер боязни «а вдруг неправильно», а появляется желание из известного получить новое, т.е. «а если попробовать применить». Этому также способствует, дает хорошие результаты и помогает в обучении работа в «плавающих» группах. Когда студенты на занятиях делятся на группы по 4-2 человека по желанию и состав групп может изменяться, а кто-то может работать и индивидуально. Работа строится по принципу консультаций. Преподаватель дает задание, его разбирают около доски или выполняют самостоятельно. Если у студентов возникают вопросы, они могут их задать преподавателю или члену группы. При этом очень часто оказывается, что в группу объединяются студенты одного уровня и возникающие вопросы они обсуждают совместно, объясняет тот, кто понял или, если проблема не разрешается, они обращаются к преподавателю. Все это способствует развитию способности к совместной работе, способности слушать других людей и принимать во внимание то, что они говорят, способности общаться, принимать решения, задавать вопросы, самостоятельно разрабатывать и применять алгоритмы, повышается самооценка студентов.

При такой системе работы уже к концу первого семестра обучения происходят позитивные изменения в развитии, формировании ключевых компетенций.

Таким образом, исследования показывают, что использование в учебном процессе алгоритмизации и проблемного обучения способствует формированию у учащихся умений и навыков научно-исследовательского поиска, развитию способностей анализировать, сопоставлять, доказывать, сравнивать, систематизировать, обосновывать свое мнение, обобщать, делать выводы; формируются речевые навыки и умения (выступление-монолог, ведение диалога-беседы с целью обмена информацией, ведение дискуссии с аргументированием, обоснованием собственной точки зрения, выражением согласия или несогласия с мнением собеседника, опровержением точки зрения оппонента и др.)

Постановка проблемных ситуаций совместно с использованием алгоритмов в учебном процессе помогает развить у учащихся познавательную активность, способность к самостоятельной деятельности, решать определенные логические и алгоритмические задачи, умение вести дискуссию и находить ключ к той или иной проблеме, способствует развитию умения мыслить наперед, просчитывать все возможные варианты, а также развитию способности принимать быстро оптимальное решение или, даже правильное решение, способности выбрать из множество решений самое нужное. То есть способствует развитию самоорганизации, самообразованию, самоопределению, которые в свою очередь обеспечивают саморазвитие личности. А в современном обществе это необходимые условия для того, чтобы человек был успешным.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Земскова В. Н. Объединение проблемного обучения и алгоритмизации в образовательном процессе . // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-12.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Методика в школе" >>

  вверх
вверх

карта сайта