EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
«...сегодня осуществляется процесс перехода от «школы объяснения» к «школе развития».»
Прищепа Т. А. , иетодист, г. Томск
Интернет-журнал «Эйдос»Модернизация образованияОбучение школьников проектированию

«Шесть шляп мышления»: технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию.

Прищепа Татьяна Александровна, методист Томского областного института повышения квалификации и переподготовки работников образования.

Совершенно очевидно, что сегодня осуществляется процесс перехода от «школы объяснения» к «школе развития». ЗУНы не могут быть единственной педагогической целью: школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно, а не на словах, воспитывать взрослеющую личность. Значит, все должно быть по-другому: и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания. А в методике в первую очередь следует изменить часть, отвечающую за введение нового материала: ученики должны открывать знания, а не получать их в готовом виде. Выявленное противоречие обусловливает актуальность разработки приемов по организации такой деятельности учащихся, где основным принципом как раз и является сближение между собой процесса обучения с процессами исследования, творчества.

Главным системообразующим фактором в такой деятельности, ориентированной на развитие ключевых компетенций (типология А.В.Хуторского: ценностно-смысловые, общекультурные, учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, социально-трудовые, компетенции личностного самосовершенствования) является не столько компонент получения знаний, сколько компонент приобретения различных способов деятельности для решения поставленных образовательных задач. Меняется позиция ученика: от объекта научения, получателя готовой учебной информации до активного субъекта учения, самостоятельно «добывающего» необходимую информацию и даже конструирующего необходимые для этого способы действий. Меняется и позиция учителя: из транслятора содержания обучения он превращается в организатора информационных коммуникаций и эксперта, функции которого состоят в грамотной постановке задач, организации процесса их решения и экспертизе полученных учениками решений на предмет соответствия планировавшимся результатам.

Одним из основных признаков компетентностного обучения как раз и является субъективная новизна и оригинальность продукта деятельности. Существует еще один важный признак такого обучения - появление у учащихся субъективно новых способов деятельности. Обучение заключается в создании проблемных ситуаций, в осознании и разрешении этих ситуаций в ходе совместной деятельности обучающихся и учителя, при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя, а также в овладении учащимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач. Если мы хотим сделать обучение максимально развивающим все познавательные способности учащихся, научить их мыслить, то наилучшим для этого средством являются «проблемные задачи».

Задачи в обучении в педагогическом плане выступают и как цель, и как средство обучения. Задача в психологическом плане как ситуационно - мотивационный фактор возникает тогда, когда в ходе выполнения действий, направленных на достижение определенной цели, организм наталкивается на препятствие, которое необходимо преодолеть, чтобы двигаться дальше [2]. Самым важным отличием «проблемной задачи» является формирование позитивной внутренней мотивации , заинтересованности в решении. В психологических концепциях мотивации преобладающим в настоящее время является когнитивный подход к мотивации, в рамках которого особое значение придается феноменам, которые связаны с сознанием и знаниями человека. Побуждение к действию может возникнуть у человека не только под влиянием эмоций, но также под воздействием знаний, в частности, их противоречивости. Возникшая противоречивость, в свою очередь способствует «возбуждению интереса», формирует эмоциональный отклик на ситуацию. Центром проблемной ситуации является сам ученик, решающий данную задачу, его представления о том, как лучше, правильнее поступить, какой вариант, способ решения подойдет. Данный принцип является одним из важных в компетентностном обучении.

Какие же способы организации образовательного процесса помогут педагогу в процессах формирования и развития ключевых компетенций? Прежде, чем ответить на поставленный вопрос, обратимся к понятию об образовательной технологии.

Значительное число педагогов-практиков воспринимают термин «образовательная технология» как более модную и современную замену термину «методика обучения». Современная образовательная технология давно уже не вписывается в эти узкие рамки, и представляет собой принципиально новое явление.

Образовательная технология, в современном понимании – это совокупность специальных форм, методов, способов, приемов обучения и воспитательных средств, выстроенная в определенной последовательности, системно используемых в образовательном процессе на основе декларируемых дидактических принципов, направленная на достижение конкретного результата обучения [1]. Технология – это система, охватывающая все аспекты образовательного процесса: его цели, содержание, формы, методы и средства. Все они генетически связаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. Технология предполагает четко выраженные шаги (технологические операции), каждый из которых имеет свою цель, задачи, содержание, результат.

Исследование и разработка любой образовательной технологии начинается с определения того, чего мы хотим от обучаемых. На основе этого формулируются цели, далее конструируется содержание, выстраивается последовательность действий субъектов, определяется образовательный (сочетание форм, методов и средств обучения) и контрольный инструментарий.

В структуру педагогической технологии входят:
•  Концептуальная основа. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, краткое описание руководящих целей.
•  Содержательная часть обучения: цели и задачи обучения, содержание учебного материала.
•  Процессуальная часть - технологический процесс:

•  организация учебного процесса;
•  методы и формы учебной деятельности школьников;
•  методы и формы работы учителя;
•  деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;
•  диагностика учебного процесса.

Предлагаемая технология «Вариант» предназначена для создания проблемной ситуации. Важной частью технологии является разработка и оценка инновационных идей, что помогает сформировать мотивацию, направленную на освоение новых знаний.

Основные задачи направлены на приобретение, формирование, развитие компетенций:
•  ценностно-смысловых, общекультурных - формирование понимания того, что существуют сложные ситуации, когда один человек не в состоянии охватить все аспекты проблемы, в первую очередь, через демонстрацию многозначности возможных решений;
•  учебно-познавательных - получение новых знаний, новой информации;
•  информационных - формирование и развитие способов деятельности работы с информацией: способность осознавать потребность в информации, способность разрабатывать стратегии поиска информации, способность систематизировать, обрабатывать и воспроизводить информацию, способность синтезировать существующую информацию, создавая на ее основе новое знание;
•  коммуникативных - воспитание культуры обмена мнениями, свободной от агрессивной напористости;
•  компетенций личностного самосовершенствования – развитие навыков упорядоченного, структурированного мышления.

Работа в рамках технологии основана на принципах проблемного обучения и совместной деятельности. Организационной основой технологии является групповой метод обучения с элементами дискуссии и игры.

Несомненно, что организация совместной деятельности учащихся должна учитывать разнообразие и индивидуальных и групповых мотивов, и должна быть ориентирована на позитивные мотивы общения и деятельности.

Наиболее успешно создать позитивную мотивацию совместной деятельности можно через использование активных групповых методов обучения. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.

Познавательный интерес является ведущим фактором активизации обучения. У учащегося не возникнет внутреннего интереса к ситуации, которая надумана, не отражает реальной действительности или является результатом принуждения.

Творческий характер деятельности является мощным стимулом к познанию. Реализация принципов проблемно-исследовательского характера деятельности позволяет пробудить у обучаемых творческий интерес, а это, в свою очередь, побуждает их к активному самостоятельному и групповому поиску новых знаний, способов решения.

Состязательность – мощный побудительный фактор активизации познавательной деятельности. Ведущим мотивом состязательности является мотив достижения успеха.

Игровой характер учебно-познавательной деятельности включает в себя и фактор познавательного интереса, и фактор состязательности, однако, наряду с этим, и сам по себе выступает как эффективный мотивационный механизм мыслительной активности обучаемых, фактор их саморазвития. [3]

Концептуальной основой нашей технологии является метод «Шесть шляп мышления», созданный Эдвардом де Боно, крупнейшим специалистом в области творческого и концептуального мышления, доктором медицины и психологии, руководителем Центра по изучению мышления Оксфордского университета.

Почему шляпы?

Во-первых, к аждой из шести шляп соответствует свой собственный, индивидуальный цвет, делающий ее легко различимой среди всех остальных и наделяющий ее характерными, присущими только ей одной чертами и качествами – цветовое различие делает каждую шляпу особенной, неповторимой. Каждая цветная шляпа указывает на роль, на определенный тип мышления и деятельности.

Белая шляпа. Белый цвет беспристрастен и объективен, как чистый лист бумаги. Факты, информация, вопросы - вот что ляжет ровными строчками на белый лист. Какой мы обладаем информацией? Какие существуют факты, подтверждающие или опровергающие определенное мнение? Какая нам нужна информация?

Красная шляпа. Красный цвет символизирует эмоции, внутреннее напряжение. В красной шляпе человек отдает себя во власть интуиции, чувств. Какие у меня по этому поводу возникают чувства?

Желтая шляпа. Желтый цвет солнечный, жизнеутверждающий. Человек в желтой шляпе полон оптимизма, он ищет преимущества. Почему это стоит делать? Каковы преимущества?

Черная шляпа. Черный цвет мрачный, словом – недобрый. В черной шляпе человек проявляет осторожность. Сработает ли это? Что здесь неправильно? В чем недостатки?

Зеленая шляпа. Зеленый цвет – это цвет свежей листвы, изобилия, плодородия. Зеленая шляпа символизирует творческое начало и расцвет новых идей.

Синяя шляпа. Синий цвет – это цвет неба. Синяя шляпа связана с организацией и управлением. Чего мы достигли? Что нужно делать дальше?

Во-вторых, шляпу очень легко надеть и снять. Это важно всегда, во всех ситуациях, когда человек должен уметь применять все ресурсы своего мышления, уметь менять тип мышления и деятельности в зависимости от поставленной задачи. Надевание «мыслеварительной» шляпы призвано помочь человеку обрести нужное состояние сознание, сосредоточиться на выполнении определенных операций.

В-третьих, «Шляпы мышления» дают структуру для использования параллельного мышления и ухода от споров, в большинстве ситуаций отнимающих время без всякой пользы. Как правило, каждый человек имеет свой взгляд на предмет, и чем выше интеллектуальные способности человека, тем сильнее он будет защищать свою позицию, свое представление о предмете. Использование «мыслеварительных» шляп открывает возможность договориться с собеседником, прийти к согласию. Заключенная в шляпах символика удобна для того, чтобы попросить кого-нибудь «развернуть» поток своих мыслей в нужном направлении. Можно попросить человека надеть черную шляпу и подумать о минусах, которые содержаться в его собственной идее, или, под полями желтой шляпы подумать о плюсах, которые, с той же очевидностью, содержаться в идеях других людей.

Важное преимущество метода в том, что каждый педагог, решая определенную образовательную задачу, может строить свою последовательность деятельности на занятиях под полями шести шляп, комбинируя их в нужной последовательности. Например, идея родилась. Следующий этап ее развития - проверка на жизнеспособность с использованием мышления в желтой шляпе, в конструктивном развитии идеи, ее позитивной оценке и выявлении всех преимуществ. После этого на сцену выходит мышление в черной шляпе. Мышление в белой шляпе берет слово в тот момент, когда появляется необходимость в предоставлении фактов, отражающих сущность данной идеи. На заключительном этапе слово передается мышлению в красной шляпе, призванному на уровне эмоций ответить на вопрос: нравиться ли нам эта идея?

Ну, и наконец, самое главное достоинство метода в том, что он дает возможность определять правила игры. Люди хорошо распознают, по каким правилам ведется та или иная игра. Изучение правил является одной из самых перспективных форм накопления знаний в детские годы. С помощью шести шляп устанавливаются определенные правила игры: «человек, в данный момент думающий и поступающий именно так».

Сценарное описание технологии «Вариант»

В рамках технологии «Вариант» создаются четыре творческие группы. Каждая из групп, поочередно работает в определенной ролевой позиции:
•  Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект, свою идею остальным членам рабочей группы);
•  Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);
•  Оптимисты - «желтая шляпа» (выделяют все положительные, выгодные, позитивные моменты презентуемой идеи);
•  Эксперты - «синяя шляпа» (обобщают и анализируют полученную информацию, оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение). Важным моментом является необходимость продумать четкие критерии оценивания для групп оптимистов, пессимистов, новаторов.

Необходимо особо отметить, что всем участникам заранее предлагается поработать под полями «белой шляпы»- подумать над темой будущего обсуждения, собрать всю необходимую информацию, все необходимые данные, факты.

Сама технология предусматривает четыре этапа - четыре раунда (по количеству созданных творческих групп). На каждом из этапов отдельной творческой группе предлагается поработать в разных ролевых позициях: сначала в роли новаторов, затем в роли пессимистов, затем - оптимистов, затем - экспертов. Таким образом, все участники пробуют себя в разных ролях и одновременно имеют возможность «взглянуть» на свою собственную идею с разных точек зрения.

Каждый этап-раунд длится 16 минут:
•  3 минуты - выступление новаторов;
•  2 минуты - уточняющие вопросы новаторам от участников из других творческих групп;
•  3 минуты - работа в группах оптимистов, пессимистов и экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов представленной идеи, обобщению и анализу полученной информации;
•  4 минуты на выступление оптимистов и пессимистов (по 2 минуты на каждую из двух творческих групп);
•  2 минуты - работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленной перед данной группой цели деятельности;
•  2 минуты - выступление экспертов (работа каждой группы оценивается экспертами по 10-бальной шкале; оценка обосновывается).

Соблюдение протокола – это ответственность ведущего занятие в рамках данной технологии педагога. Таким образом, самую сложную роль - роль синей шляпы выполняют одновременно эксперты, которые отвечают за анализ и обобщение информации, на основе которой производиться оценка эффективности работы каждой группы и ведущий занятие учитель, отвечающий за строгое соблюдение протокола.

Важным моментом является возможность выразить свои эмоции и чувства (т.е. оказаться под полями «красной шляпы») только в перерывах между раундами. Если кто- либо из участников творческой группы во время работы позволяет себе эмоциональные оценки, обсуждение с коллегами, то данная группа получает штрафное очко.

Оценка экспертов, а также все штрафные очки заносятся в сводную таблицу следующего вида:

 

Новаторы (зеленая шляпа)

Пессимисты

(черная шляпа)

Оптимисты (желтая шляпа)

Штрафы (красная шляпа)

Итоговое количество баллов

1 группа

 

 

 

 

 

2 группа

 

 

 

 

 

3 группа

 

 

 

 

 

4 группа

 

 

 

 

 

 

Описание занятия для старшеклассников в рамках курса «Бизнес-проектирование», проведенного с использованием технологии разработки и оценки инновационных идей «Вариант» (данное занятие проводилось на уроках в 10-х классах Академического лицея г.Томска в рамках курса «Основы проектирования» регионального учебного компонента)

В качестве рассматриваемой проблемы предлагается обсудить эффективность некоторых бизнес-идей учащихся. Для реализации конструктивного процесса обучения создаются четыре творческие группы:
•  Новаторы - «зеленая шляпа» (презентуют свой проект остальным членам рабочей группы);
•  Пессимисты - «черная шляпа» (выделяют все отрицательные, непродуманные, неучтенные моменты презентуемой идеи);
•  Оптимисты - «желтая шляпа» (выделяют все положительные, экономически и социально выгодные моменты презентуемой идеи);
•  Эксперты - «синяя шляпа» (оценивают работу каждой творческой группы с точки зрения поставленной перед каждой группой целью деятельности по 10-бальной шкале, обосновывают свое мнение).

Необходимо отметить, что перед проведением данного занятия лицеисты уже знали о методе «Шесть шляп мышления», о назначении каждой мыслеварительной шляпы и о правилах работы в рамках технологии «Вариант». Ребятам было предложено поработать дома под полями белой шляпы и придумать свои бизнес-идеи, подумать о различных аспектах реализации идеи: актуальность идеи для жителей города и области, новизна идеи для рынка, сумма необходимого начального капитала, людские ресурсы, необходимое сырье для производства продукта, необходимые производственно-технологические ресурсы и т.п.

В рамках технологии «Вариант» в данной реализации проводится четыре этапа. Каждый этап-раунд длится 16-18 минут. Данное занятие занимает по длительности 2 учебных часа (90 минут). Почасовое планирование всего блока следующее:
•  10 минут - организационный этап; учитель напоминает задание и правила работы в рамках технологии «Перспектива»; затем в каждой творческой группе проводиться обсуждение всех авторских идей участников и выбирается одна идея, которая с точки зрения группы наиболее актуальна для региона и имеет наибольший элемент новизны, и именно эта идея выдвигается в дальнейшем группой на этапе работы в роли новаторов.
•  70 минут – время проведения четырех раундов;
•  10 минут - подведение итогов занятия (на данном этапе каждый может выразить свое эмоциональное отношение к рассматриваемым вопросам, т.е. побывать под полями красной шляпы).

На момент завершения работы каждая группа набирает определенное количество баллов за работу в каждой из ролевых позиций, баллы суммируются и определяется победитель- та группа, которая отработала наиболее эффективно, целенаправленно в режиме взаимоподдержки. Такая деятельность помогает по-другому взглянуть на себя, на своих одноклассников, подумать об эффективности совместной деятельности, увидеть другие интересные идеи, обогатить себя новыми знаниями.

Данная технология помогает разрешить противоречие между потребностью общества в выпускниках школ, обладающих высоким уровнем коммуникативных командных способностей, продуктивных творческих способностей, умеющих оперативно и оригинально решать нестандартные жизненные задачи и отсутствием необходимых организационно-педагогических технологий, техник, приемов, способов подготовки школьников к самостоятельному решению жизненных задач.

Современная школа успешно формировала ряд внутренних ресурсов учащегося – его знания, умения, навыки. Однако в образовательном процессе не было специального места для формирования такого ресурса, как освоенные способы деятельности, применимые в различных ситуациях к различным объектам.

Реализация педагогических целей через использование принципов компетентностного обучения способствует формированию и развитию у учащихся навыков творческого подхода к решению задач, использованию полученных знаний и умений в новых, нетиповых ситуациях. Именно такой подход преподавания способствует формированию целостной картины знаний о мире и знаний о тех профессиях и областях человеческой деятельности, где необходимо владеть исследовательскими навыками для успешного решения специфических профессиональных задач. Умение создавать индивидуальные, оригинальные способы и подходы к реализации поставленных задач, генерировать альтернативные решения имеют общекультурную, общеобразовательную, общечеловеческую ценность и необходимы в современном мире каждому человеку.

Литература:
1. Гузеев В.В., Методы обучения и организационные формы уроков, Москва, 1999 - С. 97
2. Фридман Л.М. Психопедагогика общего образования, Москва, Институт практической психологии, 1997 С. 287.
3. Шевандрин Н.И., Социальная психология в образовании, Москва, Владос, 1995 - С.543

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Прищепа Т. А. «Шесть шляп мышления»: технология разработки и оценки инновационных идей при обучении школьников проектированию. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2007. - 30 сентября. http://www.eidos.ru/journal/2007/0930-19.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

  вверх
вверх

карта сайта