EidosRuЦентр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмокарта сайта
 
«...применение... эвристических заданий как нового средства обучения школьников способствует повышению мотивации учащихся к продуктивной деятельности.»
Маслов И. С., г. Гродно
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследованияВлияние ЭЗ на развитие креативности

Влияние эвристических заданий на развитие креативности школьников: анализ результатов педагогического эксперимента

Маслов Игорь Сергеевич, магистр пед. наук, зав. кафедрой естествознания ЦДО "Эйдос".

В данной статье приводится анализ опытно-экспериментальных данных, полученных в ходе эксперимента по выявлению педагогических возможностей эвристических заданий в развитии креативности учащихся. Он осуществлялся в рамках деятельности Республиканской экспериментальной площадки на базе ГУО «Гимназия № 3 г. Гродно» по реализации проекта, связанного с апробацией инновационных форм и методов развития творческого потенциала одаренных школьников общеобразовательного учреждения.

При организации эксперимента нами ставились следующие задачи:
1) исследовать этимологическое содержание термина «эвристическое задание», определить рабочую трактовку данного понятия;
2) изучить отношения учащихся и педагогов к эвристическим заданиям;
3) определить влияние эвристических заданий на развитие познавательного интереса школьников к продуктивной деятельности;
4) отследить динамику качества продуктов творческой деятельности школьников в процессе выполнения эвристических заданий;
5) создать структурно-содержательную модель эвристического задания.

В рамках реализации задач эксперимента нами было проведено в 2005г. анкетирование учителей (n=80), назначение которого состояло в изучении оценок педагогов относительно эффекти вности использования эвристических заданий в урочной и во внеклассной работе с учащимися. Большинство респондентов в своих оценках проявили позитивное отношение к проектированию и применению на уроках эвристических заданий. С точки зрения 78% анкетируемых, эвристические задачи имеют значительную дидактическую ценность для развития креативности школьников. Систематически и целенаправленно однако 90% респондентов не применяют эвристические задания в работе с учащимися. Это обусловлено разными факторами, в частности, отсутствием эвристических заданий в содержании учебно-методических комплексов по предметам естественнонаучного и гуманитарного цикла; недостатками рекомендаций по их конструированию и применению в учебном процессе.

В целях выявления отношения учащихся к процессу выполнения эвристических заданий, нами проведены опросы школьников 7-11 классов ГУО «Гимназия № 3 г .Гродно» (n=80), принимавших участие во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах Центра дистанционного образования «Эйдос» (Россия). Ученикам предлагалось указать самые яркие, отличительные черты эвристических заданий, которых нет в обычных задачах и заданиях.

Наиболее отличительные свойства эвристических заданий с точки зрения респондентов представлены на диаграмме «Эвристические задания глазами школьников»:

Для изучения влияния эвристических заданий на формирование креативности учащихся нами была выделена экспериментальная группа школьников 7 и 8 классов ГУО «Гимназия № 3 г .Гродно» для пролонгированного отслеживания динамики и уровня развития их креативных черт личности. В целях определения и фиксации личностно-креативных изменений у учеников экспериментальной группы нами использовались следующие критерии:
1) качество творческой продукции обучаемых;
2) мотивация и познавательный интерес школьников к творческой деятельности;
3) степень самоорганизации обучаемых в творческой деятельности.

Учащимся при изучении курса физики в течение 2005-2007 гг. предлагалось в качестве обязательного домашнего задания выполнять эвристические задания. Всего школьниками было выполнено более 100 эвристических заданий. Мы выделяли и сравнивали результаты продуктов творческой деятельности каждого ученика с его же собственными результатами на разных этапах его опытной работы в течение указанного периода. Выявление уровня качества продуктов творческой деятельности школьников нами осуществлялось исходя из следующих параметров:
1) вариантность подходов к выполнению эвристического задания;
2) оригинальность идей, их новизна;
3) нестандартность подхода к решению учебной проблемы;
4) практическая ценность творческого продукта;
5) уровень применения предметных знаний, умений и навыков для воплощения оригинальной идеи.

Выявление уровня мотивации и степени сформированности познавательного интереса школьников экспериментальной группы к творческой деятельности проводилось с использованием эмпирических методов исследования (наблюдения, опроса, подготовленного методического инструментария для диагностики) и осуществлялось перекрестными методами. При этом использовались следующие параметры для диагностики и оценки:
1) мотивы учащихся выполнять творческую деятельность;
2) любознательность, интерес учащихся к творчеству, личная значимость творческой деятельности у обучаемых;
3) уровень творческой активности школьников;
4) эмоционально-ценностное отношение учеников к целям, процессу и результатам творческой деятельности.

Как показал проведенный по окончании эксперимента опрос учащихся экспериментальной группы, в наибольшей степени, на взгляд респондентов, их стремления заниматься творческой деятельностью обусловливаются следующими мотивами:
1) углубляются знания по предмету – 90%;
2) возможность высказать свои творческие идеи – 75%;
3) результат творческой деятельности можно использовать на практике – 67%;
4) занятия творчеством увлекательны и занимательны – 65%;
5) возможность получения высокой отметки по предмету – 40%;
6) развивается воображение – 10%.

Среди важнейших эмоций, возникающих у учащихся при выполнении творческой деятельности, в ходе опроса учащихся были названы:
1) гордость за полученный результат при выполнении творческой деятельности – 86%;
2) радость и азарт от возможности придумывать необычное и новое – 70%;
3) волнение от возникающих трудностей при защите своей оригинальной идеи – 65%;
4) усталость от процесса творчества – 45%;
5) недовольство от сложности мыслить нестандартно – 26%;
6) равнодушие к процессу творчества – 10%.

Выявление степени самоорганизации обучаемых в творческой деятельности осуществлялось на основе следующих показателей:
1) умения школьников самостоятельно формулировать цели творческой деятельности;
2) умения обучаемых планировать творческую деятельность;
3) умения учащихся проводить самоконтроль и самооценку продуктов творческой деятельности;
4) степень самостоятельности учащихся в процессе практического воплощения творческой идеи.
При этом нами условно были выделены три уровня сформированности у обучаемых умений самоорганизации в творчестве: низкий (ученик не владеет данными умениями); средний (умения развиты частично); высокий (обучаемый полностью владеет умениями). На основании полученных в ходе эксперимента результатов можно заключить, что у учеников экспериментальной группы на момент начала эксперимента степень самоорганизации творческой деятельности по каждому из указанных параметров была на весьма низком уровне. По окончании экспериментальной работы с обучаемыми наиболее заметны положительные изменения в уровне сформированности у школьников следующих умений и навыков самоорганизации:
а) степень самостоятельности при практической реализации придуманной творческой идеи (на среднем уровне – 44 ученика, на высоком - 10);
б) умение проводить самоконтроль и самооценку продуктов творческой деятельности (на среднем уровне – 25 школьников, на высоком - 15).

В целях выявления интереса учащихся к решению эвристических заданий каждому обучаемому из экспериментальной группы предлагалось оценить и ранжировать по 10-балльной шкале различные виды деятельности на уроке в порядке наибольшей заинтересованности школьников к ним. Виды деятельности, которые давались для оценки респондентам, были весьма разнообразными:
1) играть в дидактические игры;
2) выполнять эвристические задания;
3) отвечать на вопросы учителя;
4) решать расчетные задачи;
5) работать с Интернет-технологиями;
6) выполнять эксперименты и опыты;
7) самостоятельно работать с учебником;
8) слушать объяснения учителя и задавать ему вопросы;
9) вести дискуссию с одноклассниками;
10) выполнять упражнения и задания из учебника;
11) решать олимпиадные задачи;
12) работать с электронным учебником;
13) выполнять творческие проекты;
14) решать изобретательские задачи;
15) составлять конспект учебного материала;
16) выполнять лабораторную работу.
Распределение ответов учащихся представлено в таблице "Ранжирование учащимися видов деятельности на уроке в порядке заинтересованности к ним":

Виды деятельности школьника на уроке

Распределение ответов (данные опроса, средний балл от общего числа)

Играть в дидактические игры

10

Работать с Интернет-технологиями

9,8

Выполнять эксперименты и опыты

8,4

Вести дискуссию с одноклассниками

7,8

Выполнять эвристические задания

7,2

Выполнять творческие проекты

6,8

Работать с электронным учебником

6,4

Слушать объяснения учителя и задавать ему вопросы

6

Решать изобретательские задачи

5

Составлять конспект учебного материала

5

Выполнять лабораторную работу

4,6

Самостоятельно работать с учебником

4

Выполнять упражнения и задания из учебника

4

Решать расчетные задачи

3,7

Решать олимпиадные задачи

3,2

Отвечать на вопросы учителя

2,6

На основании результатов опроса школьников видно, что у учеников экспериментальной группы сформировались устойчивые познавательные интересы к процессу выполнения эвристических заданий (средний балл составляет 7,2). С учетом данного обстоятельства, а также контент-анализа рефлексивных суждений учеников нами установлено, что применение в практике работы учителя эвристических заданий как нового средства обучения школьников способствует повышению мотивации учащихся к продуктивной деятельности, создает условия для реализации творческого потенциала и креативных свойств личности учеников.

Подводя итоги, отметим, что в соответствии с опытно-экспериментальными данными, полученными нами в ходе 2-х летнего эксперимента на базе ГУО «Гимназия № 3 г.Гродно» можно сделать следующие выводы.
1. Учителя-практики и учащиеся выражают позитивное отношение к такому дидактическому средству как эвристические задания. Однако эти задания еще не нашли своего должного применения в целенаправленном процессе обучения школьников. Это обусловлено отсутствием эвристических заданий в содержании учебно-методических комплексов по предметам естественнонаучного и гуманитарного цикла, а также необходимостью рекомендаций педагогам по их конструированию и применению в учебном процессе.
2. Включение эвристических заданий в учебный процесс способствует развитию креативных черт личности учащихся, поскольку обеспечивает повышение уровня развития качества продуктов творческой деятельности обучаемых. На основании результатов проведенного эксперимента было выявлено, что выполнение учениками эвристических заданий способствует повышению вариативности мышления у обучаемых, оригинальности выдвигаемых ими творческих идей. Экспериментально выявлена педагогическая эффективность использования эвристических заданий в учебном процессе в целях формирования и развития у учащихся следующих умений и навыков самоорганизации: проводить самоконтроль и самооценку продуктов творчества, самостоятельно осуществлять практическую реализацию придуманных ими творческих идей.
3. Необходимо дальнейшее исследование педагогических возможностей эвристических заданий в направлении создания их типологии. Недостаточно изучено влияние разных типов эвристических заданий на процесс развития креативных черт личности школьников, формирования устойчивых мотивов обучаемых к творческой деятельности.
4. Эффективность использования учителем в урочной и во внеклассной работе с учащимися эвристических заданий определяется системностью подхода к этой деятельности. Требует своего решения проблема выработки комплекса педагогических условий системного использования эвристических заданий в учебном процессе для формирования креативных качеств личности учеников, реализации их творческого потенциала.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Маслов И. С. Влияние эвристических заданий на развитие креативности школьников: анализ результатов педагогического эксперимента. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 12 июля.
http://www.eidos.ru/journal/2008/0712-3.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

  вверх
вверх

карта сайта