EidosRuЦентр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмокарта сайта
 
«У каждой формы дистанционных занятий есть свои преимущества.»
Жандармова И. В., менеджер ЦДО "Эйдос"
Интернет-журнал «Эйдос»Модернизация образованияДистанционные конкурсы и проекты

Каковы преимущества дистанционных конкурсов и проектов?

Жандармова Ирина Владимировна, менеджер конкурсов и проектов ЦДО «Эйдос».

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению конкретной продукции за заданный промежуток времени. Проектную форму обучения у нас обычно относят к дополнительному образованию, хотя ни что не мешает распространять её на базовый учебный процесс, как это делается в ряде зарубежных стран. Для эвристического обучения проектная форма обучения весьма органична, поскольку ориентирует на создание образовательного продукта, а не просто на изучение определённой темы.

За своё десятилетие Центр "Эйдос" провел десятки дистанционных проектов, связанных с веб-дизайном и компьютерной графикой: "Моя веб-страница", "Моя новогодняя открытка", "Мой виртуальный дом", "My Sweet Valentine", "Millennium Art Gallery" и др. В этих проектах приняли участие тысячи школьников из России и других стран, в том числе из США, Канады, Германии, Великобритании. С рефлексиями этих ребят вы можете познакомиться на сайте http://eidos.ru/project/all/reflex.htm.

Этот опыт позволяет оценить все преимущества дистанционных конкурсов и проектов. У каждой формы дистанционных занятий есть свои преимущества. Дистанционные олимпиады - это возможность кратковременного творчества, максимального взлёта фантазии, предметных способностей. Курсы - более систематичное изучение определенной темы или вопроса. Проект - объединяет творчество и систематичность, дает участникам возможность создать содержательный продукт на интересующую тему. Конкурсы - формируют настойчивость, мотивируют активность, помогают изучить тему практически, а также завоевать награды и получить Свидетельства.

Выявлены следующие преимущества дистанционных проектов и конкурсов:
•  С помощью дистанционных конкурсов и проектов образование учеников выходит за рамки кирпичных стен и становится открытым. Ребята на собственном опыте и практике осваивают теорию, что немало важно в связи с отрывом в учебном процессе теории от практики и вследствие недопонимания и отчуждённости школьников к изучаемым объектам.
•  Конкурсы стимулируют к саморазвитию, достижению новых результатов. Вокруг не так много возможностей соревнований интеллектуальных образовательных продуктов. Большинство конкурсов сводится на запоминание и воспроизводства энциклопедических знаний. Данная форма помогает не только изучить научное направление, но и изобрести нечто своё, индивидуальное, новое. Сравнить полученное с историческими аналогами или результатами других участников. В результате работы, каким бы ни был итог жюри, участник получает нечто большее – собственное приращение в своих глазах и учителей и родителей, которые сопровождали этот процесс.
•  Ученик изучает не только тему проекта, но и осваивает технологию дистанционного обучения. Активно и успешно в проектах используются новые формы обучения с использованием чата и форума. Это и чат-конференции, игротека в чате, чат-бои, чат-защита творческих работ, представление и защита ученических работ на форуме. Они оставляют яркие и незабываемые впечатления у участников.
•  Очный педагог может засчитать ученику занятия на дистанционном проекте или в Эйдос-классах в качестве изучения раздела своего предмета. Дистанционные проекты являются большим подспорьем как для очного учителя, так и для ученика. Учителю не надо тратить время на разработку множества проектов, зато он может прекрасно увидеть и оценить работу своего ученика по теме. Таким образом проекты создают прекрасную возможность для индивидуального подхода в обучении. Ученик в свою очередь погружён ещё и в игру, когда он не видит и не знает что его ждёт, какие задания, участники и т.д.
•  С помощью конкурсов и проектов ЦДО "Эйдос", образовательные учреждения предоставляют возможность своим ученикам дополнительные образовательные услуги, а педагогам - помогают осваивать современные средства телекоммуникаций. Подробные инструкции позволяют незаметно изучать и осваивать новые возможности компьютерной техники, которые ранее изучить не было времени.

Отзыв от мамы, учителя информатики и технического координатора Алейниковой Марины Анатольевны из Ставропольского края: «Я работаю учителем по информатика первый год. В результате этой работы сама многому научилась, расширила свой кругозор.  После последнего задания узнала как сжимать рисунки. Я благодарна Вам, что вы занимаетесь такой работой. Мне всегда хотелось, в детстве написать книгу о своей бабушке, о ней можно тома писать. Это удивительный человек был. И особенно это понимаешь почему-то тогда, когда теряешь его. Для меня это большая утрата.

Мне кажется, что моя дочь в ходе работы повзрослела, стала задавать умные вопросы по поводу родословной, её интересует продолжение нашей работы. Скоро мы будем с презентацией выступать на школьной конференции, я за неё всегда очень волнуюсь, но она молодец! Я благодарю Вас, может ещё встретимся на проекте, теперь я представляю, что это такое. До свидания, семейного Вам благополучия

•  Дистанционные проекты позволяют разнообразить работу в классе, внести новую, свежую струю, создать благотворную атмосферу для продолжения работы на уроках по теме.

На примере проектов можно отметить, что задания и материалы позволяют даже опытным исследователям и педагогам, имея на руках уже до проекта свои результаты получить большое приращение. Участники и их руководители проекта «моя родословная» получили не только новую информацию, но и множество образовательных продуктов (это и семейные игры,  вопросники, советы по поиску родных, родословные словари, оформленные родословные, Родословные книги и Ларцы). Главное, что все участники получают также большое удовлетворение от работы на проекте.

Локальный координатор Гаранжа Вера Владимировна, МОУ «СОШ №4», с.Сотниковское, Благодарненского района, Ставропольского края в своей рефлексии писала: «Второй год я руковожу малым научным обществом на базе своего класса. Мы занимаемся исследовательской работой по теме: «Моя родословная». Вообще мы впервые участвуем в таком конкурсе. Ребята работали с удовольствием. Особенно им понравилось задание 2 «Термины родства». Сколько новых терминов они узнали. Также с удовольствием выполняли 3 задание при составлении вопросника для бесед с родственниками. Но больше всего их заинтересовало задание 5. Было очень много предложений по оформлении Родословной книги и Ларца. Ребята проявили творчество и фантазию».

Овчинникова Наталья МОУ СОШ № 99 Челябинск: «Главный результат для меня: я доказал сам себе – не творческих людей не бывает. Трудно, очень трудно побороть в себе исполнителя и дать простор творчеству, которое есть, теперь я знаю, есть в каждом человеке. Я хочу помочь своим ученикам ощутить радость творчества! Руководителям семинара хочу высказать свою искреннюю признательность за ваше «мессианство», за ваше терпение и за ваше внимание.
Мне очень понравились работы других участников в Музее Подарков Эйдосу, они вдохновили меня на создание собственного проекта- подарка Эйдосу на его десятилетие. Я запланировала много работы, надеюсь, что я все смогу и успею. Я испытывала восхищение и гордость, за то что я участвую в таком замечательном конкурсе. Главное- то что я стала участницей этого проекта, членом лагеря. Пообщалась с умными и замечательными людьми на форуме, нашла новых друзей. Начала создание своего подарка Эйдосу. Самым трудным была разработка плана творческого проекта. Но я набралась терпения, и смогла воплотить свои задумки в жизнь. Я желаю коллегам по смене удачи и новых творческих идей и задумок. Руководителям проекта желаю двигаться в том же направлении, развивать и создавать множества таких проектов. Себе желаю терпения, усидчивости и, конечно же, творческих успехов!»

Световой Максим, ученик 2 б класса школы № 24, города Удачного: «Я впервые принимал участие в дистанционном Интернет-конкурсе. Очень хорошо, что я выбрал фотоконкурс. На форуме много интересных фотографий. Здорово, что есть возможность общаться с участниками конкурса. Вначале проекта я переживал за свои работы, оценки, с волнением открывал форум, ожидая новых сообщений. Потом начал оглядываться вокруг, комментировать понравившиеся фотографии, завязался диалог и мои соперники «ожили». Я увидел ребят, таких, почти, как я и мои друзья, учился у них комментировать работы, общаться. Когда пришли визитки участников, ребята мне стали еще ближе, захотелось с ними познакомиться. Я стал посещать форум как дружескую компанию. И сейчас даже странно, что конкурс заканчивается. Жалко расставаться».

На форуме ЦДО «Эйдос» в Дистанционные конкурсы и проекты постоянно идёт общение участников всех возрастов, обсуждение работ и просто поздравления:

Тельгузов Влад, я ученик 1 "Д" класса школы №58 из г.Новоуральск:
На просторах Интернета
«Эйдос» – умная планета.
Десять лет на той планете
Проверяют знания дети.
Поздравляю с юбилеем!

Иванова Вера, 17 лет, с. Красное, Ленинск - Кузнецкого района
Сколько замечательных идей!
Сколько замечательных людей!
Сколько верных "Эйдосу" друзей!
Все объединяет Юбилей!.

Федина Наталья, 8б класс, СОШ № 76 г. Уфа: «Завершив свой проект у меня возникло ощущения тепла, радости, которое вызывала моя работа. Я добилась своего результата, в том, что я смогла передать все чувства доброты, с помощью своей работы, своего проекта, где присутствуют самые добрые, забавные, любимые всеми мультяшные герои, которые так спешат всем на помочь и всегда попадают в забавные приключения. Они чем-то похожи на нас, а мы друзья Эйдоса и нас очень много. Хотелось бы пожелать, чтобы почаще было таких конкурсов, где ребята смогли представлять свои работы и показывать свои таланты, всем коллегам по конкурсу я желаю успехов в творчестве и побольше новых идей. Себе желаю, терпения и по больше времени ».

Работа с помощью очных педагогов и родителей позволяет даже участникам начальной школы достигать на дистанционных проектах больших результатов: Алейникова Диана, ученица 2 «А» класса МОУ «СОШ №4», с.Сотниковское, Благодарненского района, Ставропольского края: «Второй год я являюсь членом малого научного общества на базе нашего класса. Мы занимаемся исследовательской работой по теме: «Моя родословная». Участвуя в данном конкурсе, я узнала много об оформлении родословных. В результате придумали родословную книгу, которую сделали из фото альбома, который около восьми лет никто не пополнял, теперь я этим занялась благодаря конкурсу. Также сделали Ларец, у нас очень много открыток, которые нам присылала прабабушка и письма, а теперь мы их собрали в ларец. Всё получилось очень здорово.
Мне кажется, я за эту неделю повзрослела. Я о своей родословной знаю больше, чем мои старшие братья. Этим я горжусь. Сейчас мы с мамой рисуем огромное дерево, где половина дерева папина линия, а другая половина мамина. Интересно этим заниматься. Большое спасибо руководителю, и наверное хорошо, что сроки ограничены, так ответственней.  Я довольна, что была на этом проекте
».

Проекты позволяют легко и кардинально изменить атмосферу вокруг участника. Для учащихся важно самим творить, создавать, а не наблюдать за этим на доске. Они свободно становятся поэтами, журналистами, историками и художниками. Испытывают яркие эмоциональные потрясения, которые служат основой для крепкого запоминания изученного материала. Например, Зверко Владислав, ученик 2 класса, МОУ «СОШ №4», с. Сотниковское, Благодарненского района, Ставропольского края в своей итоговой рефлексии так описал процесс своей работы на проекте: «Я являюсь членом малого научного общества. Мы занимаемся исследовательской работой по теме: «Моя родословная». Вера Владимировна, узнав о Вашем проекте, предложила принять в нём участие. Мы с Вами плодотворно поработали. Кем я только не был, пока составлял свою родословную. Я выступал в роли историка, журналиста, художника. Я узнал много нового и интересного. Я не знал, что мой прадедушка с 1942 по 1945 год находился в плену у немцев. Это я узнал из рассказа моего дедушки и из военного билета, который мне передал дедушка. Я его теперь буду хранить в Ларце. Ещё я узнал, что имена повторялись из поколения в поколение и давались в честь деда или прадеда.
Весь материал, собранный мною, я помещу в своей Родословной книге. Я очень рад, что у меня теперь есть и Родословная книга и Ларец. Сделать их мне помогла моя мама. Вообще она была мне первым помощником во всех делах. Я для себя решил, что буду продолжать исследовать свою родословную, а также замечательную традицию нашей семьи - хранить семейные реликвии и фотографии.
Я хочу всем посоветовать: «Занимайтесь исследованием своей родословной, пополняйте своё древо и храните весь материал для будущих детей. Пусть это будет у Вас семейной традицией».

С помощью современных компьютерных технологий и дистанционных проектов можно изменить, обновить современный урок в школе. На уроке географии не по картинкам, а по фотографиям и форуму изучать разные места нашей Земли, да ещё и выставить свои работы о родном уголке Родины. В летнем Интернет-лагере ребята путешествовали, посещали музеи и прогуливались по сайтам. Вот так это описала свою работу Овчинникова Наталья, 8б класс, 99 школа, город Челябинск и ребята с ней согласились: «Путешествовать было легко, не вставая со стула. Но в тоже время благодаря высококачественным профессиональным фотографиям я как будто по-настоящему побывала во многих интересных местах. И главное можно было поделится своими впечатлениями с другими «путешественниками» на форуме и почитать о чужих впечатлениях. Мне понравилось самой заниматься фотографией. Это так занимательно, я много фантазировала, посетила много интересных мест, многое узнала и хорошо повеселилась».

На уроке математики перед вхождением в темы из стереометрии полезно будет на практике ребятам заняться моделированием из бумаги, пластилина, спичек и компьютерных программ, тогда появится устойчивый интерес и подключится воображение. На уроках литературы можно обсудить работы участников «Мой Булгаков», «Моя сказка» или «Моё стихотворение». На любых уроках поможет проект "Феномен: исследование необычных явлений", который позволяет ребятам не только погрузиться в явления из физики, математики, музыки и т.д., но и сделать открытия.

Рустам, 9 "Б" класс, гимназия №14, г. Белорецк «Как можно совместить литературу и компьютер я теперь знаю. Понравились ваши необычные, фантазийные задания. Интерес не угасал ни на минуту. Желаю Вам успехов и творческих побед».

Конкурсы и проекты можно разбить не только на участников педагогов и школьников, но и по разделам: семейные – предназначенные для коллективов и семей (например: Моя родословная), тематические – по изучаемым предметам (например по математике, проект по стереометрии, по литературе – Моё стихотворение) и праздничные – которые проходят накануне праздников (Моя новогодняя открытка, Моя мам).

Темы образовательных проектов, их цели, сроки и формы проведения могут быть различными. Основная цель образовательных проектов направлена на создание его участниками собственных продуктов, то есть творческие, эвристические результаты. Приведём список проектов апробированных центром «Эйдос» за эти годы:

Дистанционные конкурсы для школьников и взрослых

Дистанционные конкурсы и проекты для педагогов

Перечисленные проекты проводятся по установленному расписанию , либо по заявкам организаций

Литература
1. Хуторской А.В. Развитие одарённости школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. –М.: Гуманит.изд.центр ВЛАДОС, 2000. (Педагогическая мастерская). C .278
2. Сайт форума ЦДО «Эйдос» http://eidos.fastbb.ru/?0-4-0
3. Список проектов опубликован на сайте http://eidos.ru/project/all/index.htm

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Жандармова И. В. Каковы преимущества дистанционных конкурсов и проектов? // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 12 июля.
http://www.eidos.ru/journal/2008/0712-5.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

  вверх
вверх

карта сайта