EidosRuЦентр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмокарта сайта
 
«Эта работа выполнима с принятием решения именно на уровне школы.»
Григорьев А. В., к. и. н. г. Чебоксары
Интернет-журнал «Эйдос»Модернизация образованияФормирование умений и навыков

Программа формирования устойчивых умений и навыков как основы саморазвития детей в средней школе

Григорьев Александр Владимирович, к.и.н., учитель обществознания МОУ СОШ 43 г. Чебоксары.

Очевидной слабостью нашей системы образования является отсутствие концептуальной идеи, стратегического замысла. На мой взгляд, стратегия общего образования должна заключаться в подготовке саморазвивающейся, саморганизующейся личности, что вполне соответствует современной синергетической парадигме применительно к социальной системе. Понятно, что эта суперзадача подобна идее создания правового государства: его вряд ли когда удастся построить, но стремиться к нему, двигаться в этом направлении необходимо. Попробую привести несколько аргументов.

Научное знание, удваивающееся каждые 10-15 лет, быстро становится достоянием системы образования, а информационный поток открыт и просто захлестывает нашего современника. Однако школа в массе своей продолжает «пичкать» ученика «знанием», не предоставляя инструментов его усвоения. Между тем, без личностного усвоения информация знанием стать просто не может. Поставки в школы компьютеров важны, но они не отменяют необходимости научиться пользоваться собственным «персональным компьютером».

Даже обладая разнообразными знаниями, выпускники зачастую не могут ими воспользоваться на том же ЕГЭ, поскольку их никто не снабдил надежными инструментами познания. Они бывают элементарно не способны самостоятельно проанализировать задание.

Разумеется, стране не нужны одни только специалисты с высшим образованием. Но на современном производстве мало кому нужны просто рабочие, предпочтительны думающие рабочие, способные самостоятельно осваивать ремесло, а не просто выполнять команды. Вот почему развивать нужно всех, кто развиваться в состоянии.

Развивающее обучение должно стать массовым и потому, что такой подход создает качественно иную среду развития детей. В свою очередь, изменение среды социализации позволит нам получить более многочисленную интеллектуальную элиту.

Исходя из этих и подобных соображений, автор статьи и попытался создать программу формирования устойчивых умений и навыков как основы саморазвития детей. Вооруженный методологией познания ученик к моменту окончания школы способен во многом сам позаботиться о подготовке к сдаче экзаменов. К тому же, уверенность в своих силах способствует и росту самостоятельности в целом. С другой стороны, учитель, приложивший некоторые усилия к снабжению своих подопечных необходимым инструментарием познания, не только облегчает себе жизнь, но и с чистой совестью может сказать: «Я дал тебе все, что мог, остальное добудь сам, если хочешь».

Известно, что основными компонентами общешкольного образовательного процесса являются обучающий, развивающий, воспитывающий. Основой координации работы школы в обучении является общешкольный учебный план, а воспитывающего – общешкольный план воспитательной работы. Что касается развивающего компонента, то он выступает «бесплатным приложением» к базисному плану и отдается на откуп учителям-предметникам, координация работы которых никак не осуществляется. Считается, что каждый учитель занимается развитием компетентности, умений и навыков одновременно с изучением содержания курса. Действительно, такая работа проводится, но по своему характеру является бессистемной и вряд ли когда-либо приведет к заметному результату. Эффект формирования устойчивого умения может дать только системный подход.

Авторы учебников, подбирая задания, исходят из содержания материала, ничуть не заботясь о равномерном распределении работы по развитию учебно-интеллектуальных умений.

Уверен, что тактика решения задачи формирования устойчивых умений, навыков, компетенций учащихся основной и средней школы может заключаться в выделении школой приоритетных направлений и вынесение их в самостоятельный общешкольный план. При этом не следует пытаться объять необъятное и развивать все, что ни попадя. Лучше выделить приоритеты и мобилизовать усилия педагогов на развитии базовых умений. Все-таки лучше меньше, да лучше.

Предлагаемый ниже план был частично апробирован в МОУ СОШ № 43 г. Чебоксары небольшим коллективом учителей-экспериментаторов, работавших в параллели 10-х классов в 2005/06 учебном году. Проект был назван «Технология комплексного синхронного подхода к формированию и развитию компетентности, учебных умений и навыков учащихся на основе специального межпредметного тематического планирования».

Апробации технологии предшествовал мониторинг умения учащихся 10-А и 10-Б классов составлять алгоритм понимания вопроса и ответа на него. Мониторинг показал, что старшеклассники имеют довольно смутное представление о том, что необходимо сделать для ответа на вопрос. Вся их работа сводилась к предложениям «вникнуть», «найти ответ», «проанализировать», «понять» и пр. Достаточно примитивный алгоритм работы смогли предложить 62,5 % учащихся 10-А и 21,7 % учащихся 10-Б классов.

Далее работа проводилась в несколько этапов, каждый из которых занял примерно месяц. При этом для учащихся была составлено специальное методическое пособие, долженствующее заменить теоретические семинары. На первом этапе всем участникам эксперимента предлагалось выяснить значение непонятных слов в вопросительном предложении. Оказалось, что дети не всегда отчетливо понимают их смысл. Второй этап был посвящен формальной стороне понимания вопроса: что-вопрос или ли-вопрос, простой или сложный, открытый или закрытый? На третьем этапе учащиеся определяли логическую направленность вопроса: вопрос на анализ, сравнение и пр. На четвертом этапе учащимся предлагался полный алгоритм работы с вопросом:

  1. Определите, все ли слова вопроса (задания) вам понятны. При необходимости воспользуйтесь своим алгоритмом понимания значения слова.
  2. Определите что за вопрос перед вами: что-вопрос или ли-вопрос.
  3. Определите, простой или сложный это вопрос (задание).
  4. Определите, закрытый или открытый это вопрос (задание).
  5. Определите логическую направленность вопроса (задания).
  6. Определите форму и предпосылку ответа.
  7. Сформулируйте ответ.

На заключительном этапе апробации учащимся предлагалось самостоятельно составить алгоритм работы к конкретному вопросу.

В качестве контрольного предлагался вопрос из курса физики. В результате из 25 учащихся 10-А тип вопроса правильно определили все или 100%, так же как и 22 учащихся 10-Б класса. 80% учащихся 10-А и 81,8% учащихся 10-Б класса правильно определили, что вопрос является простым. На закрытый характер вопроса правильно указали 88 % учащихся 10-А и 9,9% учащихся 10-Б. На вопрос о логической направленности вопроса (причинно-следственные отношения между работой электрического поля и изменением потенциальной энергии) не сумел ответить не один учащийся. Поэтому считать, что кто-то построил алгоритм понимания вопроса полностью нельзя. Таким образом, частично алгоритм работы с вопросом составили 100% учащихся. Показатели частичного выполнения работы выросли с 42,1% до 100%. И хотя полностью работу не выполнил никто (да и не каждому учителю основы логики под силу), основную задачу – выяснение возможности скоординировать работу школы по формированию интеллектуальных умений учащихся – можно признать выполненной.

Результаты апробации были опубликованы в двух статьях (они упоминаются в списке литературы). Программу можно считать научно обоснованной и потому, что подобные же эксперименты проводились и при написании ряда диссертаций по темам, практически идентичным нашей (перечислены в списке). К сожалению, мне не удалось ознакомиться с их содержанием, но имеющиеся в Интернете скромные сведения позволяют утверждать, что тема актуальна и достаточно разработана. Кстати, аналогичная работа по развитию умений на основе общешкольного плана проводилась еще в советское время в Ворошиловградской области Украинской ССР под руководством известного автора учебника Новой истории (см.: Пунский В.О. Азбука учебного труда: Кн. для учителя. М.: Просвещение, 1988. С. 42). Но все это я узнал, когда апробация уже завершалась, а идея полностью была сформулирована. Это и к лучшему: нет особой необходимости доказывать очевидное.

Казалось бы, преимущества планирования развития учащихся на общешкольном уровне очевидны. Но тут, по закону жанра, и начинается самое главное. Научные разработки и наработки экспериментаторов-энтузиастов оказываются никому не нужными. Они не нужны детям, которым не хочется напрягаться в учебе. Они не нужны родителям, которые просто ничего не знают и вряд ли захотят вмешиваться в дела школы. Они не нужны учителям, поскольку сбивают с привычного ритма самостоятельного и бесконтрольного привычного десятилетнего «формирования умений и навыков», после которого старшеклассники не в состоянии составить простое предложение. Они объективно не нужны бюрократической (не в ругательном смысле) системе от директора и выше, поскольку внедрение проекта не является государственной программой и не приносит в школу ни копейки, а осуществлять его внедрение на региональном уровне может при некоторой толике власти даже один человек.

Вот и сидят авторы на своих проектах как Шарль Фурье, всю жизнь прождавший, когда же появится просвещенный правитель и осуществит его прекрасный план благоустройства общества.

Значит ли это, что объективно всем нужная важнейшая государственная задача формирования высокоинтеллектуального, способного к саморазвитию молодого поколения нужна отдельным педагогам-романтикам и неосуществима? Думаю, в нашей большой стране все же есть еще директора-энтузиасты и неравнодушные к творческому поиску коллективы. Эта работа выполнима с принятием решения именно на уровне школы. Но она невозможна без применения власти, без волевого решения и убежденности руководителя. Для такой школы и предлагается готовый примерный план.

Общешкольный план развития общих учебных умений, навыков, компетенций учащихся в 200__/__ учебном году

Чебоксары 2008

Пояснительная записка

Развитие общих и специальных учебных умений и навыков является одним из основных компонентов работы школы наряду с обучающим и воспитывающим.

Если основой координации работы школы по обучению является учебный план, а по воспитанию – общешкольный план воспитательной работы, то основой координации работы учителей по развитию общих учебных умений и навыков может быть специальный общешкольный план. План не заменяет индивидуальной работы учителей-предметников, а лишь частично координирует ее. Планирование осуществляется на уровне основного общего образования. Обобщение общих умений и навыков осуществляется на более высоком теоретическом уровне посредством изучения в 10 классе специального предмета «Основы логики и методологии учебного познания». К 11 классу выпускник должен уверенно владеть умениями и навыками, необходимыми для самостоятельной подготовки к экзаменам.

Настоящий план составлен на основе применения «Технологии синхронного комплексного подхода к организации работы по формированию и развитию компетентности, учебных умений и навыков учащихся общеобразовательных учреждений на основе специального межпредметного тематического планирования» (далее – технологии).

Цели и задачи:
•  Создание методологической основы формирования саморазвивающейся личности на основе уверенного владения базовыми методами познавательной деятельности.
•  Формирование интереса к самостоятельной учебно-познавательной деятельности.
•  Воспитание уверенности в своих силах на основе закрепления ведущих учебных умений.
•  Повышение эффективности работы педагогического коллектива по формированию базовых общих умений и навыков на основе координации деятельности учителей одной параллели.
•  Повышение ответственности учащихся за результаты учебно-познавательной работы.
•  Создание предпосылок для повышения эффективности подготовки выпускников к сдаче экзаменов.

Содержание технологии.
1. Школа определяет приоритетные направления в развитии общих учебных умений, навыков, компетенций и составляет «Общешкольный тематический план развития учебных умений, навыков и компетенций учащихся».
2. Школа определяет круг специалистов, для которых работа по приоритетным направлениям будет являться обязательной. По другим видам работы учитель продолжает определять свою деятельность самостоятельно, исходя из требований программы и содержания учебного материала.
3. Планирование осуществляется на уровне каждого класса или параллели.
4. Планирование по одному виду работы осуществляется продолжительностью в учебную четверть. 5.
Входящий и исходящий мониторинги осуществляются в начале и в конце каждой четверти соответственно или в начале и в конце учебного года комплексно по решению школы.

Ожидаемый эффект: к моменту окончания школы у учащихся должны быть сформированы устойчивые базовые умения, навыки, компетенции.

Основа достигаемого эффекта. Графически различие между традиционной работой учителей школы (I) и работы с применением технологии (II) на примере одной четверти, где 1,2,3 и пр. – различные умения, можно изобразить следующим образом:

I)

Предмет

Умения и навыки

история

1

4

8

9

5

2

3

6

10

7

обществознание

4

3

7

8

10

2

5

6

9

1

биология

8

7

6

5

4

3

2

10

1

9

литература

9

4

7

3

2

10

1

5

6

8

география и пр.

5

10

8

6

4

3

7

1

2

9

II )

Предмет

Умения и навыки

история

1

4

8

9

5

2

3

6

10

7

обществознание

4

3

7

8

5

2

10

6

9

1

биология

8

7

6

4

5

3

2

10

1

9

литература

9

4

7

3

5

10

1

2

6

8

география и пр.

4

10

8

6

5

3

7

1

2

9

Таким образом, пять учителей-предметников на протяжении четверти посвящавшие работе по выработке умения №5 при нагрузке один учебный час в неделю и выделении на данную работу 3 минут на каждом уроке при условии проведения 10 уроков на протяжении четверти в совокупности посвятят данной работе в данном классе 150 минут.

Контроль и самоконтроль. В начале четверти осуществляется входящий мониторинг по определению уровня владения учащимися запланированным к развитию умением. В конце учебной четверти проводится исходящий мониторинг, позволяющий сравнить результаты работы с исходными показателями и определить, следует переходить к другому виду запланированной деятельности или следует скорректировать план и повторить проведенную работу. Мониторинг осуществляется классными руководителями.

Учитель на протяжении временной единицы работы по развитию умения (четверти) должен привлечь к ней каждого ученика хотя бы единожды. Для самоконтроля учитель может использовать специальную тетрадь класса для фиксации и оценивания работы каждого ученика.

Учащийся при желании может осуществлять самоконтроль в дневнике, записывая результаты входящего и исходящего мониторинга.

Обоснование технологии. Как правило, развитие умений проводится учителем в зависимости от особенностей учебного материала и предлагаемых контрольных вопросов и заданий, также составленных авторами учебников как правило без системы, без учета необходимости закреплять один и тот же вид деятельности выполнением однородных заданий. Учителя, работающие в одной параллели, в разное время проводят работу по формированию и развитию однотипных учебных умений, навыков, компетенций, что является проявлением бессистемности работы уже на уровне параллели классов.

Использование технологии позволяет систематизировать работу по базовым или актуальным направлениям. Положительный эффект по формированию, развитию и закреплению умений достигается посредством создания ситуации единства времени, места и многократности повторения однородных видов деятельности.

Демократический характер технологии проявляется в том, что она избегает мелочной и малоэффективной регламентации, а учитель лишь координирует свою деятельность с коллегами лишь по базовым направлениям деятельности. Это позволяет избежать мелочной опеки и распыления сил по выработке умений и навыков. Координация деятельности учителей также способствует большему сплочению педагогического коллектива. Каждая школа составляет план с учетом уровня полготовки детей, профиля школы, задач в ее работе и пр.

Гуманистический характер технологии заключается в том, что она позволяет повысить надежность формирования, развития и закрепления общих учебных умений, навыков, компетенций учащихся, вооружить их базовыми методами самостоятельной учебно-познавательной деятельности. Позитивный результат формирует чувство уверенности в своих силах и способствует мобилизации сил учащихся на решение учебных проблем.

Социальной обоснованностью и актуальностью технологии можно считать ее соответствие современной концепции развивающего образования, направленной на интеллектуальное развитие учащихся, на повышение их ответственности за собственный выбор при переходе к профильному обучению, на воспитание сознательного отношения к учебе.

Психолого-педагогическая обоснованность технологии. Если в начальной школе учитель является системообразующим элементом учебной работы, то с переходом в основную школу ситуация кардинально меняется. Программа становится сложнее и разнообразнее. Ученику приходится сталкиваться с разным подходом учителей к организации работы на уроке, дифференциацией требований и пр. Ученик попадает в ситуацию, когда системообразующим элементом учебной деятельности должен стать он сам. Наиболее актуальным становиться требование превращения ученика из объекта обучения в субъект учебно-познавательной деятельности, что невозможно без надежного обеспечения его соответствующей методологией познания. Взаимодействие учителей по развитию учебных умений на основе общешкольного планирования позволяет отчасти решить проблему адаптации ученика при переходе из начального звена школы в среднее.

Принципиальными отличиями программы являются сосредоточение работы на отдельных приоритетных направлениях, простота, гибкость и легкость внедрения.

Примерный план на 2008/09 уч. г.

 

 

Виды деятельности

 

 

Классы

5

6

7

8

9

Познавательная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Формирование представления об основных методах познания и возможностях их использования в учебной деятельности (наблюдение, измерение, эксперимент, моделирование, общелогических и пр.)

 

 

 

 

 

Использование методов анализа и синтеза

 

 

 

I

 

Использование метода сравнения

 

 

 

II

 

Обобщение и конкретизация

 

 

 

III

 

Деление (классификации)

 

 

 

IV

 

Распознавание различных видов определений

 

 

 

 

 

Формулирование обобщающего вывода

 

 

 

 

I

Умение различать факт и мнение, гипотезу и аксиому

 

 

 

 

II

Умение распознавать основные виды контрольных тестов

 

 

 

 

III

Умение составлять тесты различных видов

 

 

 

 

IV

Информационно-коммуникативная деятельность

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Умение грамотно читать и пересказывать текст

I

 

 

 

 

Осознанное чтение и выделение главной мысли текста

II

 

 

 

 

Составление плана текста

III

 

 

 

 

Составление конспекта

IV

 

 

 

 

Составление тезисов

 

 

 

 

 

Понимание вопроса и формулирование ответа

 

I

 

 

 

Формулирование вопроса

 

II

 

 

 

Аргументированное выступление с коротким сообщением на заданную тему, в том числе по плану

 

 

I

 

 

Распознавание различных форм тестовых заданий

 

 

II

 

 

Самостоятельное составление тестов различных форм

 

 

III

 

 

Умение перефразировать мысль

 

 

 

 

 

Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и пр.)

 

 

 

 

 

Использование различных источников информации (Интернет, справочники, словари и пр.)

 

 

 

 

 

Рефлексивная деятельность

 

 

Анализ и рецензирование ответа на вопросы других учащихся

 

III

 

 

 

Анализ собственного ответа на вопрос

 

IV

 

 

 

Анализ и рецензирование выступлений одноклассников

 

 

IV

 

 

 

Литература
1. Воровщиков С.Г. Общеучебные умения как деятельностный компонент содержания учебно-познавательной компетенции // Интернет-журнал «Эйдос». – 2007. – 30 сентября.
2. Григорьев А.В. Справочник школьника по развитию учебных умений и навыков (5-11 классы). – Чебоксары: Чувашия, 1999.
3. Григорьев А.В. Логика учебного познания. – Чебоксары: Гранит, 2006.
4. Григорьев А.В. Организационный ресурс как средство развития интеллекта. – Народная школа. – 2007. – № 2-3. – С. 49-50.
5. Григорьев А.В., Боронина И.В., Ильина Н.Г., Михайлова Л.А., Орлов Г.В. Организационно-методический ресурс в развитии интеллектуальных умений школьников // Вестник Чувашского и Марийского отделений Российского философского общества. – 2008. – №1. – С.199-201.
6. Думчева А.Г. Развитие общеучебных умений учащихся в образовательном процессе основной школы: автореф. дисс. … канд. пед. наук.– СПб: АППО, 2006.–24с.
7. Ковалева Е.В. Управление формированием общеучебных умений и навыков учащихся общеобразовательной школы: дисс. … канд. пед. наук.– Барнаул, 2003.
8. Концепция структуры и содержания общего образования (в 12-летней школе): Постановление Правительства Российской Федерации от 23.03.2001 № 224 // Нормативно-правовые основы проведения эксперимента по обновлению структуры и содержания образования в Российской Федерации. – М.: АПК и ПРО, 2002. – С. 40-50.
9. Лошкарева Н.А. Формирование общеучебных умений и навыков школьников как составная часть целостного учебно-воспитательного процесса: автореф. дисс. … докт. пед. наук.– М., 1990.
10. Новые государственные стандарты школьного образования. – М.: Астрель, 2004.
11. Об обеспечении успешной адаптации ребенка при переходе со ступени начального образования – на основную. – Письмо министерства образования РФ от 21 мая 2004 г . № 14-51-140/13.
12. Орлова Е.В. Управление развитием общеучебных умений учащихся основной школы: дисс. … канд. пед. наук.– М., 2005.
13. Программа развития общих учебных умений и навыков школьников // Народное образование. – 1982. – № 10. – С. 106-111.
14. Степашкина Л.Ю. Развитие общих учебных умений и навыков как ключевой образовательной компетенции // Интернет-журнал «Эйдос». – 2005. – 10 сентября.
15. Степашкина Л.Ю. Педагогическое управление развитием общих учебных умений и навыков учащихся основной школы: дисс. … канд. пед. наук.– Омск, 2005.
16. Татьянченко Д.В. Организационно-методические условия развития общеучебных умений школьников / Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков // Школьные технологии. – 2002. – № 5. – С. 42-55.
17. Татьянченко Д.В. Развитие общеучебных умений школьников/ Д.В. Татьянченко, С.Г. Воровщиков// Народное образование. – 2003. – № 8. – С. 115-126.
18. Усова А.В. Формирование у учащихся учебных умений / А.В. Усова, А.А. Бобров. – М.: Знание, 1987.
19. Фридман Л.М. Формирование у учащихся общеучебных умений / Л.М. Фридман, И.Ю. Кулагина. – Мн.: ИПК образования, 1995.
20. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования // Народное образование. – №2. – С. 55-61.

---

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Григорьев А. В. Программа формирования устойчивых умений и навыков как основы саморазвития детей в средней школе. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2008. - 10 октября.
http://www.eidos.ru/journal/2008/1010.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

  вверх
вверх

карта сайта