EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Интернет-технологии применительно к обучению физике в школе позволяют на качественно новом уровне решать задачи активизации самостоятельной работы учащихся.
Маслов И.С., зав.кафедрой естествознания ЦДО "Эйдос".
Интернет-журнал «Эйдос»Научные исследования Формирование готовности учителя физики к применению Интернет-технологий
 

Формирование готовности учителя физики к применению Интернет-технологий при проектировании и проведении элективных курсов: анализ опытно-экспериментальных данных

Маслов Игорь Сергеевич, заведующий кафедрой естествознания ЦДО «Эйдос», аспирант кафедры методики обучения физике РГПУ имени А.И.Герцена

В условиях реализации Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» на современном этапе на передний план перед системой общего среднего образования России выдвигается задача раскрытия способностей каждого ученика, формирования у обучаемых умений выбирать профессиональный путь и быть готовыми к жизни в высокотехнологичном и конкурентном мире. Ее решение связано с поиском и реализацией внутренних резервов повышения качества обучения. Один из таких резервов заложен в «Концепции профильного обучения на старшей ступени общего образования», в соответствии с которой, предусматривается введение профильного обучения, обеспечивающего право и возможность старшеклассникам самостоятельно выбирать различные профили обучения с учетом индивидуальных интересов, склонностей и способностей.

В теории и методике физического образовании в средней школе в условиях перехода к профильному обучению обозначился ряд проблем, требующих своего методологического обоснования и практического решения. Как следует из анализа литературы, особая значимость на современном этапе придается разработке вопросов, связанных с проектированием и проведением элективных курсов по физике. Большие резервы в решении данных вопросов заложены в выявлении педагогических условий ис пользования возможностей технологий и ресурсов Интернета. Интернет-технологии применительно к обучению физике в школе позволяют на качественно новом уровне решать задачи активизации самостоятельной работы учащихся с возможностью выбора индивидуальных траекторий и темпа изучения учебного физического материала, представления информации в интерактивном режиме и аудиовизуальной форме, организации занятий с учениками в виртуальных лабораториях с целью проведения физических экспериментов в режиме прямых измерений, обеспечения коммуникации с удаленными во времени и территориально учащимися в процессе организации учебно-исследовательской деятельности (Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады по физике, Интернет-олимпиады, on - line защиты исследовательских работ, дистанционные конференции и др.), повышения и стимулирования познавательных интересов школьников к изучению физики и др.

Однако успешность реализации этой методической задачи во многом определяется уровнем готовности учителя физики к реализации педагогических возможностей Интернет-технологий в своей профессиональной деятельности. Результаты констатирующего эксперимента позволили нам сделать следующие выводы: учителя физики испытывают трудности в связи с необходимостью реализации задач профильного обучения; педагогический потенциал ресурсов и технологий Интернета не находит своего должного воплощения в практике проведения уроков и элективных курсов (факультативов) по физике с учащимися; готовность как будущих учителей физики, та и ныне практикующих использовать возможности Интернет-технологий в учебном процессе является недостаточной. В связи с этим возникла необходимость обеспечения условий по формированию у педагогов готовности к использованию Интернет-технологии в процессе решения конкретных методических задач обучения физике в школе.

Теоретический анализ профессионально-методической готовности говорит о сложности и многогранности данного педагогического свойства личности учителя, что обусловило необходимость обращения к идеям компетентностного подхода (Е.В.Бережнова [1], И.А.Зимняя [2], А.В.Хуторской [3] и др.) в целях выявления содержания данной готовности. В рамках проведенного исследования, под готовностью учителя физики к применению педагогических возможностей Интернет-технологий в практике проектирования и проведения элективных курсов мы рассматриваем устойчивое интегративное качество личности педагога, характеризующееся целостностью теоретического и практического компонентов в структуре личности педагога, обусловливающее профессионально-методическую компетентность учителя физики в использовании технологий и ресурсов Интернета в целях повышения эффективности процесса обучения на элективных курсах [4].

Базовыми компонентами готовности педагога к применению педагогических возможностей Интернет-технологий являются теоретические и практические компетенции. Это обусловлено тем, что данные компетенции задают готовность учителя к использованию технологий и ресурсов Интернета в процессе обучения в теоретическом и практическом аспектах (по В.А.Сластенину). К теоретическим компетенциям нами отнесены следующие: аналитико-прогностические, проективно-технологические, рефлексивные умения. Практические компетенции по В.А.Сластенину определяются организаторскими и коммуникативными умениями. В рамках нашего исследования наибольшую значимость приобретают именно организаторские умения, поскольку они ориентированы на практическую организацию учебных занятий на элективных курсах по физике с использованием Интернет-технологий. Вместе с тем, считаем необходимым при организации учебных занятий на элективных курсах по физике с использованием Интернета учитывать действия учителя по управлению учебно-познавательной деятельностью учащихся. В связи с этим в контексте нашего исследования рассматриваются организационно-управленческие компетенции в структуре готовности педагога. Что касается коммуникативных умений, то они должны быть дополнены умениями педагога осуществлять коммуникацию с использованием технологий Интернета, поэтому данная группа компетенций может быть названа коммуникативно-технологическими.

Научно-методическим обеспечением процесса формирования данной готовности у педагогов явилась специально конструируемая система учебных занятий, обеспечивающая обогащение профессионально-методической подготовки и повышения квалификации учителей физики в ходе посещения ими системы занятий «Разработка элективных курсов по физике с использованием Интернет-технологий». Данная система занятий нами была апробирована на базе центра информационных технологий и ресурсного обеспечения отдела образования администрации Октябрьского района г. Гродно. Она была представлена совокупностью вариативных форм проведения занятий. В цикле лекций по данной теме была определена значимость формирования готовности учителя к использованию Интернет-технологий в практике работы с учащимися, раскрыты основные дидактические предпосылки использования Интернета в обучении физике, обоснована модель проектирования элективного курса по физике с использованием Интернет-технологий. Лекции дополнялись практическими и семинарскими занятиями. На семинарских занятиях учителям были представлены этапы конструирования заданий по физике с применением Интернет-ресурсов, проиллюстрированы возможности вариативного подхода к организации учебных занятий на элективных курсах по физике с помощью Интернет-технологий, обзор образовательных Интернет-ресурсов по физике. На практических занятиях проводилась отработка действий по отбору учебного материала из Интернет-ресурсов, оценке его достоверности с позиции методологии физической науки, а также по проектированию и проведению элективных курсов по физике с использованием Интернет-технологий. Практическая деятельность педагогов была организована благодаря специально разработанным нами методическим заданиям.

Процесс выполнения данных заданий педагогами был вариативным, что объяснялось разным уровнем умений учителя физики выделять, отбирать, понимать и объяснять педагогические факты, связанные с аспектами проектирования и проведения элективных курсов по физике с использованием Интернет-технологий, разным уровнем понимания причинно-следственных связей в педагогических явлениях и умений применять знания в своей практической деятельности. В качестве примера, приведем несколько вариантов методических заданий.

Пример 1. Проведите научно-методический анализ одной из сервисных услуг Интернета (чат, веб-форум, электронная почта – на ваш выбор) по отношению к ее использованию в практике проектирования и проведения элективных курсов по физике. Приведите наиболее значимые дидактические преимущества данной услуги, которые могут быть использованы в обучении физике. Укажите возможные трудности, которые могут возникнуть у учителя физике в процессе применения этой сервисной услуги при организации образовательного процесса.

Пример 2. Разработайте технологическую карту занятий элективного курса с использованием on - line -опытов по физике. Результат выполнения задания представьте в виде таблицы: 1) этап ситуации, предполагаемый результат; 2) деятельность учителя; 3) деятельность учащихся; 4) Используемые Интернет-технологии.

Пример 3. Разработайте несколько заданий для учащихся с использованием Интернет-технологий, на основе которых можно организовать их оценочную деятельность по отбору достоверного учебного материала из ресурсов Интернета (тема занятия, элективный курс – на ваш выбор).

Пример 4. Опишите подробный план организации учебного занятия элективного курса по физике в чате. Определите наиболее удачную тему, проблему для чат-дискуссии с учащимися. Укажите временные сроки проведения занятия в чате, составьте задание для учащихся по подготовке к участию в дискуссии. Предложите список типичных вопросов, которые вы зададите участникам чата по главной учебной проблеме занятия.

В качестве итогового задания выступало создание педагогами презентации методических проектов «Мой элективный курс (факультатив)» с использованием Интернет-технологий. Каждый методический проект проходил защиту и оценивался с учетом разработанного учителями дидактического инструментария к элективному курсу : 1) персональный каталог учителя, содержащий ссылки на Интернет-ресурсы по теме элективного курса; 2) система информационно-познавательных заданий и on - line -опытов по физике для организации работы школьников на занятиях элективного курса; 3) примеры разработок педагогических ситуаций по работе учащихся с Интернет-технологиями на занятиях элективного курса по физике.

В целях выявления эффективности экспериментальной работы с учителями нами были выделены 3 уровня проявления готовности учителя физики к использованию Интернет-технологий при проектировании и проведении элективных курсов: высокий, средний, низкий (таблица 1).

Таблица 1. - Уровни готовности учителя физики к использованию Интернет-технологий в практике проектирования и проведения элективных курсов и их содержание

Название уровня

Теоретические компетенции

Практические компетенции

 

Высокий

Учитель владеет знаниями в области методики использования Интернет-технологий в обучении физике, способен осуществлять эффективный отбор учебного материла из Интернет-ресурсов на основе методологии физической науки. На творческом уровне владеет умениями конструирования информационно-познавательных заданий для учащихся, моделирования самостоятельной работы учащихся с Интернет-технологиями и on - line -опытами по физике. Умеет рефлексировать результативность своей деятельности.

Педагог способен методически обоснованно осуществлять выбор адекватных методов и методических приемов обучения физике с использованием возможностей технологий и ресурсов Интернета. Имеет успешный опыт организации учебно-исследовательской деятельности учащихся с использованием возможностей on - line -опытов по физике, а также организации межшкольных мероприятий по физике с использованием Интернет-технологий.

Средний

Учитель имеет знания в области методики использования Интернет-технологий в обучении физике, способен осуществлять эффективный отбор учебного материла из Интернет-ресурсов на основе методологии физической науки. Умеет конструировать по алгоритму информационно-познавательные задания для учащихся. Владеет навыками анализа результатов своей деятельности, но не всегда видит причины, повлекшие снижению качества их содержания.

Педагог владеет алгоритмом создания педагогических ситуаций по организации учебно-познавательной деятельности обучаемых с Интернет-ресурсами по физике, но испытывает затруднения при выборе оптимальных организационных форм с учетом конкретных условий проведения элективного курса. Имеет представления об организации занятий на элективных курсах по физике с использованием on - line -опытов по физике.

Низкий

Учитель имеет слабые представления о возможностях Интернета при проектировании и проведении элективных курсов по физике. Имеет навыки отбора учебной информации по физике в Интернете. Испытывает затруднения при конструировании информационно-познавательных заданий. Владеет навыками рефлексии на низком уровне.

Педагог имеет представления об организации вариативной учебно-познавательной деятельности обучаемых с Интернет-ресурсами по физике, но не имеет опыта ее практической реализации. Отсутствует эффективный опыт использования on - line -опытов по физике.

 

 

В качестве измерителей уровня готовности нами выбраны следующие совокупные показатели теоретических и практических компетенций, входящих в состав готовности педагога к использованию Интернет-технологий при проектировании и проведении элективных курсов по физике:

1) теоретические компетенции: а) знания учителя в области использования возможностей Интернет-технологий в обучении физике; б) умение производить отбор учебного материала из Интернет-ресурсов для содержательного наполнения элективных курсов на основе методологии физической науки; в) умение планировать индивидуальную и коллективную формы работы учащихся с Интернет-ресурсами по физике; г) умение конструировать информационно-познавательные задания с использованием Интернет-ресурсов по физике; д) умение осуществлять выбор адекватных методов и методических приемов обучения физике с использованием возможностей технологий и ресурсов Интернета; е) умение производить самооценку эффективности использования Интернет-технологий при проектировании элективного курса по физике.

2) практические компетенции: а) умение организовывать педагогические ситуации по использованию Интернет-технологий на занятиях элективного курса с учащимися; б) умение организовать коммуникацию учащихся с помощью Интернет-технологий (веб-форума, чата, электронной почты и др.); в) умение осуществлять вариативный подход при организации учебно-познавательной деятельности и форм организации занятий на элективных курсах с использованием Интернет-технологий; г) наличие опыта организации межшкольных учебно-исследовательских проектов по физике на основе Интернет-технологий.

Диагностика исходного уровня готовности учителей физики использовать Интернет-технологии в практике проектирования и проведения элективных курсов осуществлялась нами в начале формирующего эксперимента (сентябрь, 2008 года) на основе контрольно-оценочного цикла методических заданий. Данный цикл был построен таким образом, чтобы по результатам его выполнения педагогами можно было бы судить об уровне сформированности у респондентов каждого из умений, входящих в совокупные показатели теоретических и практических компетенций готовности учителя физики к использованию Интернет-технологий при проектировании и проведении элективных курсов. Каждый из параметров оценивался в 10-балльной шкале. При этом уровни готовности педагогов определялись следующим образом: 1) высокий уровень - оценивался от 8 до 10 баллов; 2) средний уровень - от 5 до 7 баллов; 3) низкий уровень - от 2 до 4 баллов.

На начальном этапе диагностики до реализации экспериментальной работы, нами был проведен анкетный опрос педагогов в целях выявления самооценки учителей по отношению к их готовности использовать технологии и ресурсы Интернета в практике обучения физике в школе. По результатам анкетного опроса были получены следующие эмпирические данные. С точки зрения большинства анкетируемых педагогов (70%), степень сформированности их готовности к использованию Интернет-технологий при проектировании и проведении элективных курсов по физике (факультативных занятий) соответствует среднему уровню развития. Между тем 15 % учителей считают уровень своей готовности применять технологии и ресурсы Интернета в обучении физике высоким и 15% педагогов относят свою подготовленность в данном контексте к низкому уровню. Сравнение результатов выполнения учителями цикла методических заданий при вводной диагностике и анкетного опроса позволило сделать вывод о завышенной самооценке респондентов.

Результаты выполнения цикла методических заданий послужили отправной точкой для организации последующего тренинга по формированию теоретических и практических компетенций в составе готовности учителя к использованию Интернет-технологий в практике проектирования и проведения элективных курсов по физике. Повторная диагностика уровня готовности учителей к использованию Интернет-технологий при проектировании и проведении элективных курсов осуществлялась нами по окончанию экспериментальной работы с педагогами в мае 2009 года. Качественным показателем эффективности экспериментальной работы с педагогами стал высокий и средний уровни сформированности готовности учителей физики к использованию Интернет-технологий в обучении у 65 % педагогов, с которыми проводилась экспериментальная работа (таблица 2).

 

Таблица 2. - Показатели изменений уровня готовности учителей физики к использованию Интернет-технологий при проектировании и проведении элективных курсов по результатам проведения экспериментальной работы ( n =40), %

Уровень готовности учителя

 

Учителя физики

До экспериментальной работы

После экспериментальной работы

Высокий

5

20

Средний

17,5

45

Низкий

77,5

35

Общая положительная динамика полученных эмпирических данных свидетельствует об эффективности и целесообразности проделанной работы по формированию готовности учителей физики к использованию Интернет-технологий при проектировании и проведении элективных курсов. Достоверность произошедшего приращения оценивалась нами с использованием T -критерия Вилкоксона
(таблица 3).

 

Таблица 3. – Результаты расчета T -критерия при сопоставлении замеров уровня готовности педагогов «до» и «после» проведения экспериментальной работы

Критерий Вилкоксона

Отмеченные критерии значимы на уровне p <,05000

 

Число

T

Z

p-уров.

Var1 & Var2

40

14,50000

5,240102

0,000000

 

Сопоставление полученных данных с критическим значением T для данного n дает возможность установить, что сдвиг в «типичную» сторону по интенсивности достоверно преобладает. Это позволяет признать статистическую значимость положительных изменений в уровне готовности учителей физики после проведения экспериментальной работы с ними.

 

Список использованной литературы

  1. Бережнова, Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей / Е.В. Бережнова // Компетенции в образовании: человекосообразный ракурс. – М.: Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. – С. 267-273.
  2. Зимняя, И.А. Педагог как субъект педагогической деятельности: Учебное пособие / И.А. Зимняя. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. – 480 с.
  3. Хуторской, А.В. Технология проектирования ключевых и предметных компетенций / А.В. Хуторской // Инновации в общеобразовательной школе. Методы обучения : сб. научн. трудов / – М.: ГНУ ИСМО РАО, 2006. – С. 65-79.
  4. Маслов, И.С. Слагаемые компоненты готовности учителя физики к использованию в обучении Интернет-технологий / И.С. Маслов // Реализация национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в процессе обучения физике, информатике и математике : материалы Междунар. науч.-практ. конф.: в 2 ч. – Екатеринбург: Урал. гос. пед.ун-т, 2010.– Ч.1. – С. 108-113.

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Маслов И.С. Формирование готовности учителя физики к применению Интернет-технологий при проектировании и проведении элективных курсов: анализ опытно-экспериментальных данных . // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 7 сентября.
http://www.eidos.ru/journal/2010/0907.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Научные исследования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2019
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта