EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
В руках неравнодушного учителя эвристические задания могут стать мощным инструментом, организующим творчество на каждом уроке.
Скрипкина Юлия Владимировна, зам.директора ЦДО «Эйдос»
Интернет-журнал «Эйдос»Эвристическое обучение Эвристистические задания как средство раскрытия...
 

Эвристистические задания как средство раскрытия на уроке творческого потенциала учащихся

Скрипкина Юлия Владимировна, зам. директора Центра дистанционного образования «Эйдос»

Урок – далеко не единственная форма организации обучения, более того, в современном мире, в нынешней реальности все большее место заслуженно занимают другие формы, зачастую более эффективные, – не только очные, но и дистанционные. Однако ситуация такова, что урок по-прежнему остается самой массовой формой обучения. Образование является сферой влияния государства, стандарты и нормативы диктуют педагогу, какую программу по своему предмету взять за основу, какие учебники и программные продукты использовать, какие формы контроля выбрать в качестве доминирующих. Но на каждом своем уроке учитель волен использовать такие методы и формы работы, такие типы заданий, которые позволяет ему не просто передать своим ученикам некоторую сумму знаний, прописанную в стандарте, а каждую минуту из данных сорока пяти направить на рождение и раскрытие того чуда, той искры, что заложены в каждом человечке изначально. Раскрытие творческого потенциала личности, создание условий для ее творческой самореализации – основные задачи Научной школы человекосообразного образования Хуторского, которые, разделяют многие педагоги.

Решаются эти задачи с помощью эвристического обучения, истоки которого лежат еще в методах Сократа. Одним из ключевых понятий эвристического обучения является эвристичекое (открытое) задание. В руках творческого и неравнодушного учителя такие задания могут стать мощным инструментом, организующим творчество на каждом уроке.

Итак, эвристическое задание - учебное задание, имеющее целью создание учеником личного образовательного продукта с использованием эвристических способов и форм деятельности (А.В.Хуторской).

Главный признак эвристического задания – его открытость, т.е. отсутствие заранее известного результата его выполнения. Поэтому другое название эвристических заданий - открытые задания. Другой признак эвристического задания – опора на творческий потенциал ученика, обеспечение развития его творческих способностей. Еще один признак – наличие в задании актуальной для решения проблемы, противоречия или потребности, касающейся ученика и принадлежащей заданной предметной (метапредметной) области. Кроме того, в открытых задания сочетаются универсальность предметной основы задания и уникального его рассмотрения учеником. В результате обеспечивается уникальность создаваемого образовательного продукта - результата выполнения эвристического задания.

Эвристические задания отличаются от тех заданий, которые предлагаются в процессе реализации проблемного обучения. При проблемном обучении с помощью специально сконструированных познавательных заданий-проблем учитель подводит учащихся к известному решению, усвоению заданного предметного материала. Особенность эвристического задания в том, что ответ на него заранее не знает даже учитель. Неискушенному может сначала показаться, что выполнение таких заданий не составляет никакого труда – сочиняй себе нечто новое, что может быть проще? Однако на практике выясняется, что выполнение даже одного открытого задания – большая работа, в ходе которой учащийся должен мобилизовать самые разные качества своей личности:

  • когнитивные (умение чувствовать окружающий мир, задавать вопросы, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание вопроса и др.)
  • креативные (вдохновленность, фантазия, гибкость ума, чуткость к противоречиям; раскованность мыслей и чувств, движений; прогностичность; наличие своего мнения и др.)
  • оргдеятельностные ( способность осознания целей учебной деятельности и умение их пояснить; умение поставить цель и организовать её достижение; способность к нормотворчеству; рефлексивное мышление; коммуникативные качества).

Рассмотрим одно из открытых заданий, предлагавшихся учащимся 1-2 классов по информатике:

ПЕРЕХВАТЧИК ИНФОРМАЦИИ. Когда передается информация, некоторые объекты выступают источниками информации (например, учитель, который дает задание), а некоторые - ее приёмниками (ученики, которые задание слушают). Оглянись вокруг себя - а кто (или что) в разных ситуациях является перехватчиком информации? Есть ли перехватчики информации в компьютере?

Во-первых, в своей основе этого задания лежат вполне осязаемые образовательные объекты: информация, информационные процессы, источник информации, приемник информации…

Во-вторых, из текста задания явно видна форма возможного образовательного продукта. В данном случае ученикам предлагается описать новое понятие (перехватчик информации), проиллюстрировать свое мнение примерами из жизни, применить данное понятие к определенному объекту (компьютеру).

В-третьих, предполагаются конкретные виды деятельности и эвристические методы, которые нужны будут учащимся при выполнении этого задания – анализ жизненных ситуаций, в которых происходит передача информации, умение увидеть в них различные субъекты, оценить их роль, связь и взаимодействие; способность применить результаты анализа к другому образовательному объекту – компьютеру, рассмотрев его как устройство работы с информацией. Здесь дети смогут продемонстрировать глубину и широту своих взглядов, основываться на своем личном опыте – кто-то вспомнит о компьютерных вирусах, кто-то назовет перехватчиком информации микрофон или клавиатуру… Наконец, умение увидеть знакомые явления и процессы в новом свете, в новом ключе, умение генерировать идеи, оформить их в виде аргументированного ответа – все это скрыто за несложным, вроде бы, вопросом.

Таким образом, фантазийное по своей сути задание для самых младших школьников позволяет учителю не просто оживить урок необычной формулировкой, но и диагностировать уровень усвоения конкретной темы «Информация. Информационные процессы», заложенной в стандарт. Однако на первое место мы поставим то, что далеко выходит за рамки стандартов:

  • ребенок сконструировал свое новое знание, а не получил его из готового источника;
  • он основывался на своем жизненном опыте, на ситуациях и примерах, которые ему близки, понятны и интересны;
  • он реально ощутил, что знания, которые дает ему школа, основаны на его жизни и к его же жизни имеют применение;
  • он высказал свое мнение, продемонстрировал свою креативность и неповторимость;
  • произошло личное приращение ребенка, его знаний, чувств, способностей, опыта.

Итак, открытые задания на уроке решают образовательные задачи, которые ставит перед учителем официальная система образования, однако выводят учеников далеко за рамки требований этой системы.

Однако далеко не каждое задание, вроде бы открытое по сути, позволяет достичь эффекта. Опыт показывает, что от содержания сформулированного задания зависит уровень творческой самореализации детей. Если задание не «зажигает», отчуждено от личного опыта или реальной предметной (метапредметной) проблемы, вероятность получения при его выполнении высококреативного продукта крайне мала. В эвристическом задании играет определенную роль все: название; интрига задания, сюжет; доступность для учащихся того возраста, которым оно адресовано; технологичность, четкая формулировка, ориентирующая на создание собственного продукта. Для того, чтобы разработать открытое задание, или преобразовать в эвристическое задание стандартное задание учебника, учителю нужно уметь прогнозировать образ предвосхищаемого результата ученика, который будет это задание выполнять.

В качестве отдельной задачи можно сформулировать задачу преобразования стандартных заданий в эвристические.

Рассмотрим несколько приемов, позволяющих это сделать.

Учебный предмет: Природоведение

Стандартное задание: На карте звездного неба найди созвездия …, объясни, почему они так называются.

ЗВЕЗДНЫЕ ЗАГАДКИ. Какие созвездия ты можешь увидеть из окна своего дома или с улицы? Придумай загадки об этих созвездиях, чтобы в тексте обыгрывались не только их названия, но и внешний вид, расположение на небе.

Параметр сравнения

Стандартное задание

Открытое задание

Образовательный объект

карта звездного неба, изображения созвездий

звездное небо, созвездия

Виды деятельности

чтение карты, нахождение созвездий по образцу, припоминание названий и объяснения из учебника

наблюдение за звездным небом в своем регионе, выделение существенных признаков того или иного созвездия, зашифровка понятия в загадке, обличение найденных признаков и закономерностей в литературную форму

Образовательный продукт

материальное воплощение отсутствует; внутренний продукт может не быть зафиксирован

материальный продукт: загадки о созвездиях;

внутренний продукт: осознание места своего региона в мире…

Методы деятельности

репродуктивные

метод исследования, метод образной картины, метод придумывания…

Зажигательность задания

стандартное задание

увлекает, начиная с названия

Образовательная значимость

научатся читать карту звездного неба, будут уметь определять некоторые созвездия по внешнему виду (на карте!), будут знать названия и историю названий основных созвездий

будут уметь ориентироваться в реальном звездном небе, будут знать, какие созвездия видны в небе региона, установят закономерности в расположении звезд…

Технологичность

высокая

высокая

Человекосообразность

задание может быть интересно некоторым учащимся

задание основано на личном опыте, наблюдении за реальной ситуации, предполагает создание своего оригинального произведения

Практическая значимость

энциклопедические знания

загадки можно загадать друзьям и родным, можно учиться ориентироваться по звездам в своей местности…

Задание «Звездные загадки» было предложено участникам Всероссийской дистанционной эвристической олимпиады по астрономии в ноябре 2008 года. Вот их ответы на задание и отзывы:

Промышленников Егор, 2 «А» класс, МОУ гимназия № 18, г . Нижний Тагил: «Этот полет был для меня веселый и загадочный. Потому что там были очень сложные задания. Веселее всего для меня было придумывать загадки про созвездия.

Вот загадка о Пегасе: Что за зверь? Вроде как лошадь, только с крыльями и с квадратом вместо брюха. Живет не в море, но рядом с Рыбами.

О созвездии Кассиопеи: Узнать ее легко на небе: как буква W она красива и буквы С есть две в ее названьи!

===

Краснов Илья, 2 «В" класс, МОУ СОШ №134 «Дарование», г. Волгоград: « Полет был для меня познавательным и интересным. Он был легким и веселым. Полет был загадочным, потому что там были загадки и путешествия к далеким планетам».

- На небе я поливаю вас водой из ковша, а на Земле я большая и неуклюжая. (Большая медведица).

- У меня и на небе и на Земле есть мама, кто я? ( Малая медведица)

===

Итак, отметим наиболее слабые места стандартного задания:

  • отсутствие ориентации на продуктивную деятельность
  • реальные образовательные объекты подменяются их моделями без необходимости
  • основные методы деятельности – репродуктивные
  • формулировка задания стандартна
  • образовательная значимость прослеживается на уровне ЗУН, но не на уровне компетентностного подхода
  • задание отчуждено от личного опыта и личных потребностей учащегося
  • практическая значимость данного задания не велика.

Таким образом, можно предложить элементы технологии преобразования традиционных заданий в открытые:

1. Начать с цели задания, ориентировав его на создание реального образовательного продукта.

2. В случае необходимости, переопределить образовательные объекты, на основе которых будет строиться задание, отдать предпочтение реальным объектам, а не их образам.

3. Определить методы деятельности, с помощью которых может быть достигнута цель задания.

4. Добавить в задание интригу, сюжет…

НОВЫЕ ПОЛОСКИ (математика, 1-3 класс). Близкий друг Кристофера Робина Тигра проснулся утром и увидел, что с его прекрасной шубки исчезли все полоски. Но Тигра никогда не унывает - он принёс кисть и чёрную краску, попросил Винни-Пуха обновить свой наряд. Как же узнать, сколько полосок и на каком расстоянии нужно нарисовать? Как бы ты раскрасил Тигру на месте Винни-Пуха? Предложи свой уникальный способ решения этой задачи. Возможно ли несколько вариантов?

или ориентируйте учащегося на решение реальной актуальной проблемы

"А ВСЕ МОГЛО БЫТЬ ИНАЧЕ…" (информатика, 10-11 класс) Центральное место среди принципов фон Неймана, определяющих структуру ЭВМ, занимает предложение об использовании двоичной системы счисления. В 1958 году в МГУ была разработана ЭВМ «Сетунь», в которой для представления чисел применялась уравновешенная троичная система счисления. Дальнейшие разработки исследований в данном направлении были свернуты. Опишите, какими могли бы быть современные компьютеры, если бы в основу принципов построения архитектуры вычислительных машин была бы заложена не двоичная, а троичная система счисления.

5. Обратите задание к ученику, используйте те объекты, явления и ситуации, которые ему интересны, важны. Пусть результаты выполненного задания могут быть применены на практике (самим учеником, дома, в школе и др.)

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БУКЛЕТ (география, 8-9 класс). Придумайте информационный буклет для туристов о регионе, в котором вы живете. В нем представьте самую значимую, по вашему мнению, и полную информацию для путешественников о вашем регионе. Изобразите его в любом графическом редакторе и дайте к нему свои пояснения и комментарии.

Какие ощущения вызывают эвристические задания у учеников? Самые яркие! От шока и недоумения при первом прочтении, до восторга! И всегда дети отмечают, что за кажущейся простотой и развлекательностью задания они увидели и глубокий смысл, и бескрайнее поле для творчества:

Галустян Венера, 8 "В" класс, гимназия №19, г. Ростов-на-Дону (после выполнения эвристических заданий олимпиады по русскому языку): «Я по-другому стала смотреть на предмет. Из сухого курса школьной программы, в котором нужно было вставлять пропущенные буквы и расставлять знаки препинания, на меня смотрели живые слова. И именно я давала этим словам жизнь, чувства, вселяла эмоции. Язык ожил и заговорил. Оказалось, что это интересная наука, которой интересно заниматься».  

Афанасьева Валентина, 8 класс, МОУ «Чувашско Дрожжановская средняя школа Дрожжановского муниципального района РТ», Республика Татарстан, (после выполнения эвристических заданий олимпиады по математике): «Когда были решены все задания, у меня появилось такое чувство, что я совершила интересное и увлекательное путешествие в мир неизведанного и увлекательного».

Суханова Екатерина, 10 “А” класс, школа №22 с углубленным изучением иностранных языков, г. Ульяновск (после выполнения эвристических заданий олимпиады по физике): «На типичных уроках физики преимущественно учат формулы, составляют задачи, меня это особо не привлекало, а так хочется чего-то необычного, нового. Проведение опытов проходило красной нитью почти через все задания олимпиады, они требовали другого: творчества. Над некоторыми заданиями приходилось серьезно подумать. Это способ раскрыться полностью творчески, поработать творчески, по-другому посмотреть на привычные вещи, и, в конце концов, проверить свои знания и умение мыслить нестандартно, выходя за рамки учебного процесса».

Подарите себе благодарность своих учеников! Откройте для них мир эвристических заданий и радость творчества на уроке!

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Скрипкина Ю.В. Эвристистические задания как средство раскрытия на уроке творческого потенциала учащихся. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2010. - 30 сентября.
http://www.eidos.ru/journal/2010/0930-01.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: list@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Эвристическое обучение" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта