EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Срастание отечественной науки с западной набирает силу, и этот процесс имеет односторонний характер.
Кашкаров А.П., г. Санкт-Петербург
Интернет-журнал «Эйдос» > Модернизация образования К вопросу о целесообразности и эффективности насаждения в России «западнических» теорий в педагогике
 

К вопросу о целесообразности и эффективности насаждения в России «западнических» теорий в педагогике

Кашкаров Андрей Петрович, инспектор-психолог Управления ФСИН по Санкт-Петербургу и ЛО, магистрант РГПУ им. А. И. Герцена, г.Санкт-Петербург

«Человек живет в мире выбора», а уже этот выбор
приводит к знаковости.
А. М. Пятигорский

В настоящей ситуации современный процесс интеграции мировой науки для отечественной педагогики оказался вызовом самому ее существованию в качестве самобытной школы.

В сознании зарубежных коллег отечественная педагогика представлена в качестве понятия скорее географического, нежели существенного; Выготский, Леонтьев, Макаренко, Рубинштейн, Ушинский, теории которых интегрированы в мировую науку и живут там собственной жизнью. Очевидно, что Л.С.Выготский (правильно - ударение на первый слог) намеренно изменил фамилию (ранее - Выгодский, ударение на второй слог), чтобы «уйти» от шлейфа достижений своей купеческой семьи, гордящейся фамилией со словообразующим корнем «выгода».

Тем не менее, для иностранных коллег российские ученые, на наш взгляд, не представляют интереса. Отечественные авторы практически не цитируются, не упоминаются в сколь угодно известных периодических зарубежных изданиях. Говорит ли это о том, что представители российской науки ущербны или бесперспективны? Учитывая знакомство с исследованиями ученых РГПУ им. Герцена - вряд ли…

Однако, это наводит на мысли о недостаточной известности нашей педагогической школы за рубежом; ибо основные достижения мировой педагогики ХХ века не связывают с именами российских деятелей от науки, и, соответственно не обозначают тенденции в развитии мировой педагогики, которые связаны с русскими научными кадрами в ХХI веке даже и в краткосрочной перспективе. А также о том, что наши, вполне профессиональные доморощенные ученые стремятся идти легким путем (а не «узкими вратами») и рекламируют «западнические» теории, вместо того, чтобы дать себе труд создать собственные, а созданные ранее отечественными учеными-предшественниками – не считают нужным рекламировать среди студентов…

Опыт и исследования отечественной научной школы, по всей видимости, не воспринимается нашими зарубежными коллегами и партнерами ценностно-актуальным. Отсюда, вполне заметное «миссионерское» отношение к русским педагогам-ученым западных коллег, ярко выраженное стремление просветить и приобщить, но отнюдь не научиться чему-либо. Очевидно, в сознании мирового профессионального сообщества существование отечественной педагогики как самобытной школы сегодня не является фактом.

Для молодых и перспективных ученых причиной сего является то, что ситуация, в которой происходит наше профессиональное становление, настраивает, прежде всего, на активное усвоение опыта зарубежных теорий педагогики. К примеру, как иначе воспринимать теорию множественного интеллекта Говарда Гарднера, усиленно насаждаемую, как единственно верную (ибо альтернативы не предусмотрено, и она не изучается) в действующей магистерской программе «Современные педагогические технологии развитии культуры чтения», в то время, как исследования по той же тематике успешно провели отечественные специалисты (Днепров Э.Д., Хуторской А.В., Колесникова И.А., Гузеев В.В., Библер В.С.).

Нарастает глухое недовольство, основанное на непонимании методов, что и ведет к изменению самосознания. Но… слова против не скажешь, бери и изучай мысли гарднеров при наличии своих собственных; а кому это нужно (среди тех, кто способен задумываться «до», а не «после»), кроме тех, кто защитил или пишет диссертационные работы по теории множественного интеллекта и семиотике? Ответа нет...

Далее привожу мнение российского специалиста, много лет отдавшей педагогике детского чтения, до сих пор преподающей в ГУКИ (Санкт-Петербург), Тихомировой И.И., к.п.н., доцента
http://ru.wikipedia.org/wiki/Тихомирова,_Ираида_Ивановна :

«Ведя секцию «Семейное чтение» в Михайловском, я убедилась, что библиотекари кроме викторин, ничем другим помочь родителям не могут; это все мелко. Особенно меня волнует, что никто не берется за классику, а она - по вине преподавания - вызывает у детей только ненависть. В этом деле могли бы помочь родители, в ком еще жива любовь к нашей великой литературе. Но они не знают, как к ней подступиться.

В Михайловском встречались с Путиной Л. А. Она оставила хорошее впечатление, и всей душой болеет за наше дело. У отечественных «западников» свои подходы, сугубо рациональные. Они духовность не признают, чтобы вы знали: мы не пересекаемся. Выводы делайте сами».

Срастание отечественной науки с западной набирает силу, и этот процесс имеет односторонний характер. В условиях современности «отечественная социогуманитарная наука постепенно превращается в механизм трансляции знания (а также гипотез, интерпретаций, заблуждений и т.д.) созданного зарубежной наукой, в нашу социальную практику. Встречное (или хотя бы компромиссное) движение практически отсутствует. Отечественный книжный рынок в части педагогики заполнен переводной зарубежной литературой, в том числе учебными изданиями, широко используемыми в учебном процессе в российских университетах - как студентами, так и педагогами. В этих учебниках не только не представлены (хотя бы ссылками), но и не упомянуты отечественная теория и методология. Соотнести последние с содержанием зарубежных учебников – непростая задача, требующая отличного владения предметом – зарубежной и отечественной теорией; сие под силу не каждому студенту, а значит, в массу будущих российских педагогов прививается «западнический» стиль, как единственно верный, а незначительное количество несогласных, вероятно, пополнит ряды изгоев от педагогического процесса.

Сие усугубляется тем, что в отечественной науке сегодня преимущественно развивается направление прагматической, прикладной ориентации. Соответствующие положения зарубежных концепций воспринимаются некритично и не соотносятся вполне с традициями и положениями отечественной теории педагогики и методологии.

Пришла пора дать многим книгам и авторам новую жизнь, вспомнить (или обновить) результаты исследований и рекомендации Н. А. Рубакина, С. Л. Вальдгарда и др., которые занимались не столько продвижением или популяризацией чтения, сколько психологией чтения, то есть важнейшими и интереснейшими «винтиками», приводящими (или не приводящими – у кого как) в движение сложный механизм мотивации к чтению, основанный на отношении конкретного читателя к книге. Мотивация процесса чтения как приобщения к культуре – важнейший фактор многостороннего социального поведения людей. А поведение людей и его «стимулы» - это и есть психология. Очевидно, что психологию чтения читателя (тавтология – намеренно) должен понимать и изучать каждый педагог, библиотекарь и родитель. Особенно – родитель, ибо школа, какая бы «навороченная» она ни была, все же отвечает за культурный уровень, воспитание гармоничной личности ребенка опосредовано, основное бремя воспитания и ответственности лежит на родителях. Да, иногда бытует обратное понимание или даже утверждение, мол мы платим, а вы дайте нам в итоге из нашей заготовки творческую личность. Здесь можно спорит долго… Педагоги делают свое дело, но родители, скажу за себя, как лицо в первую очередь заинтересованное в своем ребенке, должны прилагать неустанные и титанические усилия в части воспитания в семье, главным образом, решить проблему «необщения» (нехватки времени на занятие с ребенком дома).

В данном контексте психология чтения, как часть психологии воспитания, сегодня активно изучается. В том числе есть и вузовские курсы и единичные магистерские программы (к примеру, Социально-педагогические технологии развития культуры чтения – в Герценовском университете Санкт-Петербурга, курс которого прошел и ваш покорный слуга). Тем не менее, этих усилий недостаточно по трем причинам:

Во-первых, курсы эти действительно единичные с учетом большой территории и населения России, на всех не хватит…

Во-вторых, выпускающиеся специалисты могут иметь «повышенную» квалификацию в части психологов чтения, но кроме единичных случаев и возможностей ее повышения (перспективные научные исследования) практически невостребованы по ней, и будут работать в иной специализации, что нивелирует весь смысл (для общества) подобного обучения.

В третьих, не все научные руководители программ по детскому чтению имеют понимание важности прививания русской культуры в России. Очень часто можно сталкиваться, чему и я имел практику, с западническим подходом, к унификации образования (но это еще не самое страшное), к семиотическим решениям культурных и гуманитарных вопросов – вот где беда. Нам предлагают множественный подход на основе исследований и рекомендации, к примеру, Говарда Гарднера, в то самое время, как еще более глубоко изучил тему на отечественном поле исследований Н. А. Рубакин (и др.), также касавшийся вопросов множественного интеллекта. Отечественные исследования замалчиваются (по крайней мере, на их результаты стараются не опираться, не афишировать, не популяризировать).

Это интересно

В российской науке возникла целая плеяда деятелей западной ориентации, которые теперь получили право преподавать студентам курсы, соответствующие своим научным интересам. 15-16 декабря 2010 года в школе 700 г.Санкт-Петербурга состоялась межшкольная конференция под эгидой «Лига школ Роснано» (автор присутствовал). Их подробные презентации можно найти в Интернете; в двух словах (без раскрытия многоплановости) – нанотехнологии, знаковый подход, тестирование – методы школьного образования. Они не учитывают духовность и важность ее прививания в развитии личности ребенка. Сбор, как и подобает подобным мероприятиям, завершился раздачей комплектов литературы, в заглавиях которой непременно стояло слово «нано».

Не успел я выйти из стен замечательной 700-й школы из сообщества Роснано, как услышал в вестибюле разговор охранника (его в форме не узнать трудно) и мамы девочки 9-10 лет, стоящей здесь же. На мой взгляд, это очень знаковый диалог, поэтому рискну посвятить вас в него:

Мама: «вот собрали детей, два дня мурыжили по каким-то круглым столам, книжек надавали, а они все равно не читают, хоть «нано», хоть «ненано». Не этим нужно заниматься, лучше бы подарили «класс коррекции» - вон дома моя - просто зачитывается, или школьное питание наладили.

Охранник: «да они тут каждый год проводят свои конференции, был бы толк…»

Без комментариев.

Наряду с подобными мероприятиями должны быть организованы высокохудожественные конференции в поддержку чтения, и они есть; но... последних явно недостаточно. В данной сфере сегодня «правят бал» те, кто смотрит «в рот западу», те, кто нашел для себя «священную корову» и «оседлал» ее. И я не против взять из мирового опыта лучшее. Но… на отечественном фундаменте. К примеру, от Финляндии, где библиотеки, и чтение, очень популярны. Сегодня финны, к слову, самая читающая нация в мире и их образовательные программы в мире же и признаны наилучшими. Но нам ведь не предлагают финский опыт… Почему?

А вот еще мнение, педагога, к.п.н, доцента кафедры детского чтения и библиотечной работы с детьми СПб ГУКИ, Ирины Ивановны Тихомировой:

«Андрей Петрович, ваша реакция на конференцию совпадает с моей. Я думала, что в силу возраста я не воспринимаю всех этих "нано" в педагогике. Нано мозги - это для меня - плохо. Но, видимо, маленькие мозги это сейчас хорошо. Главное - пробиться вперед. Слово "цинично" стало позитивом. Надо скорей умирать».

Не торопитесь Ирина Ивановна. Весь ваш опыт очень нужен нам. Однако. Господа «нанотехнологи», что же вы делаете?

Выводы

Утрата целостности, общей теоретико-методологической основы, ослабление связей между направлениями и отраслями отечественной педагогики и проходят на фоне ослабления авторитета естественнонаучного направления и интереса к нему. В результате, как ни прискорбно констатировать, складывается ситуация, зеркально повторяющая ту, которая имела место в период «нормального» развития советской науки (1950-1980 гг.). Сегодня молодой специалист, особенно практик, работающий в школе, вполне знаком с западническими подходами в педагогике, может вне целостного контекста научной школы, по отдельным переводным изданиям владеть аппаратом зарубежной науки, имея лишь некоторые незначительные представления о том, что были (или есть) отечественные школы и их основатели в России.

Возникает актуальный вопрос: является ли сегодня российская отечественная педагогика самобытной школой, обладающей уникальной теорией и методологией, опытом экспериментирования и эмпирических доказательств, и не случиться ли так, что наши достижения будут признаны разве что на Луне?

В декабре 2010 года, в то время «когда космические корабли бороздят просторы вселенной», вполне ответить на данный вопрос помогут продолжающиеся исследования магистрантов и ученых.

Литература

  1. Юревич А. В. Социогуманитарная наука в современной России: адаптация к социальному контексту.// М.:ГУ ВШЭ. - Препринт WP 6/2004/02.
  2. Мироненко И. А. Отечественная психологическая наука и вызов современности. – C Пб.: Ин-т соц. политики и инклюзивного образования/ C Пб.: Тускакора. – 2007. - 220 с. -1000 экз. - ISBN 5-89977-134-8
  3. Тихомирова И. И. Школа чтения: опыт, теории, размышления. Хрестоматия. - М.: Школьная библиотека. – 2006. – 312 с.
  4. Тихомирова И. И. Как воспитать талантливого читателя: Сб. статей: в 2-х ч. Ч.1/ Чтение как творчество/ Ч. 2. Растим читателя творца / И. И. Тихомирова. – М.: РШБА. – 2009. – 287 с.
  5. Кашкаров А. П. Сотрудничество с книгой, и что бывает, когда его недостает. – Семейное чтение. - №3. – 2010. – с. 2-4.
  6. Кашкаров А. П. Чтение «с выражением». Как возродить забытую традицию. — Библиотечное дело №10. — 2008. — с. 35—38.
  7. Кашкаров А. П. Читать или не читать? Вот в чем вопрос.... — Верховажский вестник №102 (22 декабря 2009). — С. 6.
  8. Кашкаров А. П. Детское чтение. Пособие для отцов. — М.: Либерея-Бибинформ. — 2010. — 96 с. — вып. 123.
  9. Основные педагогические концепции гражданского и военного воспитания личности в исторической перспективе / Историческая и социальная образовательная мысль. - http://www.hist-edy.ru/hist/book2/2_2009/2_ru.php
  10. Розанов В. В. В интеллигентном угаре // Студенческий сборник. Пг. - 1915. - С. 42.
  11. Ушинский К.Д. Наука и искусство воспитания. / Сост. С. Ф. Егоров. - М.: Образование и бизнес. - 1994. - С. 34-98.
  12. Хомяков А. С. Сочинения: В 5 т. Т. 3. СПб. - 1994. - С. 108-110.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Кашкаров А.П. К вопросу о целесообразности и эффективности насаждения в России «западнических» теорий в педагогике. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - 25 марта.
http://www.eidos.ru/journal/2011/0325-05.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта