EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Метапредметность поможет создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив учебные предметы из различных областей.
Рябова О.Е., г. Маркс
Интернет-журнал «Эйдос» > Модернизация образования Метапредметный подход к организации деятельности обучающихся
 

Метапредметный подход к организации деятельности обучающихся

Рябова Ольга Евгеньевна, учитель химии МОУ СОШ №4 г. Маркс, Саратовская область

“Мы слишком часто даем детям ответы, которые надо выучить,
а не ставим передними проблемы, которые надо решить”.
Роджер Левин

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, — это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. По сути, это и есть главная задача новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Сегодня мы говорим лишь о метапредметном подходе и метапредметных результатах в обучении в связи с формированием универсальных учебных действий как психологической составляющей фундаментальной части образования.

По нашему глубокому убеждению, роль педагога, особенно на первом этапе развития, заключается в поиске методов и техник нахождения “ключика” к каждому ученику, чтобы в дальнейшем вместе с ним идти по пути к целостности личности. Этого можно достичь лишь при условии накопления знаний из различных областей. Несмотря на то, что накопление знаний является лишь начальным этапом познания мира, именно этот этап наиболее важен, и именно на этом этапе важна роль педагога как транслятора опыта человечества.

Метапредметность поможет создать целостную картину мира в сознании ребёнка, объединив учебные предметы из различных областей. Присвоение ребёнком метазнаний будет способствовать: развитию чувства собственного достоинства; снижению уровня агрессивности; повышению уровня рефлексии и самосознания; росту познавательной активности и познавательных интересов; изменению мотивов поведения; развитию эмпатии; гуманизации системы отношений с миром и самим собой; повышению уровня коммуникабельности; развитию умения прогнозировать и планировать свою жизнь на более длительный период; личностному росту; росту креативности.

Для достижения подобных результатов (как показывают результаты разработок и опыт инновационного движения в российском образовании) современный старшеклассник должен двигаться одновременно, как минимум, в трех направлениях: осваивать сложившиеся предметные действительности: базовые понятия, техники и способы предметного мышления (исследование, решение задач); участвовать в разработке и реализации социально значимых проектов; осваивать универсальные техники и способы мышления и деятельности, в том числе учебной деятельности.

В отношении к предметной и проектной составляющей образования метапредметная призвана существенно сократить время и сделать осознанным освоение конкретных предметных блоков содержания и решение практических задач социального проектирования. В метапредметном залоге цель решения задачи не только и не столько в том, чтобы получить ответ, но в том, чтобы в рефлексии выделить обобщенный способ решения, и превратить его в инструмент решения целого класса задач. Установка на обнаружение способа делает человека бесстрашным по отношению к любым задачам: главное начать размышлять.

Эффективность освоенных мыследеятельностных средств проверяется качеством решения предметных и проектных задач и только так. Это направление успешно разрабатывается на уроках, занятиях элективных курсов. Но возможно и другое направление.

Среди различных форм дистанционного обучения, разрабатываемых и реализуемых в Центре дистанционного образования "Эйдос" (http://www.eidos.techno.ru) наиболее яркой является эвристическая олимпиада. В 2009-2010 учебном году 9 учеников нашей школы приняли участие в 8 Всероссийской дистанционной эвристической олимпиаде по химии в разных возрастных группах 2-10 класс. Ученица 8 класса получила звание лауреатов. Количество участников, надеюсь, будет расти.

Главная цель дистанционной олимпиады – предоставить школьникам из разных школ, городов и стран одновременную возможность проявить свои творческие способности с помощью сети Internet. Специально составленные задания и компьютерные телекоммуникации позволяют выявить наиболее способных и одарённых детей для дальнейшей поддержки креативной составляющей их образования.

Основой для заданий дистанционной эвристической олимпиады являются фундаментальные метапредметные объекты, имеющие проявление в разных учебных дисциплинах. Метапредметный объект выходит за рамки одного учебного предмета. Он позволяет каждому ученику по-разному осуществлять его познание и создавать образовательный продукт собственного видения.

Другая основа эвристической олимпиады - метапредметная деятельность учеников, то есть деятельность, не сводимая к какой-то одной учебной дисциплине, а имеющая универсальный основополагающий характер. Это, например: целеполагание, рефлексия, эмпатия, фантазирование, наблюдение, эксперимент, моделирование, символотворчество конструирование, прогнозирование. Метапредметная деятельность предусматривает применение учеником универсальных эвристических методов познания объекта или решения проблемы, как то: установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритма действий. Чтобы каждому ученику дать возможность максимально проявить свою индивидуальность, совокупность олимпиадных заданий охватывает широкий набор видов учебной деятельности: логических, образных, конструкторских и др. Эффективность и привлекательность дистанционной олимпиады возрастает при использовании в заданиях элементов мультимедийных технологий – видео, анимации, графики, звука; а также программных средств, усиливающих интерактивность участника в выполнении задания.

Каждое задание олимпиады включает в себя, таким образом, метапредметный фундаментальный объект и предполагаемую метапредметную деятельность ученика, осуществляемую, по возможности, с помощью компьютерных средств. Это позволяет обеспечить свободу творчества учеников при возможности создания ими творческих образовательных продуктов смыслового плана.

Формой освоения метапредметныхых средств учебной деятельности могут быть игровые погружения построенные на материале решения предметных задач либо разработки социальных проектов. Решение задачи с одной стороны здесь является поводом для рефлексии и анализа мыследеятельностных средств ее решения. С другой стороны задает планку, норму качества решения задач данного типа в предметном обучении. В этом смысле каждое погружение осмысленно строить на едином предметном материале. Второй год в нашей школе реализуется метапредметное погружение в рамках проектно – ролевой игры: 2008-2009 «Погружение в эпоху Просвящения», 2009-2010 — «Египет – колыбель цивилизций».

Участники игры знакомятся с примерами заданий и формами учебной работы, которые разворачиваются в рамках учебных погружений в ходе интеллектуальной игры, виртуальных экскурсий, изготовления стендовых докладов и т.д, направленных на формирование таких умений, как аргументация, умение строить и предъявлять собственное суждение, обнаружить чужую и оформить собственную позицию. В основу погружений положены такие предметные области, как обществознание, психология, математика, словесность, химия, математика, технология. На заседании школьного НОУ в форме круглого стола или коммуникативного турнира «Научные открытия Древнего Египта» развернулась дискуссия, в ходе которой участники освоили следующие формы учебной работы: моделирование 1 (явления, эксперимента); моделирование 2 (как мыслительный эксперимент); решение незнакомых задач; анализ категориальной и понятийной структуры учебного материала; коммуникативные формы взаимодействия.

Игра предусматривает также перенос средств, "изобретенных" учащимися в рамках одной формы работы, в другие формы работы и на новый учебный материал.

Коммуникация - одна из наиболее сложных проблем для учащихся (формулировка собственной позиции, понимание позиции другого, аргументация, ситуативное реагирование, удержание предмета дискуссии, удержание собственной позиции, переформулирование и развитие собственной позиции и т.д.). В современной школе этим важнейшим вещам не учат. В рамках игры развитие коммуникативных способностей наиболее благоприятно.

В результате молодой человек имеет возможность осознать, что он умеет делать, в какой сфере он обладает способностями, что у него получается плохо, в какой зоне он вообще бессилен. Для полноценной рефлексии нужна добрая помощь педагогов и тьюторов, так как часто дети склонны анализировать действия всех вокруг, но только не свои собственные. Честная рефлексия – показатель зрелости личности.

Считаю, что достойна внимания ещё одна проблема. Потребность школы в новом учителе четко определена и в государственных документах, определяющих приоритеты развития образовательной политики на федеральном уровне. Это учитель, который не только «учит», но в первую очередь создает условия для запуска процессов саморазвития, самоопределения, самопознания у своих учеников; учитель, который не паникует от каждого изменения в программах, учебных планах и т.д., так как владеет навыками профессиональной управленческой деятельности; учитель, который владеет психологическими аспектами обучения (обучение с учётом модальности ребёнка, создание учебной мотивации и т.д.)

Встает вопрос — как создать условия для того, чтобы учитель сам захотел измениться? Как будет выглядеть механизм оказания учителю психологической помощи, исходя из того, что ее содержанием должна быть коррекция его собственной активности в сторону этого развития? Поэтому з адачами районного методического объединения учителей химии, руководителем которого я являюсь, считаю выявление через анкетирование, обмен мнениями реального уровня компетентности учителя,          развитие системы проектирования личностных достижений педагогов. Главная задача диагностики успешности учителя состоит не в том, чтобы стимулировать самого учителя к осмыслению и решению своих профессиональных проблем. Более того, нельзя забывать, что успешный учитель всегда сориентирован на самоанализ и самодиагностику. Только от желаний самого учителя зависит процесс его самопознания, самосовершенствования и самоактуализации. Образовательная система школы реализует свою андрогогическую функцию (обучения взрослых) независимо от того, насколько осознанно и целенаправленно действуют в этом направлении члены коллектива. Но эффективность реализации этой функции возрастает, если в школе складывается целостная система деятельности, обеспечивающая каждому учителю возможность развития любой компетенции, направленной на совершенствование образовательного процесса.

«Тот, кто действует в реальном, но живет идеальным, достигнет высочайшего» (К.Л.Берне)

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Рябова О.Е. Метапредметный подход к организации деятельности обучающихся // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. - №6. - 27 июня.
http://eidos.ru/journal/2011/0627-07.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

 

   
  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2014
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта