EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Основная идея целеполагания и рефлексии в обучении заключается в овладении учителями и учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности.
Андрианова Г.А., к.п.н., г. Москва
Интернет-журнал «Эйдос»Эвристическое обучение Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности
 

Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности

Андрианова Галина Александровна, канд. пед. наук, зам. директора Института образования человека, г. Москва

Особенность учебной деятельности состоит в том, что «ее результатом является изменение самого учащегося» (Российская педагогическая энциклопедия. Т.2. – М, 1999, с.478). Новые федеральные образовательные стандарты предлагают ввести в учебную деятельность такие метапредметные виды как целеполагание и рефлексия, которые в педагогическом и психологическом смысле направлены на изменение сознания школьника, изменение самого подхода к организации учебной деятельности, включения личности ребенка в планирование своей учебы, осознания своих результатов, в конечном итоге – превращения учащегося из объекта обучения в его субъект, полноправного управленца и организатора учебной деятельности.

Основная идея целеполагания и рефлексии в обучении заключается в овладении учителями и учениками технологией осознания творческой и учебной деятельности. Такие виды деятельности предполагают постановку целей своего образования, организацию их выполнения и последующую рефлексивную деятельность: осознание способов достижения целей, возникших проблем, успехов и результатов. Рефлексия - не только итог, но и стартовое звено для качественно нового начала образовательной деятельности и новых её целей.

В работе педагога можно использовать следующую методику обучения школьников целеполаганию. На уроках вместе с учениками выясняется смысл занятий по предмету: что это за наука, какие вопросы и проблемы здесь поднимаются, зачем нужно ее изучать. Эти вопросы обсуждаются на уроке, а также включаются в домашнее задание. Например, по истории учащимся предлагается дать ответы на вопросы: "Что такое история и зачем ее нужно изучать?" Каждый ученик опрашивает своих знакомых и записывает ответы на следующие вопросы:

а) что думаю я;

б) что думает моя подруга (друг);

в) что думают мои родители;

г) что думают ученые (учебники, энциклопедии);

д) что думает учитель.

На занятиях школьники сопоставляют различные точки зрения на смысл предмета и выбирают те из них, которые им более созвучны и понятны. Такая работа продолжается из года в год. Становясь старше, школьник изменяет свое суждение и представление о многих вещах.

Постановка целей учениками и учителями может относиться к разному периоду времени: на урок, на домашнюю работу, на четверть и более.

 

Курсы для педагогов

Центр "Эйдос" приглашает педагогов и методистов школ на оргдеятельностный дистанционный курс "Методика организации целеполагания учащихся на уроке" (код 22020).

 

Цели могут быть заявлены на достижение результатов в каком-то определенном виде деятельности. Например, для того, чтобы научиться задавать вопросы на английском языке, дети ставят следующие цели: понять, как образуются общие вопросы; где нужно ставить вопросительные слова; можно ли задать вопрос без "do" или "does" и т.п. Происходит мини-рефлексия по результатам деятельности. Не всегда все ученики говорят, что они поняли, как задавать вопросы. Если одному или двум-трем ученикам удаётся осознать, как они научились задавать вопросы, это один из важных факторов их успешной образовательной деятельности. Естественно, что такой вид целеполагания на определенную деятельность повторяется систематически. Такая работа приводит к тому, что некоторые ребята начинают самостоятельно ставить для себя цели по выполнению домашнего задания.

Вот пример того, как ставит для себя цель ученица 6 класса: "Цель домашнего задания: подготовиться к тесту по английскому языку, самостоятельно составить предложения по памяти со словами из текста".

Ученики ставят конкретные цели на определенный урок. Так как занятия отличаются по своему содержанию, цели детей на урок могут быть совершенно разные, например:

1) хочу выучить стихотворение "I'm a pupil";

2) хорошо написать тест по проверке орфографии английских слов;

3) понять, как образуется время Present Continuous и другие.

Рефлексия в конце урока также помогает выявить и закрепить результаты образовательной деятельности. Причем, говоря о достижении той цели, которую он наметил, ученик также может упомянуть и другие свои достижения.

Программными целями по предмету считаются те, которые ученики ставят на четверть или на целый учебный год. На занятиях английским языком это происходит следующим образом: учитель говорит о своих целях обучения, затем просит учеников письменно изложить свои цели на четверть в тетрадях. Так как в школе уделяется значительное внимание личным суждениям учеников, ребята ставят цели, которые отличаются от учительских, совпадая по 1-3 пунктам. С теми же ребятами, которые еще не научились выражать свое личное "я", целеполагание на четверть проводится по другому: сначала ребята говорят о том, чему они хотят научиться на данных занятиях, затем учитель знакомит их со своими установками.

Вот как происходила конкретизация целеполагания учащихся по английскому языку во 2 классе. Во второй четверти большинство учащихся поставили для себя главную цель в довольно общем виде: "Научиться читать и писать по-английски". В третьей четверти, когда ученики приобрели некоторые навыки чтения и письма, педагог помог им конкретизировать свои цели. Школьники написали следующее: "Хочу научиться писать красиво, с соединениями букв, читать небольшие тексты"(Рома); "Я хочу научиться работать над диалогами и текстами и дома, и в школе: выучить, сочинять, писать, читать"(Роза); "Я хочу написать маленький текст без ошибок" (Антон).

При совместной постановке целей возникает проблема гармонизации целей учеников, учителя, госстандартов. Есть несколько путей решения этой проблемы: обсуждение с детьми и отбор самых важных смысловых целей по предмету; осознание реальности достижения тех или иных целей (например, выучить 1000 слов за четверть не всегда возможно). Можно поощрять те цели учащихся, которые направлены на их собственную творческую деятельность.

Цели по своим типам могут быть разными. Вначале у ребят главенствуют формальные цели: хочу получить "5", хочу быть первой по предмету и конкретные: хочу выучить 45 слов. Более развивающими являются смысловые цели: хочу научиться различать одинаковые по написанию французские и английские слова и творческие цели: хочу сочинить свое стихотворение на английском языке. В начале каждой четверти дети формулируют все три типа целей. Вот, например, какие цели ставят для себя учащиеся 6 класса: "Формальные цели: выучить правила прошедшего времени, составить 5 кроссвордов, красиво вести тетрадь, выучить новые слова из словаря и сдать их в виде кроссворда; смысловые цели: понять, как образуется прошедшее время, придумать способ, как красиво вести тетрадь; творческие цели: сочинить стихотворение о детстве, сыграть роль в спектакле "Пузырь" и придумать оригинальный костюм, имя, повадки своему герою"(Марина); "Формальные цели: пересказать 3 рассказа и сделать задание №7 со стр.232 из учебника; смысловые: научиться понимать, что я читаю и пишу по-английски; творческие: хочу составить кроссворды и придумать домашние задания самой себе дополнительно"(Фатима).

Очень важными становятся перспективные цели, которые научается ставить школьник, например, в течение года создать английский словарь школьных выражений в комиксах. Это учит ребенка выстраивать свою собственную индивидуальную программу обучения на большой период времени.

Прежде чем провести в конце четверти рефлексию по результатам образовательной деятельности, осуществляется корректировка поставленных целей. Например, спустя 2-3 недели учебы школьники и педагог обсуждают, как достигаются их цели. Сужаются или расширяются те или иные цели, добавляются другие цели и т.д.

В конце четверти происходит осознание детьми своих образовательных результатов, успехов, трудностей в достижении тех или иных своих целей.

Вот как оценивает свои трудности ученица 6 класса:

1. Растерянность на уроках английского и французского языков.

2. Непонимание учителя.

3. Поведение на уроке.

4. Иногда, если я не знаю, трудно ли это или нет, я этого не доделываю.

Свои проблемы ученики выражают также с помощью вопросов, например: Как мне научиться сочинять музыку в мажоре? Как читать по-английски бегло и слитно? Как научиться считать без электроники? Как правильно отталкиваться лыжными палками? На поставленные вопросы отыскиваются способы их решения.

Занятия рефлексией имеют разные формы: вербальные (словесное обсуждение), художественные ("нарисуйте образ недели"), музыкальные ("придумайте мелодию своим успехам по английскому языку", двигательно-мимические, театральные и др. Эти занятия стоят в расписании отдельным уроком "рефлексия", который может проводиться в конце недели. Важным является то, что у детей есть свой рефлексивный дневник, в котором они ведут записи и рисуют. В младших классах такие дневники выполняются в виде альбомов, где дети рисуют свои успехи, трудности и одним или двумя предложениями обозначают свои цели. В старших классах записи более детальны и подробны.

 

Курсы для педагогов

Центр "Эйдос" приглашает педагогов и методистов школ на оргдеятельностный дистанционный курс "Как организовать рефлексию учащихся" (код 22520).

Педагог, которые осваивает вместе с учащимися такие метапредметные виды учебной деятельности как целеполагание и рефлексия, может составить программу на год, пример которой см. ниже.

Программа занятий по рефлексии в 6 классе

Смысл занятий: научить учащихся осознанно осмысливать и планировать свою деятельность, а также поступки и деятельность других людей.

Цели занятий: 1. Научить детей ставить и достигать цели по учебным предметам в соответствии с содержанием этих предметов и индивидуальными особенностями самих учащихся. 2. Научить отслеживать выполнение своих целей и корректировать свою деятельность. 3. Научить анализировать успехи и трудности в достижении целей другими учениками. 4. Научить способам невербальной рефлексии (художественные образы, музыкальные и т.п.)

Тематическое содержание:

1. Целеполагание по конкретным предметам на часть урока, урок, неделю, четверть, учебный год.

2. Корректировка целей в ходе учебного процесса; критерии корректировки.

3. Различение детьми своих видов целей: формальные, смысловые, конкретные, перспективные, творческие.

4. Осознание успехов и трудностей в ходе реализации своих целей.

5. Рефлексия как часть урока по учебному предмету.

6. Рефлексия - отдельный урок, посвященный осознанию своей деятельности за неделю.

7. Вербальная и невербальная рефлексия.

Виды деятельности:

1. Проговаривание вслух учениками своих целей, успехов в их достижении, трудностей, способов их преодоления.

2. Письменное изложение анализа своей деятельности в рефлексивном дневнике.

3. Рефлексия деятельности одного ученика другим учеником ("взгляд со стороны").

4. Составление критериев оценки и оценивание своих успехов разными способами.

5. Рисование в рефлексивных дневниках образов своей деятельности в течение урока, дня, недели.

6. Предложение детьми своих видов рефлексивной деятельности.

Предполагаемые результаты:

1. Ребята научатся ставить и записывать цели по своим видам деятельности, различать их по смыслу, корректировать в ходе учебного процесса, анализировать их достижения.

2. Ребята научатся видеть свои успехи и проблемы в ходе достижения своих целей, находить способы преодоления трудностей.

3. Научатся вести рефлексивный дневник, в котором будут отображать свою мыслительную деятельность.

 

Литература:

1. Учебные программы для 1 класса: Комплект в 5-ти частях: Концепция школы. Словесность. Математика. Естествознание. Астрономия. Русская культура / Под ред. А.В.Хуторского. - Черноголовка, 1993.

2. Школа творчества: Сборник ученических работ, 1996.

3. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ в начальной школе: Методическое пособие. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

4. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь. 3 класс– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007.

5. Хуторской А.В., Андрианова Г.А. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь. 4 класс– М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

Электронные издания:

322010m Индивидуальная образовательная траектория. Технологии личностно-ориентированного обучения. Как одновременно обучать всех по-разному.

322015 Моя индивидуальная программа обучения: как составить . Практикум по базовой оргдеятельностной подготовке. Как начать планировать свое образование?

322020m Методика организации целеполагания учащихся на уроке. Личные цели ученика в образовании. Цель как вид побуждения учения. Деятельностный, диалоговый и рефлексивный компоненты в целеполагании.

322510 Рефлексия на личностно-ориентированном уроке. Методы организации и самоорганизации рефлексивной деятельности на личностно-ориентированном уроке.

322520m Как организовать рефлексию учащихся. Рефлексия как личное средство работы педагога. Технология рефлексии и её формы в обучении. Методика организации рефлексии на уроках.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Андрианова Г.А. Целеполагание и рефлексия как метапредметные виды учебной деятельности. // Интернет-журнал "Эйдос". - 2011. -№8.
http://www.eidos.ru/journal/2011/0831-07.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Эвристическое обучение" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2014
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта