EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
В данной статье мне хочется поделиться опытом, как можно организовать и целенаправленно достигать результатов по воспитанию гражданственности.
Заостровных М.В. , г. Алапаевск
Интернет-журнал «Эйдос» Модернизация образования Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста
 

Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя)

Заостровных Марина Викторовна, учитель начальных классов МБОУ «СОШ №2», МО город Алапаевск Свердловской области

Воспитание гражданственности - воспитание человека, готовящее к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в жизни государства и был способен многое сделать для своей страны. Если в ребёнке с детства не воспитать это качество, не стоит ожидать, что оно появится у взрослого человека. Воспитание в школе - это не проведение каких-то разовых мероприятий. Воспитание должно охватить учебную и внеурочную деятельность. Именно так ставится вопрос в Новом Федеральном государственном образовательном стандарте. В данной статье мне хочется поделиться опытом, как можно организовать и целенаправленно достигать результатов по воспитанию гражданственности, в каких культурных формах и на каком содержании это лучше всего делать.

Главной целью гражданского воспитания вижу в формирование активной жизненной позиции. Приобщение учащихся к правовой культуре, к культуре своего народа, истории своего Отечества, малой родины, формирование потребности в высоких культурных и духовных ценностях – задачи воспитания гражданина.

С первого класса начинаю знакомить учеников с такими понятиями как «гражданские права», «конвенция», «права на развитие», «права ребёнка», «Устав школы», «обязанности ученика», «демократия», «достоинство», «символы России». Опыт показывает, что данная тема, её терминология трудны для восприятия семилетним ребёнком, но необходимо это начинать с первого класса, т.к. этого требует организация самоуправления. Поэтому обращаюсь к различным дидактическим пособиям, цифровым ресурсам. Достаточная материальная база школьной библиотеки позволяет проводить классные часы в её стенах по темам: «Какие у меня права и обязанности?», «Что такое Устав?». Формированием правовой культуры идёт в течение всех четырёх лет в разных формах: беседы, игры, встречи с представителями закона, проектная деятельность .

В первом классе, после адаптационного периода, с октября, мы играем с детьми в выборы. Делимся на группы, выбираем актив класса, в каждой группе все её члены распределяют между собой обязанности. На Совете актива, в который входят командиры групп, составляем план наших классных мероприятий. Итоги подводим в конце каждой четверти. Все результаты фиксируем в классном уголке, между группами проходят соревнования. Первые два года раз в четверть ученики в группе меняются обязанностями, обговаривают: что получилось, а что нет. Это даёт ученикам возможность попробовать себя в разных направлениях. В третьем и в четвёртом классах сменность поручений происходит раз в полгода . Выявляются в самоуправлении лидеры, активисты. Предоставляется возможность каждому выполнить задание, поучаствовать в мероприятиях.

Особое внимание уделяю сотрудничеству на основе доброжелательности, взаимовыручки, безкофликтного общения. Ученики знакомятся со «Схемой достойного выхода из конфликтной ситуации»:

  1. Начни разговор с точного описания ситуации, которая тебя не устраивает («Когда ты накричал на меня …»).
  2. Вырази чувства, возникшие у тебя в связи с этой ситуацией и поведением человека по отношению к себе («Я почувствовал …»).
  3. Скажи человеку, как бы хотелось, чтобы он поступил. Предложи ему другой вариант поведения, устраивающий тебя («Поэтому в следующий раз я попрошу тебя не высказывать свои замечания не в таком тоне …»).
  4. Скажи, как ты себя поведёшь в случае, если человек изменит, или не изменит своё поведение («Тогда я буду прислушиваться к твоим замечаниям», «Мы вместе всё обсудим и решим нашу проблему»).

Развитие этих навыков поведения считаю важным, т.к совместно работать значит больше, чем просто быть в одной команде, в группе. Цикл классных часов по воспитанию толерантности является одним из основных моментов в воспитательной работе в первом классе. О частоте обращения к данной теме в последующем подсказывают результаты моих наблюдений.

В Государственном Образовательном Стандарте второго поколения особый акцент делается на формирование гражданского патриотизма. Данной проблему решаю через включение в учебный план элективного курса М.Ю. Новицкой «Введение в народоведение» Данный курс начинаю со второго полугодия первого класса. Основной материал учебного курса М.Ю.Новицкой «Введение в народоведение» представляет собой народный вариант ответа на перечисленные вопросы: календарно-обрядовая культура (1-2 класс), семейно-обрядовая культура (3 класс), культурное наследие, отражающее разные этапы в жизни народа и их своеобразие; способы осмысления истории самим народом и процесс становления национального характера.(4 класс). Деятельностный подход к освоению традиционной культуры предполагает активность детей и родителей: знакомство и проведение народных праздников, гуляний, игр («Осенины», «Кузьминки», «Колядки», «Масленица», «Праздник Красной горки»).

Для курса «Введение в народоведение» характерен и персонифицированный подход. В центре всех проблем стоит человек, личность, ребёнок: именно с этих позиций рассматривается природа, семья, история народа как условий, в которых складывается и осуществляет свою жизненную цель каждая личность. Достаточно много работаем с детьми по теме «Моя семья», где ученики рассказывают не только о своей семье, происхождении фамилии, семейных традициях, праздниках. Ученикам предоставляется возможность узнать и составить своё родословное древо. Итогом работы по теме является рисование и презентация семейного герба. В качестве примера хочу привести слова своего ученика при представлении герба: «На нашем гербе, семьи Глазуновых, изображён щит. Этим мы хотели показать целостность всего то, что нас окружает. В центре изображено дерево. Ствол-семья в целом, пять веток - папа, мама и трое детей. Дерево-это основательность, ритм жизни. Плоды на нем - это то, что мы получаем в итоге: знания, умения, купленные родителями предметы. А так же труд, приносящий пользу всем нас окружающим людям. Голубое небо-возвышенность и чистота во всём. Радуга символизирует гармонию внутри семьи и с окружающим миром». Строчки из сочинения Артёма Шнайдер, призёра городского конкурса «Моя семья надежно укрепляет твои успехи, мой родной Урал!»: « Все мои близкие люди бабушка, дедушка, папа, мама, дяди, тети-врачи и хирурги, которые работают в больнице нашего города. Из-за их занятости на работе мы не каждый день бываем все вместе. Это меня огорчает. Но я понимаю, что они нужны людям. Зато какую радость я испытываю, когда читаю им из газет благодарности за их труд. Я горжусь своей семьёй!». То, что занятия в рамках данного элективного курса помогают осмыслению детьми значимости своей семьи и её вклад в развитие истории родного города подтверждает следующее высказывание Шмельковой Насти, ещё одного призёра выше указанного конкурса: «Мой папа-священник. Он лечит души людей. Это в наше время очень важно. Мама помогает папе. У них нас трое, и все дочери. Мы их очень любим. Стараемся быть вместе. Мы дружная семья: у нас во всём царит любовь, взаимопонимание». Таким образом, элективный курс «Введение в народоведение» помогает осознать общечеловеческие ценности и самобытность родной культуры.

Мой родной город Алапаевск и Алапаевский район богат своей историей и культурой. Поэтому данный элективный курс наполнен региональной корректировкой с учётом всего этого. Здесь идёт опора на сложившуюся социокультурную инфраструктуру нашего города и района (музеи, библиотеки, творческие и краеведческие клубы), использование богатейших фондов и знаний работников местных музеев, преподавателей школы искусств, музыкантов. Тесное сотрудничество с музеем крестьянского ремесла и быта села Коптелово Алапаевского района складывается из тематических экскурсий, которые проходят раз в четверть. Таким образом, за три года ученики имели возможность побывать на 10 экскурсиях по темам: « Крестьянская изба», «Откуда хлеб на столе?», « Всё о самоваре», «Кузнец-удалец», «Зимние обряды и праздники», «В пимокатной мастерской», «В гостях у ткачихи», «Эх, лапти, вы, лапти, вы, лапти мои..» и др.. В конце каждой экскурсии проходит викторина, ученикам предлагается составить дома кроссворд или вопросы для блицтурнира, дети пишут отзывы в классную летопись. Посещение в городе Краеведческого музея, музея имени П.И.Чайковского, музея Истории Алапаевского металлургического завода, музея ИЗО позволяет узнать историю нашего города и встретиться с Почётными жителями, внёсшими значительный вклад в развитие города. На примере жизни этих людей ученики имеют возможность увидеть и понять, что патриот не только беззаветно предан своему Отечеству, но это человек дела. Мало говорить о любви к своей малой родине, нужно достойно проявить себя на благо людей. С третьего класса начинается сотрудничество с городским краеведческим клубом «Невья». Это не только встречи с его членами, но и открытие интересных имен и новых фактов по истории города, исследовательская деятельность. Ребятам даётся возможность изучить архивы музеев, участвовать в научно-практической конференции и в школе, и в городе. К концу четвёртого класса школьники знают историю города, символы, знакомы с теми, кто делал эту историю.

Работа по формированию гражданственности проходит и через проектную деятельность. Считаю, что и проектная деятельность как в урочное, так и во внеурочное время – основа для формирования позитивного социального опыта учащихся. В своей деятельности занимаюсь с учениками разными проектами: творческими, исследовательскими, социальными. Тему проекта выбирают сами ученики. Если в первом классе они творческой направленности («День Победы», «Весенние праздники»), со второго класса имеют исследовательский характер («Откуда хлеб к нам пришёл?»), то с третьего класса ребята выбирают социальный проект («Твори добро!»). Стало доброй традицией участие в Акции добрых дел, проводимых в школе. Ученики собирают книги, канцелярские товары, обувь, одежду для детей приюта «Гименей». Школьники выступают с концертами к праздникам и в приюте, и в досуговом центре для пожилых людей «Вдохновение». Занимаются оформлением и украшением зала к праздникам. Оказывая помощь нуждающимся детям, делая приятное другим, ученики учатся не только сострадать, но и формируется активная жизненная позиция. И именно в работе над этими проектами у детей проявляются такие духовно-нравственные качества гражданина как милосердие, гуманизм, ответственность за порученное дело, толерантность.

Проектная деятельность учащихся за последние три года способствовала не только формированию позитивного социального опыта, но и помогла сплотить классный коллектив, о чём говорят результаты психологического мониторинга. (Табл.1).

Таблица1. Социометрия класса. Показатель сплочённости коллектива.

Год

Показатель сплочённости коллектива

2008-2009

3,5 баллов

2009-2010

3.7 баллов

2010-2011

3,9 баллов

Формирование активной жизненной позиции начинается и со здорового образа жизни. О том, что это один из залогов успешности в жизни, начинаю говорить с первого класса. Анкеты по ЗОЖ, проводимые с учениками и их родителями, наблюдение позволяют сориентировать: в каком направлении вести эту работу. Чаще всего она складывается по привлечению к систематическому занятию спортом, профилактике заболеваний и пропаганде ЗОЖ. Через проводимый в школе, два раза в год, Мониторинг Здоровья есть возможность отследить результаты этого направления. И они радуют, т. к. имеют положительную динамику: сократилось количество заболеваемости, выросло число участников спортивных секций.

Таким образом, через краеведение, через исследовательскую и проектную деятельность продолжается включение ученика в организованную деятельность, в процессе которой развертываются многоплановые отношения, закрепляются формы общественного поведения, формируется потребность действовать в соответствии с нравственными образцами, которые выступают в качестве мотивов, побуждающих деятельность и регулирующих взаимоотношения детей.

Всем знакома истина, что воспитание идёт из семьи, поэтому веду параллельно работу с родителями по формированию у учащихся гражданственности. Здесь формы работы традиционные: собрания, консультации, индивидуальные встречи, работа с родительским комитетом. На самом первом родительском собрании предлагаю заполнение анкеты. Это помогает увидеть готовность родителей к воспитанию ребёнка и участию в жизни класса. Тематические собрания провожу с учётом заявок и заинтересованности самих родителей. Самые популярные темы «Поощрение и наказание детей в семье», «Значение семейных традиций в формировании у ребёнка желания трудиться», «Мой ребёнок становится трудным». Последнее время всё больше убеждаешься, что молодые родители в вопросах воспитания своих детей стараются остаться в роли наблюдателей: «Мне некогда, я работаю. У меня бизнес». В лучшем случае, можно услышать: «Он с бабушкой». Одним из выходов в такой ситуации я вижу в формировании состава родительского комитета. Родительский коллектив делится на четыре группы (по алфавиту), и каждый новый учебный год формируется новый состав родительского комитета. Такая смена даёт возможность родителям не оставаться в стороне от жизни классного коллектива, следовательно, проявить заинтересованность к школьным проблемам своего ребёнка. А классному руководителю увидеть степень активности самих родителей и выстраивать с ними траекторию взаимоотношений.

 

Курсы для педагогов

Центр "Эйдос" приглашает педагогов на оргдеятельностный дистанционный курс "Компетентностный подход в обучении младших школьников в условиях реализации стандартов второго поколения" (код 27401).

Игры, конкурсы – возможность выявить у учеников и их родителей активную жизненную позицию. Мои ученик активные участники олимпиад и конкурсов разного уровня (школьных, городских, областных, всероссийских) . Так школьники с родителями , с первого класса, участвуют в городском семейном конкурсе по избирательному праву «Выборы глазами российской семьи», 2009г. (1 победитель, 2 лауреата). В 2010 г . Три семьи приняли участие в городском конкурсе «Моя семья надежно укрепляет твои успехи, мой родной Урал!» (2 призёра, 1 лауреат). В 2011 г городской конкурс «Выборы глазами российской семьи» три семьи участвовали, одна из них - призёры. Каждый год ученики являются участниками областного конкурса «Ручейки добра: нравственная и духовная красота Православия». За последние три года число призёров растёт (2009г.-2 чел., 2010г.-3 чел., 2011 г- 5 чел.). Ежегодно ученики пишут стихи и отправляют на городской конкурс «Серебряное пёрышко». Самые популярные темы стихов рассказов - о городе, про семью. В 2009 г-1 победитель, в 2010 г-3 победителя. Во всероссийской дистанционной олимпиаде «Мечта», проводимой ЦДО «Эйдос» в 2011г. мои ученики заняли все три призовых места . Отмечается и тот факт, что большинство семей с желанием участвуют и занимают призовые места в конкурсах, объявленных в городских газетах, на предприятиях по месту работы родителей, где занимают призовые места. В классе сформировалась команда лыжников, легкоатлетов и футболистов. Ребята успешно защищают честь класса и школы на городских соревнованиях. По результатам психологического мониторинга (социометрия класса) у учеников повысился уровень воспитанности (2008г- 3,8 балла; 2009г.-3,9 баллов; апрель 2011г.-4,0 баллов).

При переходе учеников из начальной школы в среднее звено образования встаёт вопрос преемственности. Важно, чтобы новый классный руководитель понимал и продолжал работать в данном направлении. Приоритетными видами деятельности для этого возраста остаются краеведение, проектная деятельность. Самоуправление должно перейти на новый виток.

Таким образом, представленная мною система работы выстраивается в следующую схему:

Воспитание - не есть беспредметная деятельность, в нём всегда есть свой предмет, своё наполнение, своё содержание. Именно содержание воспитания гражданина восходит к ценностям и целям. Гражданско-патриотическое формирование личности не равно просвещению. Л.С. Выгодский указывал, что ценностное ориентированная внутренняя позиция ребенка возникает не как итог некоторых "педагогических воздействий" или даже их системы, а в результате организации деятельности, в которую он включен. Именно это мне и хотелось отразить в данной статье, потому что это имеет положительные результаты.

 

Литература:

  1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителей/ Д.В. Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2010.- с.5-6.
  2. Гражданское образование: содержание и активные методы обучения. Под редакцией Н.Воскресенской и С.Шехтера. - М.: Межрегиональная ассоциация «За гражданское образование», Фонд «Сивитас», 2009.- С.9-18.
  3. Воспитание младшего школьника: Пособие для студентов средних и высших педагогических учебных заведений, учителей начальных классов и родителей/ Сост. Л.В. Ковинько - М., 2000.- с.12-34.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Заостровных М.В. Воспитание гражданственности у детей младшего школьного возраста (из опыта работы классного руководителя). // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №1.
http://eidos.ru/journal/2012/0129-02.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Модернизация образования" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998—2016
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта