EidosRu Центр дистанционного образования «Эйдос»
на главную написать письмо карта сайта
 
Для формирования компетентностной личности необходимо включение ее в познавательную учебную деятельность и внеклассную работу.
Коченкова Г.Л. , г. Урай
Интернет-журнал «Эйдос» Методика в школе Проектная деятельность в обучении информатике и ИКТ как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся
 

Проектная деятельность в обучении информатике и ИКТ как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся

Коченкова Галина Леонидовна, учитель информатики и ИКТ МБОУ Гимназия, г. Урай Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

 

Мозг, хорошо устроенный, стоит больше,
чем мозг наполненный.
Мишель де Монтень

«Цели, на достижение которых направлено изучение инфtорматики в школе…, учитывают необходимость всестороннего развития личности учащихся, освоения знаний, овладения определенными умениями, развития познавательных интересов и творческих способностей, воспитания черт личности, ценных для каждого человека и общества в целом». [3] Отсюда следует, что в обучении необходимо использовать такие методы, которые развивают мышление школьников, учат рассуждать, ставить цели и задачи, искать способы их достижения на основе собственного опыта и глубокого осмысления. Образовательный процесс должен формировать не просто умения, а компетенции, т.е. умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью.

С позиций компетентностного подхода в результате обучения и воспитания должны формироваться следующие компетентности:

  1. Ценностно-смысловая – уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.
  2. Учебно-познавательная – готовность к самостоятельной познавательной деятельности, ее самооценке.
  3. Информационная – готовность к самостоятельному поиску, анализу, отбору и оценке необходимой информации из различных источников; способность самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи.
  4. Коммуникативная – готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в публичных выступлениях; навыки работы в группе.
  5. Компетентность разрешения проблем - способность анализировать нестандартные ситуации; уметь принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.
  6. Личностная - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку как наиболее общих выработанных способов действия, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.

Для того, чтобы формировать ключевые компетентности и поддерживать у учащихся интерес к предмету информатика и ИКТ, у меня возникла необходимость строить обучение и воспитание на активной основе. Приоритет в этом отношении принадлежит проектно-исследовательскому методу. Причем использую его на уроках, во внеурочной и во внеклассной деятельности. Для формирования компетентностной личности необходимо включение ее в познавательную учебную деятельность и внеклассную работу.

Проектно-исследовательская деятельность на уроках информатики направлена на формирование учебно-познавательной и информационной компетнтности, т.к. создаёт у учащихся образ цельного знания, повышает мотивацию учащихся в получении дополнительных знаний, формирует научное познание. В рабочей программе по каждому классу предусматриваю количество часов на проектную деятельность. С точки зрения развития учебно-исследовательских навыков, практикую уроки следующих типов.

Урок – мини-проект. Учащиеся не получают «готовую» информацию, а ищут ее в той или иной степени самостоятельно. Результат поиска ответа на проблемный вопрос оформляется в виде мини-проекта, созданного в среде программирования или в прикладной программе.

Урок – практическая работа. На уроке учащиеся выполняют практическое задание в среде программирования или в прикладной программе и дополнительно - задание творческого характера. Это может быть моделирование ситуации, эксперимент или исследование из другой предметной области. Например, практическая работа в 8 классе по теме «Построение диаграмм в электронных таблицах», где предлагаю учащимся выполнить творческие задания: «Построить диаграмму добычи нефти ТПП «Урайнефтегаз» за пять лет», «Построить график своих биоритмов».

Урок – проектное исследование. Структура учебного исследования на уроке соответствует логике научного исследования. Учитель ставит проблему, создает проблемную ситуацию, обеспечивает учащихся необходимым фактическим материалом, руководит их деятельностью. Учащиеся совершают открытия. Примером исследовательской деятельности на уроке может служить работа по моделированию ситуаций в электронных таблицах. В исследовательской работе «Хищники и жертвы» необходимо выполнить задание: «По данным численности волков и лосей составить план отлова хищников, чтобы сохранить популяцию лосей и не нарушить экологическую обстановку».

 

Курсы для педагогов

Центр "Эйдос" приглашает педагогов на оргдеятельностный дистанционный курс "Методика организации исследовательской деятельности школьников по информатике" (код 25271).

Урок - деловая игра. Урок, основанный на имитации деятельности учреждений и организаций: лечебное учреждение, школа, библиотека, фирма по продаже компьютеров и т.п. Проектирование на таких уроках, как правило, связано с изучением табличного процессора или СУБД MS Access.

Урок - виртуальная экскурсия. На уроке учащиеся представляют проекты, выполненные в качестве домашнего задания; защищают и дают экспертную оценку работам своих товарищей. В качестве проекта может быть «виртуальный музей», «экскурс в историю», «виртуальная экскурсия по городу» и т.п.

Урок-практикум. Уроки - практикумы провожу при изучении алгоритмизации и программирования. На уроках решаем задачи, моделирующие процессы или явления из других учебных предметов или из жизни. Например, создать проект «Движение шарика, брошенного под углом к горизонту» и т.п.

Урок-защита проектов - это урок корректировки знаний и умений. Уроки защиты проектов проводятся как завершающие уроки учебной темы. В форме защиты проекта удобно организовать повторение, особенно обобщающее повторение в конце учебного года.

Проектно-исследовательская деятельность во внеурочное время направлена на удовлетворение индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей учащихся; на создание условий для самоопределения и самовыражения. В процессе индивидуальной и коллективной работы над проектами формируются учебно-познавательная, коммуникативная, информационная компетентности и компетентность разрешения проблем.

Структурными элементами внеурочной проектно-исследовательской деятельности являются:

•  Работа специальных курсов. Были разработаны и внедрены в образовательный процесс программы спецкурсов:

«Олимпиадный тренинг» – организован для учащихся физико-математических профильных классов с целью углубленного изучения алгоритмов и программирования и подготовки к олимпиадам по информатике и программированию;

«Использование прикладных программ в проектно-исследовательской деятельности учащихся». На занятиях этого курса учащиеся знакомятся с профессиональными программами Visual Basic, Delphi, Adobe Flash, учатся проектировать и создавать учебные программы по школьным предметам;

«В мире информационных технологий». Этот курс направлен на углубленное изучение MS Word, MS Excel, MS Power Point. Полученные знания учащиеся используют в учебной и проектно-исследовательской деятельности.

Результатами работы спецкурсов являются участие школьников в олимпиадах, конкурсах и научно-практических конференциях по информатике; использование созданных ими учебных пособий в школьном образовательном процессе.

•  Проведение учебных экспериментов и исследовательская практика.

Занятия экспериментальной деятельностью - это выполнение творческих заданий по определенной тематике, не касающейся учебного процесса. Для выполнения эксперимента создаются временные группы учащихся. Они выявляют проблемы школьной или общественной жизни, находят пути их решения, собирают и обрабатывают данные. Результаты работы представляются в виде проекта, выполненного с помощью компьютерных технологий. Готовый программный продукт отправляется по назначению: на классные и родительские собрания, на тематические внеклассные мероприятия. Эта форма учебной деятельности сочетает работу над учебными исследованиями с коллективным обсуждением промежуточных и итоговых результатов этой работы, предполагает организацию круглых столов, дискуссий, конференций, публичных защит, а также встречу с представителями науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других образовательных учреждений.

Проектная деятельность во внеклассной работе. В образовании нельзя отделить обучение от воспитания. Проектно-исследовательская деятельность формирует у учащихся личностную компетентность, воспитывает значимые общечеловеческие ценности такие, как чувства ответственности и самодисциплины, способность к самоорганизации, желание делать свою работу качественно.

 

Эвристические олимпиады

Центр "Эйдос" приглашает учащихся и педагогов на Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады Информатика (компетенции), ИНФОРМАТИКА (суперкубок) и другие.

Формированию ценностно-смысловой компетентности способствует вовлечение учащихся в проектно-исследовательскую деятельность социальной направленности, в частности, в работу по формированию и развитию классного коллектива. Проблема по созданию благоприятных психолого-педагогических условий для развития и нравственного формирования личности каждого ребенка, его самоутверждения, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей может быть успешно решена, если ее решением занимаются сообща учащиеся, учителя и родители. Поэтому вовлекаю детей и их родителей в совместную проектно-исследовательскую деятельность. Вместе с учащимися и родителями мы создали блог класса, который стал: во-первых, летописью класса и копилкой общих дел; во-вторых, местом, где можно высказывать свое мнение, сообщить о своих успехах или рассказать о важном событии, обсудить проблему, поделиться наболевшим и получить совет, а также работать над совместными проектами.

Общими усилиями актива класса и родительского комитета был создан и реализован проект «Совместная деятельность учащихся и их родителей по гражданско-патриотическому воспитанию».

Учащийся, занимающийся проектно-исследовательской деятельностью, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять в различных ситуациях. А значит, у него формируются как предметные так и метапредметные (компетентностные) качества личности.

Таблица соответствия предметных и метапредметных образовательных результатов и ключевых компетентностей, формирующихся у учащихся в проектно-исследовательской деятельности

Компе-тенции

 

  Виды проектно-исследовательской деятельности

Информационные

Поисковые

Аналитические

Коммуникативные

Презентационные

Пред-метные

Освоение основных понятий и методов информатики и основных информационных процессов в реальных ситуациях

Овладение навыками использования основных средств коммуникаций, формирования запроса на поиск информации в Интернете с помощью программ навигации и поисковых программ.

Нахождение сходства и различия протекания информационных процессов в различных системах; оценка информации с позиции интерпретации ее свойств человеком или автоматизированной системой; оценивание адекватности построенной модели объекту-оригиналу и целям моделирования

Осознание основных психологических особенностей восприятия информации человеком; овладение навыками использования основных средств телекоммуникаций; соблюдение норм этикета, законов при передаче информации по телекоммуникационным каналам

Использование инструментов презентационной графики при подготовке и проведении устных сообщений; использование методов визуализации для наглядного представления числовых данных и динамики их изменения

 

Метапред-еметные

 

Информационная – готовность к самостоятельному поиску, анализу, отбору и оценке необходимой информации из различных источников; способность самостоятельно осваивать знания и умения, необходимые для решения поставленной задачи. ееее

Компетентность разрешения проблем - способность анализировать нестандартные ситуации; уметь принять ответственное решение в той или иной ситуации и обеспечить своими действиями его воплощение в жизнь.

Ценностно-смысловая – уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения

Коммуникативная - готовность получать в диалоге необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в публичных выступлениях; навыки работы в группе.

 

Учебно-познавательная - готовность к самостоятельной познавательной деятельности, ее самооценке.

Личностная - готовность осуществлять физическое, духовное и интеллектуальное саморазвитие, эмоциональную саморегуляцию и самоподдержку как наиболее общих выработанных способов действия, позволяющих человеку понимать ситуацию, достигать результатов в личной и профессиональной жизни.

Специальная (предметная) компетентность формируется содержанием учебного предмета «информатики и ИКТ». Ключевые (надпредметные) компетентности формируются процессом обучения (формами, методами, технологиями обучении) и за счет реализации деятельностного подход к обучению, основанного на принципах технологии проектно-исследовательского обучения. Таким образом, в преподавании информатике и ИКТ на основе проектно-исследовательской технологии создаются условия для развития как предметных (специальных) компетентностей так и надпредметных (ключевых) компетентностей.

Литература

  1. Примерные программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ. 7–9 классы : проект. – М. : Просвещение, 2010. – 32 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-024280-6.
  2. Лебедев О.Е. Компетентностный подход в образовании//Школьные технологии.-2004.-№5.-С.3-12. http://www.orenipk.ru/seminar/lebedev.htm
  3. Примерные программы по учебным предметам. Информатика и ИКТ. 7–9 классы : проект. – М. : Просвещение, 2010. – 32 с. – (Стандарты второго поколения). – ISBN 978-5-09-024280-6.

 

Поделитесь своими впечатлениями прямо сейчас в форуме  или по e-mail

---
Для ссылок:
Коченкова Г.Л. Проектная деятельность в обучении информатике и ИКТ как один из способов формирования ключевых компетентностей учащихся. // Интернет-журнал "Эйдос".- 2012. - №3.
http://eidos.ru/journal/2012/0529-02.htm. - В надзаг: Центр дистанционного образования "Эйдос", e-mail: journal@eidos.ru.
 

Все статьи рубрики "Методика в школе" >>

 

  вверх
вверх
© Центр дистанционного образования «Эйдос», 1998-2017
E-mail: info@eidos.ru, ICQ: 427-405-412
Тел.: +7(495) 941-61-41
карта сайта